Законспектировать конспект лекции.




I. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщить тему лекции, поставить перед студентами цель, пояснить значение знаний, которыми они должны овладеть в результате работы над темой.

II.Основная часть.

2.1.Актуализация опорных знаний студентов:

2.2. Изложение содержания нового учебного материала.

 

ПЛАН.

1.Направленность личности. Социализация личности.

2.Самосознание личности.

3.Личность и коллектив. Психологическая защита личности.

1. Направленность личности

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.

Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:

· органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),

· материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),

· социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),

· функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),

· духовные (удовлетворение эстетических потребностей).

Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.

Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:

1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);

2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;

3. общественные потребности – к ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе, любви, общественной деятельности и т.п.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения бывают: научные, профессиональные, моральные.

Стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Мировоззрение – это система взглядов человека на себя, окружающий мир, которая определяется отношением человека к действительности.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности.

Мировоззрение может быть научным, религиозным, нравственным.

Цели – это представления человека о конечном результате деятельности. Цель определяет направленность деятельности человека.

Виды целей таковы: близкие, средние, далекие.

Зрелость личности определяется ее способностью починять свое поведение и деятельности далеким целям.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.

Самосознание личности.

Образ «Я» («Я-концепция») – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ «Я» включает в себя три компонента:

1.Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

2.Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

3.Поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить спой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное-Я». «Я-образ» - это, вместе с тем, и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Еще один вариант возникновения «Я-образа» - «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велика, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей. Слишком высокая самооценка или слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликта личности. Высокая самооценка приводит к тому, что человек сталкивается с противодействием окружающих (озлобление, подозрительность, мнительность) или может стать агрессивным, высокомерным. Низкая самооценка может свидетельствовать о раскрытии комплекса неполноценности (неуверенность в себе, тревожность).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности – желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. В зарубежных исследованиях было высказано мнение, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудач.

Стремление к высокой самооценке может вызвать внутренний конфликт: с одной стороны, стремление повысить уровень притязаний, чтобы пережить тот же успех, с другой стороны, низкий уровень притязаний, чтобы избежать этого. В случае успеха уровень притязаний повышается. Человек проявляет готовность решать более трудные задачи. При неуспехе – понижается.

Самосознание – это образ себя и отношение к себе. Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

Для познания себя человек должен развить свои познавательные потребности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя; должен накопиться материал для познания; всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим.

Выработка идеального «Я», и соотнесение в ним целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейший функций самосознания.

Осмысление собственной жизни – активность особого рода, она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, а на координацию всей личности в целом.

Способы психологической защиты.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ века американский психолог У.Джеймс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Им была предложена формула, где числитель выражал реальные достижения индивида, а знаменатель – его притязания:

самоуважение = .

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Одним из механизмов психологической защиты, по З.Фрейду, является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию.

Переключение – еще один механизм психологической защиты – когда личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым (или кажущимся непреодолимым) барьером, другой, которая оказывается для нее более доступной, перспективной (или таковой представляется).

Рационализация и вытеснение («спрятать голову в песок»), также являются защитными механизмами позволяющими осмыслить поведение человека.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки. Мотивом может быть и желание порадовать родителей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице, и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в приобретении знаний. Поэтому; оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в Другом - стремлением получить обещанную награду.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико - они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают Желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.

Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, па которые они направлены (интерес к технике, музыке, Театру, шахматам и т. д.). Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни - положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные Моменты; другие - отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Для интересов советских людей характерна глубокая идейность и общественная ценность, эти интересы порождаются великой задачей строительства коммунистического общества.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного - двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.

Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенными интересами называют интересы, глубоко воздействующие на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес, не побуждающий ктакого рода деятельности. К сожалению, интерес к спорту у школьников порой носит именно такой характер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая перестройка пассивных интересов совершенно необходима.

Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека (например, школьник интересуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамоделирования, которым мальчик очень увлечен).

Воспитание косвенных интересов имеет большое значение. Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость. Для этого в убедительной форме раскрывают значение в важность -неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в ней увлекательные и занимательные стороны.

Человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувством долга, общественными обязанностями и т. д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.

Моральный (или нравственный) идеал - это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Каждая историческая эпоха имеет свой идеальный образ, в котором воплощаются наиболее значимые черты и устремления людей этой эпохи. Советскому общественному строю соответствует нравственный идеал человека, в образе которого воплощаются лучшие, передовые черты строителя коммунизма. Наша повседневная жизнь рождает множество передовых людей, самоотверженных строителей коммунизма, примеру которых подражает и следует наша молодежь. Такими людьми являются Герои Социалистического Труда - труженики заводов и полей, крупнейшие ученые нашей страны. Примерами для подражания служат общественные и государственные деятели нашей страны, виднейшие деятели мирового коммунистического движения, Герои Советского Союза, наши летчики-космонавты.

Важный мотив поведения - убеждения, тесно связанные с идеалами. Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Нравственные убеждения лежат в основе поступков и действий человека, его общественного поведения. Убеждения людей в нашем обществе, строящем коммунизм, отражают правила и принципы коммунистической морали.

Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Мировоззрение всегда носит классовый характер. В нашем обществе господствует коммунистическое, марксистско-ленинское мировоззрение, которое отражает объективные законы развития природы и общества и служит интересам всех трудящихся.

Личность и коллектив

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей. Коллектив - наиболее действенное средство борьбы против пережитков капитализма в сознании людей, против эгоизма и индивидуализма.

Коллектив сочетает в себе интересы общества с интересами отдельной личности: с одной стороны, коллектив утверждает в качестве высшей нормы поведения человека его служение общественному благу, с другой - обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.

Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и делать полезными членами общества даже, казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на использовании огромной силы воздействия коллектива построена советская педагогика, в теоретическую и практическую разработку которой большой вклад внес выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Имея в виду огромную роль коллектива и взаимоотношений в коллективе в деле формирования личности, советские психологи за последние годы стали интенсивно изучать психологию групп и коллективов. Изучают так называемые малые группы, под которыми понимают относительно устойчивое, немногочисленное по составу (не более 30-40 человек) объединение людей, связанных общими целями. К малым группам относятся такие объединения, как семья, школьный класс, бригада на производстве, экипаж самолета или небольшого судна, коллектив зимовщиков полярной станции и т. д.

Исследователи различают формальные (официальные) малые группы, которые создаются на основе устава или каких-либо официальных документов (класс, пионерское звено, октябрятская звездочка) и неформальные (неофициальные) группы - свободные и стихийные объединения людей на основе симпатии, взаимных интересов (дворовые компании, группы школьников по интересам и т. д.).

Группы (и формальные, и неформальные); достигают различного уровня развития. Высшей формой развития является кол лектив. Всякий коллектив есть группа, но не всякая группа - коллектив. Коллектив - такая организованная и сплоченная группа, которая преследует общественно полезные цели, Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»). Все эти тонкости взаимоотношений учителю - организатору классного коллектива - надо выяснять. Только хорошо зная коллектив и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, учитель может опираться на коллектив в воспитательной работе.

Психологическая защита личности.

В каждодневной жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена, т.е отсутствует возможность ее удовлетворения. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения. Такого рода психическая деятельность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранить достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта. Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением ее иерархии, направленным на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологические травмирующие моменты. Функции психологической защиты по своей природе противоречивы: с одной стороны они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно допустить, что механизм психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действия.

Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно. К механизмам психологической защиты относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение. Остановимся на характеристике каждого из названных механизмов.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду, конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия деятельности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что в свою очередь вызывает затруднение в поведении.

Вытеснение - наиболее универсальный способ избавления внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые, с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызения совести. Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрыть общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические требования и устремления. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не только плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его сознания.

Проекция - бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У студентов - это механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. В широком смысле идентификация - это неосознаваемое следование образам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация -псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая конфликтную ситуацию, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не больно то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.

Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект на действия с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантизии.

Изоляция или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем не отражается. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Интроекция - это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

Отрицание - это защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери.

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность.

Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация - это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

В целом хотелось бы сказать, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта личности, даже при нарушении его социальных норм и запретов, поскольку снижая действенность социального контроля, она создает почву для самообладания и самооправдания. Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования.

 

3. Заключительная часть.

3.1. Обобщение и систематизация знаний студентов:

- Что такое направленность личности?

- Назовите виды интересов личности.

- Что такое самосознание?

- Назовите виды психологической защиты личности.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Законспектировать конспект лекции.

2. Проработать устно вопросы в конце лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: