Также по телефонам (с8:00 до 19:00):
+38072-13-88-604; +38095-86-81-837.
Приложение 1
Структура программы эксперимента IV уровня: экспериментально - исследовательская деятельность
Пункт программы | Содержание | ВОПРОС для ответа |
1. Тема эксперимента. | Название эксперимента | Как называется эксперимент? |
2. Исполнитель эксперимента. | Фамилия, имя, отчество, должность, звание | |
3. Научный руководитель эксперимента или консультант. | Фамилия, имя, отчество, должность, звание, место работы, телефон | |
4. Актуальность темы. | Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме | Что не устраивает, в чем состоит проблемная ситуация? Что хотелось бы изменить? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
5. Идея эксперимента. | Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлении деятельности экспериментатора, образе желаемого изменения в ученике | Какое обстоятельство вызывает у Вас потребность в действиях, направленных на изменения в ученике? Что хотите изменить в ученике, за счет чего и как? |
6. Замысел эксперимента. | Конкретизация идеи эксперимента через конкретные формы, методы, логику разворачивания содержаний, учет конкретных условий класса и пр. | Как видится процесс воплощения идеи эксперимента? Как воплотить идею эксперимента на практике? |
7. Объект экспериментирования. | Границы исследования и изменения практики | Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики? |
8. Предмет экспериментирования. | Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте; часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании | О чем в объекте экспериментирования будет получено новое знание? На что в объекте экспериментирования будете воздействовать? Как рассматривается объект, а именно: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте? |
9.а) Педагогическая цель. | Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке. Ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ, концептуальных положений. | Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в Вашем ученике за счет экспериментальных действий, какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете? Что хотите разработать и апробировать? Что хотите создать в результате эксперимента? Какой результат ожидаете получить в эксперименте? Какое новое знание предполагаете получить в ходе эксперимента? |
9.6) Цель эксперимента. | Принципы, педагогические технологии, разработанная совокупность условий и пр. | |
10. Задачи. | Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели | Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шагинужно сделать для достижения цели? |
11. Гипотеза. | Научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель – нововведение, за счет которой ожидается получить определенную эффективность учебно-воспитательного процесса | Что будете проверять? В чем состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какие управляющие воздействия предполагаете по реализации задач эксперимента? Какой вам представляется модель нововведения, реализуемая вами в эксперименте? Каковы ее структурные элементы и связи? На что повлияет нововведение? |
12. Диагностический инструментарий. | Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, тексты контрольных работ, тесты, экспериментальные дидактические материалы | С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента? |
13. Критерии оценки ожидаемых результатов. | Признаки, или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки | Что будет оцениваться в ходе эксперимента, какие признаки в изменении состояния учащихся? По каким параметрам будет отслеживаться результативность экспериментальных материалов? Как предполагается фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся? |
14. Сроки эксперимента. | Время начала и предполагаемого завершения эксперимента | Какова продолжительность эксперимента? |
15. Этапы эксперимента. | Части, определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения | Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели? |
16. Прогноз возможных негативных последствий. | Замедление темпов прохождения тем, отклонения от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативные изменения в учащихся. | Какие возможны отрицательные последствия? |
17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий. | Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия | Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия? |
18. Состав участников эксперимента. | Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по данной теме | Кто участвует в эксперименте? |
19. Функциональные обязанности. | Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в эксперименте | Кто и за что отвечает в эксперименте?. |
20. База эксперимента. | Группа учащихся, класс, параллель классов, вся школа | На каком контингенте проводится эксперимент? |
21. Масштаб эксперимента. | Продолжительность эксперимента по времени и охват по объему материала — один урок, несколько уроков темы, четверть, год, несколько лет | Каков объем учебного материала, вводимого в поле эксперимента, и какова его продолжительность? |
22. Тип эксперимента. | Констатирующий, поисковый, формирующий | Какой тип эксперимента Вы осуществляете? |
23. Статус эксперимента. | Правовое положение эксперимента, его состояние; внутришкольный, индивидуальный или коллективный; муниципального уровня; федерального уровня | Каковы индивидуальные притязания экспериментатора на статус эксперимента? |
24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики. | Статья, отчет, методические рекомендации, программа и пр. | В какой форме будут описаны итоги эксперимента? |
25. Научно-методическая обеспеченность эксперимента. | Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, обучаемых | Какова обеспеченность эксперимента научно-методическими разработками? |
|