От рождения до трех лет (0 – 3 года)




Консультация для родителей

«Этапы развития детской речи»

От рождения до трех лет (0 – 3 года)

Овладение речевой функцией происходит поэтапно: подготовительный этап охватывает первый год жизни ребенка; на этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственное речевое развитие.

Второй этап, переход к активной речи приходится обычно на второй год жизни ребенка.

На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения — она все точнее отражает намерение говорящего, все точнее передает содержание событий. В связи с этим расширяется словарный запас, совершенствуются грамматические конструкции, четче становится произношение.

Можно рассматривать развитие речи и как смену определенных этапов: экспрессивно-мимического, предметно-действенного и речевого. К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. В первый месяц жизни характер плача позволяет во многих случаях определить, чего желает младенец. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и двигать ручками. Крик становится более разнообразным по интонациям.

В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих: ребенок прислушивается и узнает голос матери, других членов семьи, пытается подражать отдельным звукам речи взрослых, реагирует на интонации, слушает музыку, отдает предпочтение мелодичным погремушкам. В возрасте от 1,5 до 3-х месяцев малыш начинает гулить и агукать — в его речи появляются короткие звуки г, к, кх, а-гу, ам, ма, пф, бу, му. Мать и другие взрослые, ухаживающие за ребенком, не должны молчать — если ребенок слышит мало речи, появление первых звуков запаздывает. Если же взрослые активно обращаются к младенцу, ласково разговаривают с ним, но малыш «не отвечает» гулением и лепетом, а голос его слышен только при плаче — возможно, слух его ослаблен, поэтому он и не может подражать взрослым.

В 4—5 месяцев ребенок повторяет за взрослым, и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов — это называется лепетом: ма-ма-ма, тя-тя-тя.

В 6 месяцев ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы («покажи», «дай»). В речи используются в основном лепетные слова, состоящие из двух-трех открытых слогов: ляля, баба, тятя и т. д., много звукоподражаний: би-би, пи-пи и т. д. К году малыш говорит уже около 10-ти слов.

 

 

В первые месяцы после года в речи ребенка по-прежнему остается много лепетных слов и звукоподражаний. Однако появляется и новое. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много

односложных слов. В этот период речь ребенка развивается стремительно: он произносит все новые слова и звукосочетания, в которых нетрудно узнать знакомые слова.

С рождения малыша окружает огромное количество звуков: речь людей, музыка, голоса животных и птиц, шелест ветра, шум дождя... Слух играет важнейшую роль в овладении речью, и от его состояния зависят и само возникновение речи, и ее дальнейшее правильное развитие. Поэтому родителям важно следить за нормальной работой слуха. Так как ребенок осваивает множество новых видов деятельности, он нуждается в информации: какие предметы его окружают, как они называются, и что с ними можно делать. Взрослые должны поддерживать ребенка в его горячем желании общаться — это поможет в развитии речи. Очень важно для ребенка также эмоциональное общение. Годовалый ребенок понимает значение многих слов, к полутора годам дети могут выполнять несложные поручения, называть части тела, понимают содержание простых рисунков. В речи их еще остаются лепетные слова. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 40 слов, в два года — около 300. Это так называемый активный словарь, — то есть слова, которые ребенок активно использует в речи; слов, которые он понимает и пытается воспроизвести, гораздо больше. В это же время в речи появляются двух-, трехсловные предложения. Большинство фраз произносится в утвердительной форме. К двум годам дети довольно четко произносят гласные а, о, у, и; тяжелее им даются звуки ы, а, которые они заменяют звуками и, е. Произношение согласных звуков малыши осваивают гораздо сложнее, поэтому они часто пропускают их в словах вовсе, либо заменяют известными звуками. Л, р и шипящие в речи двух-, трехлетнего ребенка — большая редкость, так как артикуляционный аппарат недостаточно развит. Голос у малышей в этом возрасте еще слабый, но они способны менять интонацию в зависимости от смысла предложения.

Двухлетний ребенок испытывает затруднения в соотнесении качественных признаков предметов. В принципе малыш отличает качество от количества или от действия, но правильно противопоставить эти признаки друг другу не может. Двухлетка спокойно противопоставит большому мячу красный мяч, а старому платью — синее платье. Постепенно дети овладевают соотношением качеств двух однородных предметов, соответственно в их речи появляются существительные, прилагательные и глаголы. Активный словарь двухлетки может составлять до 300 слов, однако у многих детей не набирается такого количества. Причиной тому может быть индивидуальный темп развития ребенка либо какое-то неврологическое отклонение. К сожалению, сейчас очень мало детей, не имеющих

 

 

проблем с неврологией, и родителям хорошо это известно. Если ваш малыш

молчит, ограничиваясь простыми словами, не связанными в предложения, и жестами, попробуйте выявить причину. Возможно, ребенок реагирует так на семейные проблемы, тревожную обстановку дома; возможно, он отстает в

развитии речи. Лучше всего будет для начала протестировать его у независимого психотерапевта, а не вести в поликлинику. Нервная система малышей обладает удивительной способностью к восстановлению и развитию, важно лишь наблюдать за ней и не допускать явных отклонений!

На третьем году жизни ребенок способен уже понимать достаточно сложные картинки; внимательно слушать сказки и истории. Словарный запас постоянно обновляется за счет слов общеупотребительных и изобретенных самостоятельно; к концу третьего года в словаре ребенка уже порядка 1200 единиц.

В этом возрасте уже необходимо следить за грамматическим строем речи малыша. Если вы и без слов понимаете, что хочет сказать ваш ребенок, то окружающим это может быть непонятно, так что для пользы малыша исправляйте сказанные с ошибками слова и фразы, четко произносите их и побуждайте малыша повторять за вами.

В этом возрасте возрастает потребность ребенка в самостоятельности, он уже в состоянии себя оценивать. Как правило, к трем годам дети говорят о себе в основном в первом лице. Ребенок строит фразы; осваивает грамматическую систему языка. К трём годам ребенок использует все части речи и строит полные предложения и развернутые высказывания.

Трехлетка более четко произносит слова, однако продолжает делать ошибки: пропускает в словах звуки, слоги, переставляет слоги местами или заменяет их похожими по звучанию: бабакасобака; масакатсамокат и т, п. Сам по себе этот факт не должен вызывать беспокойство — в возрасте 3-х лет детям недоступно правильное произношение всех звуков речи.

Дети в этом возрасте уже хорошо ориентируются в окружающих предметах, обобщают их по определенному признаку (шапка, брюки, куртка — одежда). Большую часть активного словаря занимают существительные, затем следуют глаголы, прилагательные и местоимения. В это же время дети осваивают падежные формы и число существительных, а также глагольные видо-временные формы (прошедшее, настоящее время, совершенный и несовершенный вид).

В основном, трехлетние малыши произносят большинство согласных звуков (п, п', б, б', м, м',, ф, ф',, в, в', т, т', д, д', н, н', с', л', к, к', г, г', х, х' ). Проблемными остаются свистящие (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, р', л') звуки. Обычно дети или пропускают их, или заменяют (с — с', ф'; зс' в; цт'; шс', т'; жс', д', з, з'; чт'; рл'; р'л', в; лл'). Например: досъдождь; мозя - мозетможно, может; звойзлой.

В этом возрасте дети склонны к подражанию, поэтому взрослым нужно

 

тщательно следить за своей речью, — в первую очередь чадо будет копировать именно членов своей семьи!

Обратитесь к специалисту, если к трем годам:

• ребенок не пытается подражать новым словам в течение 3—5-ти месяцев после того, как первые слова были им произнесены;

• в 2—3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит сапка вместо «шапка», но шобака вместо «собака»;

• ребенок не использует глаголы;

• не строит предложений;

• постоянно делает грамматические ошибки (вместо «не хочу с тобой» — «не надо ты»);

• к 3—4-м годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может искажать слово до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика; поэтому нарушение слоговых структур является сигналом того, что ребенок не слышит ритм слова;

• не говорит о себе в первом лице;

• высовывает во время речи кончик языка между зубами;

• ребенок говорит в нос. Это явление не обязательно связано с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка и попросите что-нибудь сказать. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание;

• не использует жесты;

• ребенок вообще отказывается говорить;

• с трудом устанавливает эмоциональный контакт.

Обратите особое внимание на развитие речи, если:

• ребенок развивается с задержкой или перенес тяжелые заболевания;

• у ребенка есть неврологические заболевания;

• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения;

• ребенок охотно общается как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми (нормальна ситуация, когда ребенок охотно общается с близкими людьми и стесняется чужих);

• ребенок говорит на «своем языке» (понятном ему одному).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: