Кихон
(базовая техника)
1. Хидари дзенкуцу дати гедан барай камаэ йой.
(Встать в переднюю правостороннюю стойку, когда левая нога впереди согнута в колене, а задняя правая нога прямая. Стойка на ширине плеч. С нижнем блоком левой руки. Приготовиться.)
5 раз вперед агэ – укэ +гяку – дзуки тюдан ( в дзенкуцу – дати ) из гедан – барай камаэ (с шагом вперед выход в переднюю стойку с верхним блоком против удара в голову, на месте удар кулаком с движением бедер на уровне груди и нижний блок.)
2. 5 раз, отступая сото – укэ + гяку-дзуки тюдан (в дзенкуцу-дати) из гэдан-барай камаэ. (с шагом назад (выход в переднюю стойку) выполняем блок снаружи внутрь на среднем уровне (защита от удара в грудь) на месте удар кулаком с движением бедер на уровне груди и нижний блок.)
3. 5 раз вперед учи-укэ + гяку-дзуки тюдан (в дзенкуцу-дати) из гэдан-барай камаэ (с шагом вперед (выход в переднюю стойку) с блоком изнутри наружу верхней частью запястья на среднем уровне (защита от удара в грудь), на месте удар кулаком с движением бедер на уровне груди и нижний блок.)
4. 5 раз назад сюто – укэ (в кокуцу-дати) + гяку-нукитэ – дзуки тюдан (с переходом в дзенкуцу-дати) из гэдан-барай камаэ. (С шагом назад (выход в заднюю стойку), выполняем блок наружным ребром ладони на среднем уровне (защита от удара в грудь), на месте удар кончиками пальцев (с переходом в переднюю стойку) с движением бедер на уровне груди и нижний блок.)
5. 5 раз вперед маэ-кэри-кэагэ тюдан (в дзенкуцу-дати) из тюдан – но камаэ. (С шагом вперед, удар ногой вперед на уровне груди (выход в переднюю стойку), руки перед собой).
6. Развернувшись выход в стойку киба-дати 5 раз назад с крестным шагом йоКО – КЭРИ – КЭАГЭ ДЗЕДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН – НО КАМАЭ. (Боковой удар ногой в сторону. Обратите пальцы стопы вперед и направьте ребро стопы вниз и параллельно земле. Удар выполняется на уровне головы. Выход в стойку с широко расставленными ногами, или «стойка всадника». Руки перед собой.)
7. развернувшись, 5 раз вперед с крестным шагом ЕКО – КЭРИ КЭАГЭ ДЗЕДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН – НО КАМАЭ. (Боковой удар другой ногой в сторону. Обратите пальцы стопы вперед и направьте ребро стопы вниз и параллельно земле. Удар выполняется на уровне головы. Выход в стойку с широко расставленными ногами, или «стойка всадника». Руки перед собой.)
8. 5 раз назад с крестным шагом ЕКО – КЭРИ – КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН – НО КАМАЭ. (Боковой проникающий удар ногой в сторону. Используйте бедра. Толкайте их в направлении удара ногой. Обратите пальцы стопы вперед и направьте ребро стопы вниз и параллельно земле. Удар выполняется на уровне живота. Выход в стойку с широко расставленными ногами, или «стойка всадника». Руки перед собой.)
9. развернувшись, 5 раз вперед с крестным шагом ЕКО – КЭРИ – КЭКОМИ ТЮДАН (в КИБА - ДАТИ) из ТЮДАН – НО КАМАЭ. (Боковой проникающий удар ногой в сторону. Используйте бедра. Толкайте их в направлении удара ногой. Обратите пальцы стопы вперед и направьте ребро стопы вниз и параллельно земле. Удар выполняется на уровне живота. Выход в стойку с широко расставленными ногами, или «стойка всадника». Руки перед собой.)
10. Развернувшись, выход в переднюю стойку в дзенкуцу – дати, 5 раз назад маваси – кэри тюдан (в дзенкуцу – дати) из тюдан – но камаэ. (Круговой удар ногой на уровне груди. Выполняется задней ногой подъемом стопы. Выход в переднюю стойку. Руки перед собой.)
Кихон–Гохон-Кумитэ
(спарринг на пять шагов до проведения одной заданной атаки
и защиты с контор атакой.)
1.тори: 5 раза вперед ой-дзуки дзедан (в дзенкуцу-дати).
(Атакующий выполняет на пять шагов длинный удар с выпадом вперед в голову (в передней стойке)).
Укэ: 5 раз, отступая агэ-укэ (в дзенкуцу-дати) из йой. На 5-ый шаг 1 раз на месте гьяку дзуки тюдан (в дзенкуцу-дати гедан барай).
(защищающий, из стойки ноги на ширине плеч, руки перед собой сжаты в кулаки, выполняет шаг назад (выход в переднюю стойку), с верхним блоком (защита от удара в голову. На пятый шаг выполняем верхний блок с контратакой задней рукой обратный удар. Нижний блок)).
2.. тори: 5 раз вперед ой-дзуки тюдан (в дзенкуцу-дати).
(Атакующий выполняет на пять шагов длинный удар с выпадом вперед в грудь (в передней стойке)).
Укэ: 5 раз, отступая сото-укэ (в дзенкуцу-дати) из йой. На 5-ый шаг 1 раз на месте гьяку дзуки тюдан (в дзенкуцу-дати гедан барай).
(защищающий, из стойки ноги на ширине плеч, руки перед собой сжаты в кулаки, выполняет шаг назад (выход в переднюю стойку), выполняем блок снаружи внутрь на среднем уровне защита от удара в грудь. На пятый шаг выполняем средний блок с контратакой задней рукой обратный удар. Нижний блок).
Ката Хэйан седан или шодан (номер 1)
Ката серии хэйан были созданы специально для начинающих известным мастером каратэ Ясуцунэ Итосу на основе сложных ката, таких, как Канку, Бассай, Дзион и другие. Исходно ката хэйан были предназначены для обучения школьников на острове Окинава, поскольку очень хорошо подходили для групповых занятий и удачно дополняли программу общей физической подготовки.
По воспитательным соображениям здесь не используются опасные удары, такие, как, например, в глаз или в пах.
Другое название этой серии ката — пинан. Под этим названием их изучали на острове Окинава, и оно сохранилось до нашего времени в других стилях каратэ, например в вадо-рю. Пинан или хэйан означает – «умиротворение духа».
Изначально серия хэйан начиналась с ката, которое сейчас идет вторым (хэйан нидан). Фунакоси поменял порядок ката в серии, сделав первым самое простое из них.
Исходное положение.
Мицуби-дати (стойка ожидания, стопы развернуты наружу). Поклон, название ката. Выйти в стойку ноги на ширине плеч, руки перед собой сжаты в кулаки.
1. Поворот влево, шаг левой ногой вперед в дзэнкуцу-дати (передняя стойка), гэдан барай (опускающийся блок) левой рукой.
2. Шаг вперед правой ногой с ой-цуки. (Длинный удар с выпадом).
3. Поворот на 180 градусов вправо с большим шагом правой ногой, гэдан барай правой рукой. Здесь выполняется движение защиты от маэ гэри воображаемого противника, затем освобождение от захвата за руку круговым движением руки с переносом веса тела назад и контратака по голове боковой стороной кулака (рис. 1,2).
Рис.1,2
4. В Германии принято исполнение удара боковой стороной кулака — тэт цуи (рука молот) учи в версии Канадзавы — из естественной стойки (Шизен-Тай (естественная стойка)). В версии Накаямы этот удар выполняется с переходом вперед в дзэнкуцу-дати.
5. После тэтцуи учи сразу шаг вперед левой ногой с ой-цуки.
6. Поворот на 90 градусов влево с шагом левой ногой, гэдан барай левой рукой.
7. Агэ-укэ правой рукой (через переходное положение) с шагом правой ногой вперед.
8. Сразу шаг вперед левой ногой с агэ-укэ левой рукой.
9. Третий шаг вперед правой ногой с агэ укэ правой рукой. КиаЙ. Киай здесь показывает возможность понимания последнего агэ-укэ как удара, например в локоть противника (рис. 3, 4).
Рис. 3,4
Такой удар наносится предплечьем правой руки движением снизу вверх, при этом левой рукой после предыдущего агэ-укэ выполняют захват руки противника с рывком к себе.
10. Поворот влево с шагом левой ногой назад, гэдан барай левой рукой.
11. Затем сразу ой-цуки с шагом правой ногой.
12. Поворот на 180 градусов вправо с большим шагом правой ногой, гэдан барай правой рукой.
13. Затем сразу шаг вперед левой ногой с ой-цуки.
14. Поворот на 90 градусов влево с шагом левой ногой, гэдан барай левой рукой.
15. Ой-цуки с шагом правой ногой.
16. И сразу ой-цуки с шагом левой ногой.
19. Ой-цуки с шагом правой ногой. Киай.
20. С шагом левой ногой поворот влево в кокуцу-дати, сюто-укэ левой рукой.
21. Сразу шаг правой ногой под 45 градусов вправо, сюто-укэ правой рукой.
22. Поворот на 135 градусов вправо шагом правой ногой, сюто-укэ в кокуцу-дати правой рукой.
23.Сразу с шагом левой ногой под 45 градусов влево в кокуцу-дати сюто укэ левой рукой.
Вернуться в исходное положение.
Примечание к пунктам 18—21. Возможное практическое применение этих движений показано на рис. 5 и 6. Первый сюто укэ можно понимать, как блок от прямого удара кулаком, второй сюто-укэ с шагом вперед — как удар ребром ладони по шее.
Рис. 5 Рис.6