Лекция 7: Особенности занятий с детьми 3- 15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.




План: 1. Ведение

2. Методика проведения занятия для детей 3-15 лет, имеющих нарушения осанки, деформацию стопы.

3. Закономерности формирования правильной осанки средствами ФК.

4. Характеристика структуры занятия и применяемых упражнений.

5. Составление конспекта занятия для детей разного возраста с данными нарушениями.

Одна из важнейших задач физического воспитания детей и учащейся молодежи на сегодняшний день — профилактика и коррекция нарушений осанки, выявляемых у 90% детей 6-7 лет, 40-50% детей 8-10 лет и 54,8-77,4% студентов.

Осанка — привычное положение тела в положении стоя и сидя. Дефекты осанки. Они заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Причины развития нарушений осанки:

· слабость естественного мышечного корсета ребенка;

· несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

· неправильные положения тела, которые ребенок принимаетев течение дня, — при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

IIстепень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Различают следующие дефекты осанки: круглая, кругловогнутая и плоская спина. Круглая спина характеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте осанки грудь западает, плечи выдаются вперед и свисают, лопатки отступают назад, живот выпячен вперед. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом дефекте происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшается рессорное свойство позвоночника, что может привести к компенсаторному изгибу во фронтальной плоскости — сколиозу.

Дефекты осанки наблюдаются у физически слабых детей. К таким дефектам может привести длительное неправильное положение тела — например, фиксированная неправильная поза за партой.

Дефекты осанки не только некрасивы, но и ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки и диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, при этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт. У детей с дефектами осанки часто отмечаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Они обычно замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

2 вопрос. Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе. Ребенок должен спать на ровной жесткой постели, правильно сидеть за партой и столом, длительно не носить груз в одной руке.

Лечебная физическая культура способствует выработке правильной осанки, улучшает общее состояние ребенка, функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, укрепляет мышцы, особенно туловища.

В занятия лечебной физической культурой включают различные общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. Для укрепления мышц туловища широко используется исходное положение лежа. В положении лежа на спине, применяются упражнения с различными движениями ног: подъемы ног, отведения и приведения, круговые движения и переход из положения лежа в положение сидя. В положении лежа на животе — отведение ног назад, прогибание туловища назад, отрывая голову и плечи, одновременное отведение ног назад и прогибание туловища (отводить ноги назад и приподнимать плечи следует не очень высоко). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе.

Применяются упражнения со статической задержкой в положении прогибания туловища и в сближении лопаток. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать с целью укрепления мышц упражнения с гантелями и упражнения в сопротивлении в положении стоя. В исходном положении лежа применяются также упражнения в потягивании.

В исходном положении на четвереньках выполняются упражнения в поднимании руки и ноги и прогибании туловища. При круглой спине это положение используется более широко для увеличения подвижности позвоночника в грудном его отделе и передне-заднем направлении.

В положении стоя наряду с упражнениями, укрепляющими мышцы туловища и конечностей, выполняется много других упражнений для выработки навыка правильной осанки.

Выработка навыка правильной осанки — это длительный процесс. Ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. На каждом занятии перед зеркалом он должен принимать правильную осанку и хорошо прочувствовать свои мышечные усилия, необходимые для ее удержания. Для воспитания мышечно-суставного чувства правильной осанки применяются также упражнения у стены: ребенок касается стены затылком, плечами, ягодицами и пятками, а затем, отходя от нее, сохраняет правильное положение. На занятии очень важно неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильной осанке и сразу же исправлять все ошибки.

Выработке правильной осанки помогают специальные упражнения, требующие устойчивого внимания: упражнения в равновесии, ходьба с предметами на голове, игры, в которых ребенок должен следить за своей осанкой.

Дефекты осанки ухудшают функцию органов дыхания. Ребенок, стремясь удержать правильную осанку, напрягает мышцы грудной клетки и дышит поверхностно. Для обучения правильному дыханию применяются дыхательные упражнения.

На занятиях широко используются различные предметы: мячи, набивные мячи, булавы, гантели весом 0,5—1 кг. Используется и гимнастическая палка, но осторожно, так как некоторые ее положения могут усилить дефекты осанки (например, при вогнутой спине держание палки за спиной будет способствовать увеличению поясничного лордоза). Применяются упражнения на гимнастической стенке, но только смешанные висы и лазание.

Для повышения эмоциональности занятий в каждое из них должны включаться 2—3 игры. Продолжительность занятия — 45 мин. Их проводят 3 раза в неделю в течение одного учебного года.

Дети с дефектами осанки не освобождаются от занятий физкультурой по основной программе и должны посещать дополнительные занятия в специальных группах корригирующей гимнастики.

Сколиоз. Как указывалось выше, сколиоз — это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое обычно сопровождается скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.

Сколиозы бывают врожденными (при пороках внутриутробного развития позвоночника) или развиваются вследствие заболеваний (паралич, рахит). Причиной их может быть разная длина ног (в результате травмы или заболевания конечности). В ряде случаев причина развития сколиозов неизвестна. Способствует их развитию длительное неправильное положение тела и слабое физическое развитие ребенка.

Различают три степени сколиоза: 1 степень характеризуется небольшим искривлением позвоночника и небольшим скручиванием позвонков (выявляется только на рентгеновском снимке). При напряжении мышц спины в положении лежа или в висе искривление исчезает. При осмотре заметен разный уровень плеч и лопаток, треугольники талии (пространство между рукой и туловищем) не симметричны, II степень характеризуется выраженными искривлениями позвоночника, скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, вызывающим образование реберного горба. Напряжения мышц не исправляют искривление. При III степени искривление позвоночника и реберный горб резко выражены. Сколиоз ухудшает функцию органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу, вызывая быструю утомляемость.

Лечебная физическая культура, оказывая общеукрепляющее действие на весь организм, улучшая деятельность внутренних органов, совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку, укрепляет мышцы туловища и может при сколиозе I степени устранить искривление, при сколиозе II степени остановить развитие патологического процесса и уменьшить искривление. При сколиозе III степени в случае консервативного лечения физическими упражнениями оказывается общетонизирующее воздействие и осторожно проводится укрепление мышц.

В методике занятий лечебной физической культурой при сколиозе I степени соблюдаются те же принципы, что и при дефектах осанки. В различных исходных положениях выполняются упражнения для укрепления мышц туловища и создания крепкого мышечного корсета. Много времени на занятиях отводится созданию навыка правильной осанки. Используются также дыхательные упражнения, упражнения, совершенствующие координацию движений. В основном применяются симметричные упражнения.

Учащиеся со сколиозом 1 степени помимо уроков физической культуры в школе занимаются корригирующей гимнастикой в поликлиниках или в специальных группах вместе с детьми, имеющими дефекты осанки. На занятиях не применяются асимметричные упражнения и не увеличивается подвижность в боковой плоскости. Продолжительность занятия — 45 мин. Они проводятся 3 раза в неделю минимум в течение одного учебного года.

При сколиозе II степени в начале курса лечения применяются главным образом исходные положения лежа. Это связано с необходимостью разгрузить позвоночник и позволяет широко использовать симметричные упражнения с целью укрепления мышц туловища. Опытный методист при индивидуальных занятиях может включать в каждое из них несколько асимметричных упражнений, направленных на выравнивание искривления и раскручивание позвоночника. Применение висов не показано, так как более сильные мышцы на вогнутой стороне позвоночника сокращаются сильнее, чем растянутые мышцы на выпуклой стороне.

Упражнения для укрепления мышц туловища могут быть следующими:

выполняемые в исходном положении лежа на животе: 1) руки к плечам. Поднимание головы и верхней части туловища (не прогибаясь в пояснице); 2) руки вверх. То же движение; 3) ноги назад поочередно (незначительно прогибаясь в пояснице). То же двумя ногами; 4) движения руками как при плавании брассом; 5) руки за голову. Прогибание в грудной части и удержание этого положения; 6) «рыбка»; выполняемые в исходном положении лежа на спине: 1) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 2) поднимание прямых ног поочередно и одновременно; 3) переход в положение сидя с различными исходными положениями для рук (под поясницу, вдоль туловища, на пояс, к плечам, за голову, вверх).

В дальнейшем по мере укрепления мышцы туловища широко используется исходное положение стоя для выработки навыков правильной осанки.

При прогрессирующем сколиозе проводят лечение в стационарах. В комплекс лечебных средств входят физические упражнения, лечение положением и ортопедическая помощь.

Плоскостопие. Это — уменьшение сводов стопы. Стопы выдерживают тяжесть тела, обеспечивают плавность походки, амортизируя сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках. Эти функции стопа выполняет благодаря своему сводчатому строению.

Различают два продольных (внутренний и наружный) и поперечный своды. Они поддерживаются связочным аппаратом и мышцами. Наибольшее значение в поддержании свода стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинные сгибатели пальцев стопы. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает быстрое утомление ног и боли.

Занятия лечебной физической культурой увеличивают силу мышц, поддерживающих свод стопы, благодаря чему удается остановить развитие плоскостопия, а при начальных стадиях исправить его. Применяются общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног и туловища. Особое внимание обращают на укрепление мышц, поддерживающих свод стопы. К таким упражнениям относятся ходьба на наружных краях стоп и на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов и поднимание их прямой ногой, приседания в положении носки внутрь, пятки разведены, в положении со скрещенными ногами, лазание по гимнастической лестнице и канату с захватыванием пальцами ног реек и каната. Все упражнения для ног выполняются без обуви. Продолжительность занятия — 30 мин.

Полезно ходить босиком по песку и свежескошенной траве.

3 вопрос.

Специфическими закономерностями и условиями формирования осанки являются следующие:

1. Формирование физической культуры личности, обладающей знаниями, умениями и навыками по выработке и поддержанию правильной осанки.

Для выполнения этого условия необходимо формировать мировоззрение относительно значения осанки для человека. Для ребенка важно положительное влияние микросоциумов — согласованное взаимодействие семьи, школы, класса, общества, которое формировало бы его положительную мотивацию на выработку навыка правильного положения тела. Педагогам необходимо напоминать о важности правильной осанки, контролировать положение школьника за партой и у доски, проводить смотры-конкурсы «Мисс Осанка», оформлять стенды, включать упражнения «на осанку» во время выполнения утренней зарядки, физкультминуток, показывать собственный пример. Родители должны направлять ребенка на здоровый образ жизни и занятия физической культурой.

Формирование осознанного отношения и системы знаний при профилактике и коррекции нарушений осанки — это основа для постоянного ее поддержания и выработки. В процессе физического воспитания нужно научить школьника, студента заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, стимулируя их самообразование.

2. Систематический педагогический контроль и самоконтроль осанки для постоянного сохранения позы правильной осанки.

Осанка формируется в течение всей жизнедеятельности человека: за партой, станком, на кровати, во время досуга, ходьбы и т.д. Если формировать осанку только на уроках физической культуры, а в остальное время об этом не заботиться, все усилия будут напрасными. Человек в первую очередь сам должен постоянно заботиться о своей осанке и знать, какова правильная осанка и как ее достичь.

Правильная осанка будет сохраняться, если постоянно ее поддерживать и контролировать, а также избегать порочных положений (неправильная поза при письме и чтении, во время сна, привычка стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке портфель и др.), которые могут закрепиться.

Осанка зависит от положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза. Ведущим является состояние изгибов позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы) формируются с первых лет жизни человека и выполняют амортизационную функцию. Подвижная конфигурация позвоночника может изменяться у ребенка под воздействием внешних (состояние физического воспитания, заболевания и др.) и внутренних (сила мышц, подвижность суставов, наследственность) факторов.

Положение головы по отношению к шее и плечам играет важную роль в осанке. Голова весит 4,5-7 кг и ее нужно правильно держать, чтобы обрести правильную осанку. Опущенное положение головы рефлекторно расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении. При поднятой вверх голове, все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается — человек непроизвольно принимает позу правильной осанки.

Важнейшее значение для человека имеет владение им приемами самоконтроля своей осанки.

В течение дня нужно обращать внимание на три части тела:

а) голова поднята — затылком тянуться вверх;

б) грудная клетка развернута — плечи отведены назад и расслаблены;

в) таз подведен под позвоночник — мышцы брюшного пресса находятся в тонусе, наклон таза оптимален.

Для ощущения правильного положения тела также можно предложить следующие приемы самоконтроля:

· 2-3 раза в день (перед едой) нужно становиться к стенке так, чтобы не было просвета между стенкой и поясницей, втянуть живот, согнуть руки к плечам, прижать их к стене и держать при первых попытках до 1 мин, затем до 3 мин, дыхание произвольное;

· в положении сидя или стоя приподнять подбородок. Затем поднять лопатки, свести их. В таком положении сделать глубокий вдох. Опустить лопатки и сделать выдох.

3. Формирование навыка правильной осанки.

Формирование осанки, как и всякого другого двигательного действия, происходит по закономерностям процесса обучения, в соответствии с этапами структуры обучения [5, 18].

Необходимо систематическое выполнение подводящих физических упражнений, которые, будучи несложными, требуют включения в занятия различных методических приемов для увеличения их привлекательности (игры, музыкальное сопровождение).

4. Сочетания упражнений, развивающих силу мышц, с упражнениями, направленными на развитие подвижности суставов.

Для поддержания вертикальной позы тела необходимо в равной мере иметь высокий уровень развития силы мышц и высокую подвижность мышц и суставов.

Осанка в большей степени зависит от состояния нервно-мышечного аппарата, степени развития мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей, от функциональных возможностей мускулатуры, ее способности к продолжительному статическому напряжению.

В норме в условиях вертикальной стойки постоянно осуществляется «подвижное равновесие», сущность которого заключается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах антигравитационной мускулатуры, направленном на стабилизацию положения тела в пространстве.

Для осанки важны в первую очередь подвижность всего позвоночника (и особенно грудного отдела), а также подвижность в суставах рук и ног. «Каждый человек настолько молод, насколько молод его позвоночник», поэтому необходимо "усиливать и растягивать позвоночник"».

5. Гармоничное развитие физических способностей обусловлено следующими обстоятельствами:

· навык осанки требует соответствующего развития разнообразных физических способностей, и в первую очередь статической силовой выносливости, координации, равновесия [26, 6];

· нарушения осанки наблюдаются в основном у детей, отнесенных к подготовительной группе, с недостаточным уровнем развития физических способностей. Чтобы перейти в основную группу, необходима нагрузка тренировочного, развивающего характера не только на уроках физической культуры, но и в самостоятельных занятиях и занятиях оздоровительных групп.

6. Равномерное воздействие физических нагрузок на правую и левую стороны тела и конечности.

Нагрузки в физическом воспитании необходимо выполнять равномерно правой и левой рукой и ногой во избежание асимметрии туловища [7, 13]. Неравномерное развитие мышц той или другой стороны может привести к асимметричной осанке или боковому искривлению позвоночника — сколиозу.

Внутреннее строение организма, непосредственно не обеспечивающее реализации перемещений тела в гравитационном поле Земли, не имеет строгой симметричности расположения масс. Что же касается органов, связанных с двигательной функцией и гравитационно-зависимых — скелета, нервно-мышечной системы и органов чувств, то они имеют две симметричные половины относительно сагиттальной плоскости — правую и левую. Это позволяет человеку более эффективно управлять гравитационными взаимодействиями при перемещениях своего тела.

Для сохранения симметричности строения тела необходимы симметричные нагрузки.

Симметричные упражнения при асимметричной осанке также играют основную роль. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса, тем самым оказывая выраженный положительный эффект. Это связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне [27].

7. Периодическая разгрузка позвоночника в течение дня и во время выполнения физических упражнений.

Осанка во многом зависит от состояния позвоночника, позвонков, межпозвонковых дисков (диски дают возможность позвоночнику двигаться в различных направлениях и деформировать удары при ходьбе, беге, прыжках), на них постоянно действуют перегрузки. Физические упражнения могут даже усугубить такое положение и привести к их деформации. Поэтому разгрузка позвоночника — необходимое условие при формировании осанки.

Хрящи и диски между позвонками разрушаются из-за отсутствия физических упражнений и плохой циркуляции крови в соседних тканях. Межпозвоночные диски в отличие от других тканей нашего организма не снабжаются кровью, питание диска осуществляется за счет обмена жидкостью с окружающими тканями. Источником эластичности межпозвонковых дисков является студенистое ядро, содержащее жидкость. Чем выше процент жидкости, тем выше межпозвонковые диски (у новорожденных — 90%, у подростков — 85%, у стариков — 60% воды). При утомлении ядро теряет влагу и уменьшается, в связи с чем рост человека при утомлении становится меньше, а после отдыха — больше (в среднем на 2-4 см). Сжимаясь, межпозвонковые диски отдают жидкость, которую потом, в состоянии разгрузки, снова должны впитать, чтобы не утратить своей эластичности.

Лучшим условием для протекания трофических процессов в межпозвонковых дисках является выполнение физических упражнений в условиях разгрузки позвоночника. Наиболее выгодным исходным положением является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и когда исключается влияние мышц на угол наклона таза. К таким исходным положениям относится положение лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях. Эти исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позволяют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса. В упоре стоя на коленях позвоночный столб прогибается между поясом верхних конечностей и поясом нижних и умеренно растягивается. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер [28, 16].

В повседневной жизни нужно разгружать позвоночник, отдыхая лежа, сидя. При длительной работе сидя полезно периодически «вжиматься» спиной и поясницей в спинку стула, с усилием опираться в нее головой.

8. Направленность физических нагрузок на увеличение длины позвоночника для сохранения высоты межпозвонковых дисков.

Общая высота всех дисков составляет у новорожденных 50% длины позвоночника, у взрослых людей — около 25% [24].

Позвоночный столб как бы «усыхает» и многие люди в 60-70 лет становятся на 7-8 см ниже.

Основные средства профилактики и основные технологии улучшения метаболизма трофических систем межпозвонкового диска заключаются в методах регуляции и оптимизации физических нагрузок, воздействующих на позвоночник.

В процессе формирования осанки необходимо использовать различные висы и растяжки, которые должны применяться в перерывах между силовыми упражнениями.Упражнения на самовытяжения особенно важны при плоской спине, когда не рекомендуют выполнять наклоны и повороты.

Хрящи быстро реагируют на физические упражнения, воздействующие на растяжение позвоночного столба. Под их влиянием открываются естественные промежутки между позвонками и хрящи сразу же начинают свой рост.

Перед вытяжением околопозвоночные мышцы необходимо разогреть и расслабить. Вытяжение производится под действием силы тяжести тела. Провисание на перекладине можно довести до 5-10 мин. Руки должны быть на ширине плеч, хватом сверху. Перед висом лучше забраться на перекладину с чьей-либо помощью или приставки, чтобы исключить ненужное подпрыгивание и резкое приземление, а после виса — спокойно опуститься. После вытяжения необходимо полежать на спине в течение 15-20 мин или выполнять упражнения из исходного положения лежа.

9. Использование инновационных технологий физической культуры.

Необходимо создавать условия для занятий физической культурой по интересам и с учетом состояния здоровья занимающихся.

Реализация данного условия возможна при условии отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания оптимального числа альтернативных программ по физическому воспитанию населения, учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки, профессиональную направленность.

Необходимо шире внедрять различные физические упражнения и виды физической культуры: фитбол, релакс, СПА («здоровье через воду»), волновая гимнастика, акватлон, подводные игры, ки-бо, ритмоатлетизм, аквагимнастика, рольфинг, мышечная тарапия и др.

10. Профилактика и коррекция плоскостопия. Амортизируя, своды стоп предотвращают удары на позвоночник при ходьбе, беге, прыжках. В каждое занятие необходимо включать упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с захватыванием мелких предметов пальцами стоп, их перекладывание, катание палки подошвами ног. Для профилактики плоскостопия рекомендуются прыжки через скакалку.

11. Коррекционная направленность физических упражнений при нарушениях осанки, которая заключается в целенаправленном воздействии на восстановление (или приостановление) нарушенных функций и систем организма.

Педагогические воздействия должны быть направлены на преодоление индивидуальных недостатков телосложения и осанки. С этой целью в процессе занятий необходимо выделять время для индивидуального выполнения физических упражнений.

При некоторых нарушениях осанки и особенно при сколиозах необходимо учитывать принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий, который заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей [30]. При сколиозах очень важно использовать асимметричные упражнения.

Перечисленные рекомендации для формирования осанки необходимо соблюдать в комплексе, исключение каких-либо из них не обеспечит существенного эффекта.

4 вопрос.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

1. обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

2. укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

3. нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

4. осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: