Коррекция модели мира пожилых людей.




НОВАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Воронежский областной геронтологический центр; Каф. психиатрии с наркологией ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Росздрава

Адаптированы и апробированы методики новой позитивной психологии для пожилых людей, постоянно проживающих в ГСУСОССЗН «Воронежский областной геронтологический центр». Рассмотрено влияние этих методик на настроение пожилых людей, их отношение с окружающими после психокоррекционных воздействий. Установлено, что использование предложенных методик способствует улучшению настроения пожилых людей, повышение их интереса к жизни, что доказывает необходимость их практического применения в условиях геронтологического центра.

Ключевые слова: новая позитивная психология, пожилой человек, геронтологический центр.

 

Актуальность. Новая позитивная психология возникла по инициативе американских психологов М. Селигмана и М.Чиксентмихайи в конце 1990-х годов.

Авторы полагали, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности – к позитивности, от концепции болезни – к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества.

 

В России проблема старости и немощности пожилых людей отражена в исследованиях Р.М. Грановской. Она выделяет 4 стратегии совладания со старостью, с помощью которых пожилые люди научатся положительно воспринимать окружающий мир:

I. Прекратить жить прошлым.

II. Осознать смысл жизни.

III. Осознанно выстраивать дружеские отношения.

IV. Компенсировать возрастное снижение накала эмоций.

Известно много методик позитивной психологии, однако, нами обнаружен явный дефицит конкретных практических и адаптированных методик работы с пожилыми людьми, проживающими в геронтологических центрах (ГЦ).

Цель работы – адаптировать и апробировать методики новой позитивной психологии применительно к пожилым людям, проживающим в ГЦ.

Материал и методы исследования. В исследование включено 80 человек, из них 56 женщин и 24 мужчины. Средний возраст респондентов составил 75,1±0,8 лет. Критериями исключения служили наличие обострения тяжелых хронических заболеваний, психических расстройств, деменция.

Методики новой позитивной психологии разрабатывались на базе Воронежского областного геронтологического центра (ВОГЦ). ВОГЦ является единственным ГЦ в Воронежской области и служит опорно-экспериментальной базой для анализа особенностей жизни пожилых в данном регионе. Он рассчитан на 250 человек. Отдельное жилье имеют ветераны войны, а остальные проживают в двух-трех местных комнатах.

Среди известных методик новой позитивной психологии нами выбирались и дорабатывались рекомендации, которые актуальны и доступны для понимания пожилых. Из полученных материалов формировались методики, апробированные в процессе групповых или индивидуальных занятий с проживающими в ГЦ. По результатам исследования разработано 23 рационализаторских предложения (РП), которые были внедрены в работу ВОГЦ в 2009- 2010 гг.

Использованный в работе экспериментально-психологический метод был представлен нижеследующими методиками:

Анкетирование.

Проводилось при помощи специально составленных опросников. Пожилому человеку предлагалось индивидуально или в процессе группового занятия ответить на вопросы анкеты. В них рассматривались различные аспекты жизни человека. Индивидуально опрос осуществляли специально обученные интервьюеры, которые учитывали особенности реакции пожилых людей при ответах на вопросы. Они четко разъясняли суть задаваемых вопросов. При этом учитывали физическое состояние пожилых, их быструю утомляемость

Самооценка настроения: пожилым людям предлагалось выбрать из 3 специальных карточек с изображениями лиц, выражающих улыбку, безразличие и уныние, то изображение, которое более соответствовало бы их настроению до начала психокоррекционных занятий и после них.

Методики совладания со старостью, адаптированные к применению у пожилых в условиях ГЦ: все психокоррекционные воздействия в процессе групповых занятий, проводимых с пожилыми людьми, разделены на 4 стратегии преодоления старости, предложенные Р. М. Грановской. Далее представлены названия и суть адаптированных методик по новой позитивной психологии.

Методики преодоления старости через прекращение жить прошлым. В процессе занятий пожилым людям задавались следующие вопросы: - Как часто они вспоминают о прошлом? - Что хорошего есть у них сегодня? - Что хорошего было у них в прошлом? - Довольны ли они своей жизнью? До и после поступления в ГЦ? - Каким кажется им будущее?

Коррекция модели мира пожилых людей.

Пожилому человеку рассказывалось о том, что важно гибко подстраиваться под современный мир и новую жизнь. Жизнь меняется, мы рождаемся в одном мире, а старимся – в другом. Необходимо стремиться к обостренному переживанию жизни в настоящем.

Оптимистическое изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему.

Пожилым людям предлагалось применять 3 подхода для повышения степени удовлетворенности жизнью в прошлом, настоящем и будущем:

А. Отказаться от убеждений, что прошлое предопределяет будущее. Использовать установку: «жить здесь и сейчас».

Б. Изменить эмоциональную оценку прошлого и настоящего в сторону благодарности за все доброе с прощением обид.

В. Оптимизировать отношение к будущему.

Фокусировка на позитивных сторонах жизни.

Привлекалось внимание пожилых людей к следующей истине: в любой ситуации можно найти позитивное и обесценить негативное. Пожилым людям предлагалось оценить ситуацию прожитой жизни с позиции: «Вижу хорошее».

Позитивное мышление для пожилых: заметим хорошее.

Пожилым людям рассказывалось о мышлении по системе: 6 Думательных Шляп, предложенной Эдвардом де Боно. Алгоритм мышления: 6 «шляп» – 6 ракурсов

(видений ситуации) представляет собой следующее:

- Белая Шляпа – цвет чистого листа и символ сбора фактов, информации.

- Красная Шляпа - эмоции и интуиция.

- Черная Шляпа – критическое, пессимистическое, осторожное мышление.

- Желтая шляпа – позитив, выгода в ситуации.

- Зеленая Шляпа – творчество, альтернативы, конструктивизм.

- Голубая Шляпа - общее видение ситуации, конструктивность.

Методики преодоления старости через осознание смысла жизни.

В процессе занятий пожилым людям задавались следующие вопросы:

- Ставят ли они цели на данном этапе жизни?

- На сколько процентов используют то, что имеют?

- Увидели ли они новые смыслы жизни, проживая в ГЦ?

- Согласны ли, что наличие цели делает жизнь интересней?

Станем счастливее, ориентируясь на свои ценности и смыслы.

Пожилым людям предлагалось найти новые смыслы жизни в позитивных поступках. Им рассказывалось о том, что у человека, имеющего цель, повышается самооценка, и он становится счастливее.

Увлеченность повседневностью (состояние потока) для долголетия.

Пожилым людям рассказывалось о концепции «потока», в которой говорится о том, что для каждого человека существуют виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как - бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Пожилым людям предлагалось найти такое занятие в ГЦ, которое вызывает состояние потока.

Повышение уровня счастья через понимание: «Что делает меня счастливее?»

Пожилым людям предлагалось осознать повседневные занятия, которые наполняют их жизнь смыслом и радостью. Предоставлялась информация о том, что, по мнению М. Селигмана человек не может быть счастливым, если живет просто ради того, чтобы удовлетворить свои физические потребности.

Повышение удовлетворенности жизнью через установку на духовное развитие.

Пожилым людям рассказывалось о широком понятии духовности. Обсуждались аспекты внешнего роста, связанного с властью и деньгами, а также внутреннего – развитием психологической сути личности, улучшением способности к гармоничному общению, разрешению конфликтов и проблем.

Использование личных добродетелей и достоинств для повышения удовлетворенности жизнью.

Пожилым предоставлялась информация о том, что использование добродетелей делает людей счастливее. Предлагалось развивать и использовать свои достоинства и добродетели как можно чаще в повседневной жизни ГЦ.

Способ почувствовать себя лучше через самореализацию.

Пожилым людям предоставлялась информация о понятии самореализации.

Предлагалось найти себя через:

хорошие отношения с другими людьми и реализоваться в общении;

интерес в процессе изучения себя и других;

возможность творческого самовыражения в посильных делах.

Методика «5+» для хорошей жизни в геронтоцентре.

В процессе группового занятия пожилым людям предлагалось насыщать свою жизнь по 5 направлениям: ВСЮНЗ (Взаимопомощь – Счастье – Юмор – Надежда - Здоровье).

Методики преодоления старости через осознанное выстраивание дружеских отношений.

В процессе занятий пожилым людям задавались следующие вопросы:

- Есть ли у них друзья в ГЦ?

- Чувствуют ли они себя одинокими?

- Часто благодарят ли окружающих людей?

- Делают ли добрые поступки?

- Хотели бы посещать «Клуб психологии»?

Повышение настроения за счет участия в клубах по интересам.

Данное положение нашло свое выражение в предложении организовать для проживающих в ГЦ психологический клуб, где они могли бы позитивно общаться. Задача и принцип клубной деятельности: не избавить от проблем, а найти позитив.

Геронтологический центр как большая дружная семья: заимей сто друзей.

Пожилым людям рассказывалось о значимости дружбы для качества и продолжительности жизни. Человек, имеющий хотя бы 1 друга (но не родственника), легче переносит трудности, ему становится легче жить.

Улучшение настроения через баланс общения и одиночества.

В процессе беседы пожилым рассказывалось о том, что люди, проводящие время в одиночестве часто бывают в депрессии. Одиночество - это выбор самого человека. Знакомство с новыми людьми расширяет круг товарищей и возможность выбора друзей.

Доброта и благодарность, продляющие жизнь.

Пожилым людям рассказывалось о том, что по данным ученых, люди, испытывающие чувство благодарности, становятся счастливее. Привлекалось внимание пожилых к более частому выражению благодарности окружающим людям.

Методики преодоления старости через компенсацию возрастного снижения накала эмоций.

В процессе занятий пожилым людям задавались следующие вопросы:

- Как борются с раздражением и злостью?

- Используют ли они методы саморегуляции своего поведения и эмоций?

- Приходилось ли контролировать свои действия с помощью самоприказов?

- Что может поднять настроение и заставить улыбаться (смеяться)?

Методика саморегуляции через позитивный настрой в измененном состоянии сознания.

Пожилые люди обучались настраиваться на желаемые поведение и эмоции, входя в измененное состояние сознание (ИСС) по упрощенной схеме в 2 этапа:

1) Войти в ИСС через упражнение безоценочного видения внешнего и внутреннего мира. Для этого пожилым людям предлагалось представить, что они смотрят на мир безоценочно, как фотоаппарат или видеокамера. Параллельно необходимо было ощущать (безоценочно) свое тело (прикосновение одежды к телу, мышцы). Именно при безоценочном восприятии внешнего и внутреннего мира, человек входит в ИСС.

2) Собственно настрой. В ИСС отдаются самоприказы: «Стоп», «Я чувствую себя хорошо», «Я переговорщик, контактный – мне легко ладить с людьми».

Методика саморегуляции эмоциональных корней проблем путем воздействия на подсознание через ключевое слово.

Пожилым людям предлагалось избавляться от проблем с помощью инструкции для подсознания, которой они обучались в процессе групповых занятий. При появлении проблемы надо произносить ее название и ключевую фразу до появления сигнала в виде зевка. Зевок свидетельствует о работе подсознания с проблемой.

Методика смехотерапии в геронтоцентре.

Улучшение настроения через искреннюю улыбку.

Суть предложений дать пожилым людям установку на юмористическое отношение к повседневной жизни. Смех – вариант самовыражения. Нередко пожилые люди самовыражаются в конфликтных ситуациях, а им предлагается вариант самовыражения непосредственно через смех, улыбку и юмор.

Методика самоприказа для коррекции управляющей функции мозга.

Пожилым людям предлагалось использовать слова самоприказы, которые останавливают негативное действие и направляют на позитивное (например, «Стоп», «Вперед», «Это хорошо»).

Способ разрешения трудных ситуаций для пожилых людей: действуй как оптимист.

Пожилым людям в процессе занятий предлагалось научиться оптимистическому отношению к окружающей действительности через мужество взять на себя ответственность за свою жизнь и быть открытым переменам.

Улучшение мироощущения путем вхождения в образ «Счастливчика».

Пожилым людям предоставлялась информация о том, что мироощущение влияет на образ мышления и поведение. Если человек ведет себя как счастливый (не опускает понуро голову, не сутулится), то у него улучшается настроение. Предлагалось каждый день в течение нескольких минут представлять себя счастливым человеком.

Способ регуляции негативных эмоций посредством нейро-лингвистического программирования.

Пожилые люди обучались контролировать негативные эмоции. Для этого рекомендовалось на фоне плохого настроения вспомнить состояние, когда они были спокойны и радостны.

Выводы. Проведенное исследование свидетельствует о том, что пожилые люди проявили интерес к предлагаемым психокоррекционным методикам, утверждая их значимость для повседневной жизни в ГЦ. Практическое применение данных методик способствовало улучшению настроения пожилых людей, повышение их интереса к жизни после проведения групповых или индивидуальных занятий.

Осуществленная нами оценка полученных материалов по 23 методикам новой позитивной психологии носила предварительный характер и требует расширения числа наблюдений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: