Особенности развития городов ВКЛ в XV-XVII вв. Магдебургское право и его значение.




Магдебургское право (лат. jus theutonicum magdeburgense), феодальное городское право. Сложилось в германском городе Магдебурге в XII – XIII веках из различных источников, в том числе из привилей, выданных архиепископом Вихманом городскому патрициату (1188), Саксонского зерцала, постановлений суда Магдебурга и др. Имело универсальный характер, то есть трактовало разные виды правовых отношений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядка.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут Великого княжества Литовского, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции. Грамоты на Магдебургское право на Белоруссии выдавали Великие князья и короли Речи Посполиты.

Одновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в образовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, граждане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер коиорого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободы экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, тороговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратуши, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные в области торговли льготы. Согласно привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглявлял войт из шляхты или богатых мещан, возглавляемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выпеолнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан. При органах самоуправления находились и другие должностные лица.

 

16. Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.

Успешному становлению белорусского Возрождения способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов в XIV веке, 757 городов и местечек - в конце XVI века), развитие торговли и ремесла, которые привели к становлению раннебуржуазных отношений, как во всей Западной и Центральной Европе. Более того, уже к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском действовала единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. великий князь литовский Александр создал единый эмиссионный центр и рядом своих решений установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI века более 40 городов получили самоуправление по магдебургскому праву.

Уникальность белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии и церковной унии.

В XIV-XVI веках в Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

И если архитектуре Беларуси длительное время сохраняют древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне Ишколдь Барановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (Например “Портрет Екатерины Слуцкой“ неизвестного мастера).

Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.

Особенно активно развивается портретный жанр (так называемый сарматский портрет14). Человек в таких произведениях изображался по определенной схеме – в парадной одежде, в своем естественном окружении. В результате отражался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.

Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример ‑ росписи в Люблинском замке, выполненные в XV веке белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.

Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в Сынковичах Гродненская область (XV-XVI век).

Конец XVI века ознаменовался бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Известно более двадцати типографий, среди которых типографии созданные Николаем Радивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским.

Одним из величайших деятелей Высокого Возрождения стал наш земляк Франциск Скорина (ок. 1486—1551) — первопечатник, философ-гуманист, поэт и просветитель. Портрет нашего земляка украшает зал славы Падуанского университета.

Скорина родился в Полоцке. В двадцать лет он стал бакалавром философии в Краковском университете, в двадцать четыре года - доктором искусствоведения (свободных наук) и секретарем датского короля, в двадцать шесть - доктором медицины в Падуе (Венецианская республика).

Скорина подготовил и в 1517 г. издал первую книгу на родном языке. Позже он осуществил еще 24 различных издания. При этом Скорина написал 25 предисловий и 24 послесловия и снабдил свои книги высокохудожественными гравюрами. Одна из гравюр - портрет самого Скорины – это была дань традиционному для Ренессанса индивидуализму.

Скорина удачно сочетал родную славянскую культуру с традицией античности и культурой Ренессанса. Его возвышенный патриотизм не только не мешал, но наоборот способствовал восприятию передовых идей западной культуры. Это в последующем позволило Беларуси стать мостом между Западом и Россией.

Скорина отстаивал верховенство закона и морали, торжество добра и справедливости, боролся за духовную свободу, развитие науки, культуры, образования. Все это свидетельствует о его принципиальной приверженности идеям гуманизма.

К сожалению, попытки Скорины вернуться на Родину заканчивались неудачей. Бесконечные скитания ставили его в одни ряд с другими скитальцами Позднего Возрождения. Могила Скорины неизвестна.

Деятели эпохи возрождения

Николая Гусовский «песнь озубре», Сымон Будный (1530-1593) философ-гуманист, публицист, книгоиздатель., Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории.

Известнейшими меценатами эпохи Возрождения по всей Европе прослыли высочайший гетман Константин Острожский (1460-1530), а также князь Николай Радивил Черный (1515-1565).

В истории белорусского Возрождения оставили свою лепту иностранные мастера. Ярким примером является Несвижский замок, построенный в 1583 году итальянским архитектором Яном Марием Бернардони.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: