Першабытнае грамадства на тэрыторыі Беларусі.




Первое проникновение человека на территорию Беларуси произошло в промежутке времени 100 - 40 тыс. лет назад. Такая неточность в определении срока объясняется тем, что в древности белорусские земли были заняты ледников. Ледниковая эпоха началась около 500 тыс. лет тому назад и закончилось только в 9 тыс. до н. э. Ледник не находился на одном месте.Он двигался в зависимости от изменения климата с севера на юг и наоборот. Ученые выделяют наиболее сильные оледенения: Березинский (480 - 390 тыс. лет назад), днепровское (320 - 250 тыс. лет назад) и поозерского (105 - 85 тыс. лет назад). Археологами были найдены орудия труда (остроконечников, скребла, рубилы) древнейших людей на юге Беларуси около деревень Клеявичы и Обидовичи. Около 40 - 10 тыс. лет назад на территории Беларуси появились люди современного физического типа. Им принадлежат стоянки возле деревень Юровичи (более 26 тыс. лет назад) и Бердыж (более 23 тыс. лет назад).

Наиболее характерным показателем уровня развития человеческой деятельности считаются материалы, из которых изготовлялись орудия труда. На этом основании ученые выделяют каменный век (до конца 3 тыс. до н. Э.), Возраст меди и бронзы (конец 2 тыс. - нач. 1 тыс. до н. Э.) И железный век (нач. 1 тыс. до н. э. - к VII-VIII вв. н. э.). В свою очередь каменный век разделяют на палеолит (древнекаменного - к отступлению ледника), мезолита (сярэднякаменны - 9 - 5 тыс. до н. Э.) И неолита (4 - 3 тыс. до н.э.).Основным занятием в эпоху палеолита были собирательство, ловля рыбы и охота. Только в мезалице территория Беларуси была заселена полностью. Первые поселения строились в основном на берегах рек и озер. Обитаем были наземные и павзямлянкавыя. В каждом жилище помещалось одна семья. Жители одного поселения составляли родственному общину, которая была частью более крупного объединения - племени. Люди того времени пользовались луком, стрелами, топорами и ножами из кремниевых пластин. Тогда же появилась первая домашние животные - собака. В неолите начали активно использовать полированные каменные орудия труда, керамическая посуда, зародились земледелие и скотоводство.

В VI в. до н. э. впервые появляются письменные данные о тогдашних жителей белорусских земель. Их оставил древнегреческий писатель Геродот. Во время работы над своим произведением "История" он посетил страну кочевого народа скифов в Северном Причерноморье, где собирал сведения о борьбе скифов с персидским царем Дарием. Вместе с тем, он оставил заметки о другие народы Восточной Европы, в том числе о невров, живших на территории современной Беларуси. Геродот писал: "В невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть свою страну из-за змей. Потому что не только их личная земля родила много змей, но еще больше их напала из пустыни изнутри страны. Вот почему невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, возможно, маги. Ведь скифы и эллины, которые живут среди последних, утверждают, что каждый невров ежегодно на несколько дней превращается в волка, а потом снова принимает человеческий облик. Меня эти байки, конечно, не могут убедить; тем не менее о том

В VI - VII вв. н. э. на территорию Беларуси с Висло-Одэрскага междуречье начали продвигаться славянские племена. К IX в. они заняли большую часть Беларуси. Только на северо-западе сохранились балтские племена литвы, латгалов, ятвягов и др..Движение славян начинался в эпоху, которую историки называют «великим переселением народов".Причинами переселения могли быть перенаселенность мест первичного обитания, а также военные столкновения с другими племенами и народами. Тот факт, что многие найденные археологами балтские поселения VI - VIII вв. были сожжены, свидетельствует о том, что славяне пришли на земли Беларуси как завоеватели.

В районах своего обитания славяне частично вытеснили балтов, частично уничтожили, остальные остатки ассимилировали. Ассимиляция могла идти через браки между славянами-мужчинами и восторженными в плен балтскими женщинами.Именно женщины занимались воспитанием детей и передавали им в наследство остатки своей традиционной культуры. Этот процесс продолжался довольно длительный период, особенно на севере Беларуси. Таким образом, балтская культура также вошла в повседневную жизнь местных славян.

Славяне, подобно их предшественникам, жили в больших семьях. Семьи составляли родственному общину (род). Род распоряжался землей вокруг селения и большинством устройств труда. Общины объединялись в племена. Но имелись и гораздо большие объединения - союзы племен: кривичи, радимичи и дреговичи. Кривичи (полочане) обитали бассейн Западной Двины и верхнего Поднепровья, радимичи - Посожье, а дреговичи - Полесье и центральную часть Беларуси.

Религия славян этого периода представляло собой язычество (язычество) - религиозные верования, обряды и праздники, выработанные на протяжении веков до появления монотеизм - веру в единого Бога.Среди богов славянского пантеона преобладали связанные с земледелием и скотоводством Перун, Дажжбог, Сретение, Велес, Стрибог, Тетя, Ярило, Купала, Житень; воплощении "культа предков" Род и Рожаниц, а также многочисленные духи (водяной, домовой, лесовик, багник и т. д.). Некоторым из богов даже приносились человеческие жертвы. При захоронении был распространен обряд трупаспальвання. Праздники и обряды преимущественно связывались с циклом земледельческих работ.

 

3.Рассяленне славян на тэрыторыі Беларусі. Балта-славянскія ўзаемаадносіны.

Славяне выделились из индоевропейской этнической группы в самостоятельную примерно к середине I тысячелетия до н.э. Массовые миграции людей в эпоху Великого переселения народов (III-VII ст. н.э.) влияли и на подвижность славян. В V-VI веках н.э. они появились на Балканах, откуда начали двигаться в сторону богатых римских провинций и на восток.

На територию Беларуси первые славяне пришли с юга примерно в VI-VII в., когда возраст балтских древностей тут достигал уже двух тысячелетий. Двигаясь по реках славяне селились рядом с балтами. Они превосходили их по уровню социальной организации, имели более развитое хозяйство. Неизвестно, насколько мирным было сосуществование двух этнасов на територии Беларуси. На некоторых балтских городищах VII-VIII ст. зафиксированы следы пожаров, что может свидетельствовать про военные конфликты.

Пересчитывая восточнославянские племена,географы называют: вятичей, дриговичей, древлян, кривичей, полочан, полян, родимичей, северян, словенов, тиверцов, уличей, бужанов и дулебов, которых еще звали валынянами. Територию Беларуси занимали кривичи, дриговичи и родимичи.

Примерно с X века кривичи и дриговичи начали колонизацию Понемонии, заселеной племенами ятвягов по левую и литвы по правую сторону Немана. Туда же направились вoлыняне и древляне. Однако асимиляция балтов тут происходила очень медленно, потому Понемония еще веками оставалась смешенной балто-славянской зоной.

Кривичи, дриговичи и родимичи были не родоплеменными, а территориально-политическими образованиями. Колонизация земель, ранее обжитых иным населением, требовала от их мощной военной организации, возведения своих опорных пунктов - городов, которые выполняли функцию и административных центров, и форпостов освоения новой территории.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

 

В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.

Древние балто-славянские связи

Балто-словянские взаимоотнощения

Современные и исторические балтские народы не являются предками или родными братьями большинства белорусов. Даже ятвяги, частично ассимилированные белорусами, участвовали в формировании белорусского этноса лишь периферийно, на его западной окраине. Соответственно, поиск балтских корней белорусов должен уйти в древние времена, известные лишь из археологических раскопок, следов древних языков в названиях рек и болот и из анализа специалистов в сравнительной лингвистике.

Поиск древних балтских корней белорусов проще начать со славян, поскольку славяне, преобладающие в Беларуси с VIII в., являются молодой этнической общностью, и можно не углубляться в тысячелетия истории. Действительно, нет археологических данных, языковых или письменных свидетельств, подтверждающих наличие славян в первом тысячелетии до н.э. Наиболее ранние археологические находки, бесспорно славянского происхождения, относятся к III-IV веку н.э., то есть, славяне появились за 8-12 поколений до их исторического бенефиса. Бенефиса скромного, но с последствиями. Из лесов вышли неведомые, очень простые люди и в течение нескольких столетий заселили пол-Европы. Для потомков осталась загадка: откуда они взялись, как произошли славяне?

 

4 Полацкае і Тураўскае княствы ў сістэме старажытнарускіх княстваў. Асаблівасці развіцця дзяржаўнасці на Беларусі ў перыяд ранняга сярэднявечча (IX-XIII стст.)

Полоцкое княжество (белор. Полацкае княства) — удельное княжество, выделившееся первым из состава Киевской Руси, а позже фактически ставшее независимым. Столица — город Полоцк (Полотеск), в 14—18 веках крупный город в составе Великого Княжества Литовского, в настоящее время районный центр Витебской области Белоруссии.

Древнерусское княжество, возникшее в 10 веке на основе племенного объединения полочан с центром в Полоцке; располагалось в бассейнах рек Западная Двина, Березина, Неман, на важном для Руси торговом водном пути, что способствовало раннему развитию самостоятельной экономики и культуры. Полоцкая знать рано проявила стремление к обособлению от Киева. В конце 10 века князь Владимир Святославич завладел Полоцкой землей, убив местного князя Рогволода; позднее отдал Полоцк своему сыну Изяславу. При Брячиславе Изяславиче (1001-1044) началась упорная борьба Полоцкого княжества с Киевом, приведшая к обособлению княжества после 1021 года. Наибольшего значения Полоцкое княжество достигло при Всеславе Брячиславиче (1044-1101). Его сыновья начали междоусобные войны, раздробили княжество на уделы (выделились Минское, Витебское княжества), вели войны с Киевом. В конце 12 — начале 13 века политическое значение Полоцкого княжества упало, большинство его городов перешло к Смоленску; владения в низовье Западной Двины захватили немецкие рыцари Ливонского ордена. К середине 13 века Полоцкое княжество попало под влияние литовских князей. В 1307 году оно было присоединено к Литве на автономных правах, окончательно ликвидированных в 1385 году.

Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре Они создали местную администрацию - в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. В "Хронике Литовской и Жемойтской" утверждается "Новгород Великий, Псков и Полоцк.

Особенности развития государственности в Беларуси в период раннего средневековья

становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода (с VII—VI вв. до н.э. и до VIII—IX вв. н.э.) под влиянием в основном экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние тоже сыграли свою роль. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.

Принятие христианства послужило мощным стимулом для развития отечественной культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения, в том числе с позиций, выгодных князьям и феодальной знати. Христианство содействовало объединению белорусских земель, становлению государственности, укреплению международного положения Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского.

в IX–XV вв. на белорусских землях вместе со становлением государственности (образованием первых княжеств, а затем и Великого Княжества Литовского) развивались и распространялись образование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенности старобелорусского языка, который стал государственным языком в Великом Княжестве Литовском. Возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения, много сделавшие для становления отечественной культуры. Положительное влияние на развитие и распространение письменности оказало христианство, православные и католические храмы и монастыри. Росла роль городов как центров демократической культуры.

 

5.Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх земляў у IX - першай палове XIII ст.

Формирование феод. Отношений происходило по 2-м направлениям:

1.Формирование феодального землевладения

1я форма гос. налога – дань полюдье. Заранее не устанавливалась цена, места сбора, периодичность. Все зависело от воли князя.

Налог-дань-урок- организованная форма госуд. налога. Имела размер, периодичность и место сбора. Князь раздавал землю дружинникам на правах вотчины. Постепенно формируются феод. землевладения.

2. Формирование слоя феодально зависимых крестьян. Свободные крестьяне Киевской Руси – смерды. Зависимые крестьяне – рядовичи и закупы. Купа – долг. Пока человек не возвратит этот долг – он закуп. Ряд – договор. Рядить –договориться Холопы – рабы, работали в личном хозяйстве феодала и не обладали никакой собственностью. Основная сфера экономики – с/х,земледелие. Основное средство туда – соха. С 9в появляется плуг. Появляется хомут. Он позволяет использовать лошадь в с/х. Появляется двухполье. Одно поле засевалось, другое отдыхало. Затем земли начали делить, а 3 части. Сеяли репу, пшеницу, горох. Вид измерения урожайности- сам. Вместе с с/х развивалось ремесло. В 6-9 веке оно становится самостоятельным.

До нас дошли зодчество, памятники архитектуры(софийский собор, коложская церковь, Белая вежа) С развитием ремесла начинается быстрый рост городов: состояли из 2х частей- замок и вокруг пассат. Начало 12в на территории Беларуси было 33 города. Крупнейший- Полоцк(10000 человек) Оживлялась и развивалась внешняя торговля. Путь из варяг в греки. Привозил шелк, бархат, посуду, грецкие орехи, пряности.

В ь9-10 в торговали с арабскими странами. В 12-13в с зап. Европой. Появилась денежная система(2-3 век н.э- римские монеты)3 периода:1) арабский дирхем(серебрян. монеты)2) 11в европейский денарий до 12в 3)12-13в – безмонетный период. Гривна- основная денежная единица- слиток серебра. Было 3 вида:- киевская гривна-6 угольный ромб. Вес-165.- новгородская- палочкообразная. Вес-200г.- литовская – палочкообразная. Вес -105г.

Духоўнае жыццё і культура ўсходнеславянскіх княстваў на беларускіх землях ў IX-XII стст. Прыняцце хрысціянства і яго значэнне.

Первые славянские племена были языческими, что сближало их с балтами. В X в. существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с патриархом в Константинополе. На белорусские земли христианство шло двумя потоками - восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное - через Польшу. Официальное принятие христианства в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии - важное событие в истории восточных славян. Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян. С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы. До нас дошли полоцкие евангелия.Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. При распространении старославянского языка среди разных славянских народов возникают его местные варианты; постепенно общественные функции старославянского языка ограничиваются, и он превращается в церковнославянский. В VIII—IX вв. стал складываться и древнерусский язык, вначале как одно из ответвлений старославянского. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. Считается, что он сохранял относительное единство до XIII в. В XIII—XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.

Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым. Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны.

7. Утварэнне і і першапачатковы этап фарміравання ВКЛ (да 1316 г.)

С ХIII в. белорусские земли входили в состав ВКЛ - мощного феодального средневекового государства. Образование ВКЛ - это результат как внутренних социально-экономических процессов в западно-белорусских и литовских землях, так и внешних причин. В начале XIII в. Беларусь представляла феодально-раздробленный край. Однако уже в этот период стала наблюдаться тенденция к объединению княжеств. Этому способствовали:

во-1-ых, этническая общность восточнославянских народов (общность языка, культуры, религии, законодательства);

во-2ых, развитие земледелия и ремесла, рост городов, что вело к экономическому и политическому слежению отдельных земель;

в-3их, необходимость борьбы с внешним врагом (угроза татаро- монголов и крестоносцев). В соседних литовских землях также происходили объединительные процессы, шло становление раннефеодального государства. Эти явления в совокупности с внешней угрозой привели к образованию ВКЛ. Ядром зарождения ВКЛ явилось Новогрудское княжество и соседние литовские земли - территория верхнего и среднего Принемонья. Первым князем ВКЛ был Миндовг. Процесс образования ВКЛ был достаточно долгим и сложным: начался в первой половине XIII в., а завершился приблизительно к 60-м гг. XIV в. Вхождение одних земель в состав ВКЛ происходило на основе соглашений («добровольно-договорный путь»). Так вошли в начале XIV в. Полоцкое, Витебское, Смоленское, Киевское княжества. Другие земли присоединялись путем захвата. Добровольное вхождение гарантировало автономный статус этих земель в составе ВКЛ. В частности, после присоединения Полоцких и Витебских земель там продолжали функционировать вече, решавшие вопросы местного самоуправления, не происходило перераспределения земельной собственности. В целом, расширение ВКЛ происходило относительно мирно, т. к. условия присоединения удовлетворяли местную знать и церковь.

Первоначально ВКЛ по форме государственного устройства представляло собой совокупность отдельных княжеств и уделов - своеобразную федерацию. Однако уже великий князь литовский Витовт делает первые шаги по пути централизации государства. В начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы, назначаемые великим князем пожизненно. К концу XVI в. территория ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Таким образом, к концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Система государственного управления также прошла долгую эволюцию. Сначала вся верховная власть в княжестве находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором. При князе существовала великокняжеская рада с совещательными функциями. Однако по мере экономического и политического усиления шляхты рада трансформировалась в самостоятельный, независимый от князя орган государственного управления - «паны-рада».

В начале XV в. появляется другой важнейший орган власти -Сойм. Сойм обсуждал главные вопросы внутренней политики, принимал законодательные акты, устанавливал налоги, решал судебные вопросы, выбирал великого князя. В состав сойма входили паны-радные, важнейшие чины центрального и местного управления, представители духовенства, а также по 2 депутата от шляхты с каждого повета. Все должности в ВКЛ могла занимать только шляхта, христианской веры и уроженцы ВКЛ. Административные посты считались пожизненными, лишить их можно было только за тяжкие криминальные преступления и только по решению суда. В XIV–XVI вв. в ВКЛ оформилась ограниченная сословно-представительная монархия. Особенностью внутреннего строя ВКЛ было существование «магдебургского права» – права города на самоуправление. Первыми в ВКЛ получили магдебургское право Вильно (1387 г.) и Брест (1390 г.). На протяжении XV–XVI вв. грамоты были выданы почти всем крупным городам ВКЛ. Жители этих городов были лично свободными, им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, образование цехов.

 

8.Барацьба ВКЛ за аб'яднанне ўсіх усходнеславянскіх ("рускіх") зямель. Узаемаадносіны ВКЛ з Тэўтонскім і Інфлянцкім (Лівонскім) ордэнам. Грунвальдская бітва 1410 г.

ВКЛ с 14в поставило задачу объединить под своей властью всю восточную Европу(борьба за киевское наследие). Первый сильный соперник – крестоносцы.(Ливонский орден и Тевтонский орден).

 

Ливонский: в конце 12века немецкие купцы, рыцари и священники высадились в устье западной Двины для колонизации этой территории. В 1201 году они основали крепость Рига, а в 1202г создали орден крестоносцев(Ливонский орден) для крещения. Тевтонский: основан в конце 12 века в Полестине. Они потерпели поражение от арабов и вернулись в Европу. Сначала они остановились в Венгрии, но они стали создавать угрозу и их выгнали затем их пригласил польский князь с целью крестить прусов. Был заключен договор на 20 лет. Возникло государство крестоносцев. Столица- нынешний Калининград.(раньше Магдебург)

 

С 1283г началась война с ВКЛ. В 1237г по приказу папы Римского Ливонский орден вошел в состав Тевтонского. С 1240г походы крестоносцев на ВКЛ становятся постоянными(было совершено 97 походов).

 

С конца 14в под угрозой оказывается Польское королевство. В 1385г- союз Кревская уния. Согласно ей Великий князь литовский Ягайло становится польским королем, а ВКЛ входит в состав Польского королевства.

 

Гродненский князь начал бороться за независимость ВКЛ. 1392г – островское соглашение, независимость ВКЛ восстановилась.1409г- великая война (ВКЛ и Польша против тевтонского ордена)15 июля 1410г = Грюндвальская битва1422г- Тевтонский орден признал свое поражение, но сохранил свое государство. Московское княжество. Его князья с середины 14века стали претендовать на киевское наследие. Ольгерд (литовский князь) 3 раза ходил на Москву, сжигал ее, брал дань и уходил. В 1362г битва на Синих водах. Войска Ольгерда разгромили татар и Украина вошла в состав ВКЛ.В середине 15 в князь Литовский Казимир предал своих союзников. Он заключил договор с Москвой и она захватила эти княжества и вышла к границе с ВКЛ. С 1492г- 40 лет войны ВКЛ с Москвой. Территория ВКЛ сокращалась.1500-1503г- самая страшная война. ВКЛ потеряла 1/3 своей территории. Последняя попытка победить Москву была в 1558-1582г. Москва проиграла Реч посполитой (союз ВКЛ и Польши).Но в 18веке Москва выйграла. Европа раскалолась на 2 части:- западная;- восточная

 

9. Дынастычная барацьба ў ВКЛ у 70-90-я гг. XIV ст. Крэўская унія 1385 г. і прыняцце каталіцтва. Гарадзельскі прывілей 1413 г.

Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце XIV в. В соседней Польше пресеклась правящая династия. После двенадцатилетнего правления венгерского короля Людовика на престоле оказалась его дочь Ядвига. Польские паны, короновав ее, одновременно поставили вопрос о ее браке с Ягайло Ольгердовичем – великим князем литовским. В 1385 г. брак был заключен. Одновременно была заключена и польско-литовская уния (союз), которая должна была знаменовать объединение двух государств. Кревская уния была подписана 14 августа 1385 года в замке Крево (территория современной Беларуси). В следствие чего Ягайло взял на себя ряд обязательств: перевести Литву на латинский алфавит; использовать все возможные средства и способствовать, чтобы вернуть утраченные Польшей Земли; увеличить количество пленных; вернуть Польские земли, отобранные у нее кем угодно; перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр, народ; присоединить к Польскому Королевству русские земли; выплатить бывшему жениху Ядвиги (Вильгельм (герцог Австрии)) 200 тыс. в качестве компенсации за нарушение брачного соглашения. Войска, законодательство и судебная система, а также казна (включая денежную эмиссию) оставались раздельными, сохранялась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов.

Последствия

Подписание Кревской унии, хотя и вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, стало этапом к прекращению борьбы между двумя государствами за юго-западные русские земли (последний этап войны за галицко-волынское наследство происходил в форме подавления совместными польско-литовскими усилиями самостоятельности князя Фёдора Любартовича) и способствовало расширению их границ до побережья Чёрного моря.

 

Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Литва и Польша подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную республику[2].

Между тем объединение русских земель и Литвы, как пусть и номинальный, но союз с соседним славянским государством – Польшей, дало в области внешней политики блестящие результаты. Еще в 1362 г. в битве у Синих Вод (Подолье) русско-литовские войска разбили войска трех татарских царевичей, а в 1410 г. грянула знаменитая Грюнвальдская битва. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс. человек – цифра для эпохи средневековья огромная. Польскими войсками командовал Ягайло, а литовско-русские возглавил Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары. Все это воинство нанесло сокрушительное поражение Ордену. Был убит даже магистр – глава Ордена – фон Юнгинген. Хотя развить этот успех соединенные силы не смогли – осада крепости Мальборг (главного форпоста крестоносцев в Прибалтике) окончилась ничем, но Ордену был нанесен страшный удар, от которого он так и не сумел оправиться.

Совместная победа на поле между селениями Грюнвальд и Танненберг привела к заключению в местечке Городло (Восточная Польша) следующей унии – Городельской. Она, впрочем, также оказалась в реальности лишь личной, номинальной – оба государства сохранили свою самостоятельность. Значение Городельской унии 1413 г. состоит в том, что именно с нее начинается весьма неоднозначный процесс – процесс полонизации и католицизации Великого княжества Литовского. По условиям унии католики получили определенные привилегии при доступе к «урядам» – государственным должностям. Польская знать браталась с литовской, передавая ей свои гербы, начинала формироваться чуждая народным массам по своей вере и даже этнической принадлежности элита. Другими словами, именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского.

В условиях начавшейся полонизации, ухудшения положения русских в Великом княжестве Литовском вспыхнула война, которая в литературе получила название «восстание Свидригайло», в ходе движения, возглавленного князем Свидригайло Ольгердовичем, возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части. В политическом развитии Великого княжества Литовского период этот был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако «восстание Свидригайло» потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильно утверждается Казимир Ягеллончик, правление которого знаменовало новую эпоху и которое по значению можно сравнить с правлением Ивана III в Великом княжестве Московском. Казимир восстанавливает пошатнувшиеся уже было основы униатской политики, в своем лице династически вновь объединяет два государства. Впрочем, основы политики унии остаются достаточно неустойчивыми и во второй половине XV-начале XVI вв. Униатский процесс продолжился и при преемниках Казимира – великих князьях Александре и Сигизмунде, но завершился лишь в правление Сигизмунда-Августа, когда в 1569 г. в условиях постоянной борьбы Великого княжества Литовского с Российским государством была заключена Люблинская уния (в городе Люблине в Польше), имевшая важнейшее значение в истории Восточной и Центральной Европы. На европейских картах появилось новое государство – Речь Посполитая. Правда, Великое княжество и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную самостоятельность, но территория ее теперь ограничивалась собственно Литвой и землями Белоруссии, а все южные земли (Украина) отошли непосредственно в состав Короны, т.е. Польши.

 

10. Дзяржаўны лад і органы ўлады ВКЛ у XV - сярэдзіне XVI ст. Статуты ВКЛ і іх значэнне.

Великое княжество Литовское сохраняло в основном в своём государственном устройстве черты социально-политической системы, существовавшей в княжествах Древней Руси ― Полоцком, Минским, Туровском и других.

Вся власть и государственное управление в княжестве принадлежали великому князю литовскому (господарю), иногда бывшему и королём польским. Ему были подчинены князья и крупные феодалы-паны, управлявшие отдельными княжествами и землями. Великий князь имел широкие полномочия: право вести международные дела, вступать в союзы, объявлять войну и мир, руководить военными силами. Ему принадлежало право законодательной инициативы, за его подписью издавались все важные законодательные акты.

Важную роль в государственном управлении в XV — первой половины XVI века играла Рада, куда входили наиболее богатые паны, занимавшие высшие государственно-административные должности (маршалки, канцлеры, гетманы, подскарбии, наместники, воеводы, старосты, каштеляны) и католические епископы. Рада, созданная как совещательный орган при великом князе, с конца XV века начала ограничивать великокняжескую власть.

Исполнительные и контрольные функции Рада осуществляла либо в полном составе, заслушивая доклады отдельных служебных лиц, либо поручая членам Рады (панам радным) проводить отдельные мероприятия, проверки и ревизии. Основную текущую работу по управлению государственными делами от имени Рады исполняли «старейшие паны-рада», к которым относились: епископ, воевода и каштелян виленские, воевода и каштелян трокские, староста жемайтский и некоторые должностные лица высшего управления.

В связи с усилением влияния знати в XV веке возник вальный (всеобщий) сейм, который приобрёл в XVI веке значение высшего законодательного и контрольного органа. На его заседания приглашались все паны, входящие в состав Рады, должностные лица центрального и частично местного управления, верхи католического и православного духовенства, а также по два депутата от шляхты каждого повета.

На вальных сеймах обсуждались общегосударственные вопросы: законодательство, избрание великого князя, привилегии шляхты, государственные налоги, отношения с другими государствами. Вся работа сейма загодя планировалась панами-радой. Представители поветов подавали просьбы и жалобы, ответы на которые давал великий князь, посоветовавшись с панами-радой. Обязательно на сейме обсуждалось избрание великого князя, объявление войны, установление податей на ведение войны. На сейме принимались и законодательные акты. В XV — первой половине XVI веков сейм заседал в Вильне, Берестье, Новогродке, Городне и Минске.

Отдельные функции центрального управления осуществляли маршалок земский, подскарбий земский, канцлер, гетман великий и другие должностные лица. Маршалок земский председательствовал на заседаниях сейма и Рады, объявлял постановления великого князя, надзирал за порядком при дворе, руководил приёмом послов, допускал к князю просителей. Гетман командовал вооруженными силами государства, во время военных действий имел самые широкие полномочия. Канцлер руководил работой великокняжеской канцелярии, под его надзором осуществлялась подготовка законопроектов, привилеев, грамот и других документов. Он был хранителем государственного архива ― Литовской метрики. У канцлера хранилась большая государственная печать, без которой ни один закон не мог вступить в силу. Подскарбий земский был доглядчиком государственной казны и руководителем финансово-хозяйственной деятельности в государстве, осуществлял надзор за всеми государственными доходами и расходами.

Особое управление было в городах, получивших магдебургское право. На местах управляли наместники, воеводы, старосты, имевшие широкие права и полномочия. Низшее звено в системе управления — державцы, волостные старцы и подчинённые панам выборные от крестьян — сотские и десятские.

Главным должностным лицом в системе местных органов был воевода, возглавлявший административные, хозяйственные, военные и судебные органы на территории воеводства. Воевода назначался великим князем и Радой пожизненно. При его назначении великому князю и Раде необходимо было заручиться поддержкой местной шляхты принять кандидата в воеводы.

Ближайшим помощниками воеводы были: каштелян ― командовал военными силами главного замка воеводства и военным ополчением, как и воевода, входил в состав рады и участвовал в сеймах; подвоевода ― наместник воеводы по административно-судебным делам, руководил работой воеводской канцелярии, в отсутствие воеводы председательствовал в замковом (гродском) суде, заверял разного рода документы; ключник ― надзирал за сбором податей и чинша; городничий ― комендант замка, заботился о ремонте и укрепле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: