Часть 3. Оптимизация отношений с окружающими, распознание личностных потребностей в диалоге со взрослыми.




Упражнение: «Пьедестал и лобное место».

Время: 1 час

Цель: развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их эффективность в зависимости от обстоятельств.

Инструкция: «Вы все знаете, что за особые услуги людей хвалят. Мы говорим: «Возвели на пьедестал». А за ошибки стыдят, ругают. Мы говорим: «Поставили на лобное место». В старину лобным местом называли площадь в каждом городе, где совершались казни. Сегодня каждый участник побывает и на пьедестале, и на лобном месте.

Я задаю вам ситуации.

Ситуация 1. Скандал в магазине. Кто-то внедрился без очереди. Крик, шум. Есть угроза, что вам не достанется то, за чем вы стоите в очереди.

Ситуация 2. Тяжело болеет кто-то из ваших родственников. Вы должны ухаживать. При этом вы не можете пойти на вечеринку, которую ждали очень долго: там будет кто – то, кто вам не безразличен.

Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения этого упражнения. Какие выводы вы для себя сделали?

Упражнение. «Победитель – Побежденный».

Цель: формирование потребностей на достижение успеха.

Время: 1 час.

Ниже приведен список с некоторыми аспектами самореализации.

Проверьте себя: там, где Вы поставите крестик на стороне «победителя», это будет означать, что в этом пункте Вы уже проявляете заботу о самореализации.

Крестики, поставленные на стороне «побежденного», будут означать, что в этом пункте Вы еще удовлетворяете потребности в пище, безопасности, признании окружающими, уважении.

Высказывания победителя Высказывания побежденного
Я нравлюсь себе Я не нравлюсь себе
Умею ладить с окружающими Боюсь окружающих
Мне можно доверять Мне нельзя доверять
Я такой, какой я есть Ношу свою маску безупречно, хорошо играю свою роль
Чаще всего я говорю правду Чаще всего я лгу
Окружающим я нравлюсь Окружающие часто оскорбляют и задевают меня
Я спокойно смотрю в будущее Испытываю перед будущим страх
Использую свои способности Не умею пользоваться своими способностями
Со мной все в порядке Со мной не все в порядке
Я думаю сам за себя Позволяю другим думать за себя
Знаю свои эмоции Подавляю и скрываю свои эмоции
Чувствую себя свободным Чувствую себя угнетенным и скованным
Окружающие в целом хорошие люди Окружающие в целом не очень хорошие люди
Хорошо использую свое время Скучаю
Уверен с самом себе НЕ уверен в самом себе
Охотно общаюсь с окружающими Не выношу окружающих
Жизнь радует меня Жизнь мне лишь в тягость
Вечно делаю все не так как надо Все обвиняют меня

 

Чем больше человек входит в категорию победителей, тем больше шансов успешно общаться с окружающими.

Примечание: данное упражнение эффективно для делинквентного, агрессивный, деструктивный типов личности.

Упражнение: «Тёмные» - «Чистые» мысли.

Время: 1 час.

Цель: формирование культуры здорового образа жизни.

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое. Что подсказывает вам ваш ум?

«Тёмные» мысли:

- Если я скажу «нет», со мной не будут дружить.

- Если я откажусь, то они станут дразнить меня.

- А вдруг я останусь один, если скажу им «нет»?

«Чистые» мысли:

- Это мой выбор! «Нет».

- Я смогу победить свой страх! «Нет».

- Это нужно сказать и я сделаю это! «Нет».

- Коля смог и я смогу! «Нет».

- Я не испугаюсь! «Нет».

Положительные качества присущи любому человеку и раскрываются только тогда, когда человек верит в себя, и все окружающие начинают верить в него и любить.

Упражнение: «Я – это Я».

Время: 1 час

Цель: развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе и принятия себя.

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата».

В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4. Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными. Например, находчивый, надежный или словосочетанием – умею по-настоящему дружить.

После того, как задание выполнено, предлагается заполнить 3 квадрат: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся.

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите эти качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Примечание: данное упражнение эффективно для заискивающего типа личности.

Упражнение: «Генеральная уборка».

Время: 1 час

Цель: «Инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта.

Материалы: По 3 картонные коробки для каждого участника (можно использовать пакеты, стаканы из-под попкорна и т.п.). Листы бумаги А: и любая бумага для упаковки коробок. Ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора «мусорных» коробок участников).

Инструкция. «Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в квартире перебирают все вещи. Определяют их ценность, что – чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в кладовку, сарай, балкон – выкинуть жалко, но и в квартире не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведете генеральную уборку, не в доме, в собственной душе.

Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней «Мусор». Потом возьмите другую и напишите на ней «Чердак», а затем на третьей коробке напишите «Сейф».

«Мусор» - это то, что вам не нужно, и вы готовы избавиться от этого.

«Сейф» - это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.

«Чердак» - это то, что вам не очень то и нужно, но как то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно, больно – чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте на листочках несколькими словами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки.

Теперь вспомните самое дорогое для вас – моменты и события своей жизни, людей, предметы, места. Пометьте их на листочках и распределите их по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение, и вы переложите какую-то ценность в другую коробку.

Теперь подумайте о том, что вашей жизни есть не очень то и нужное, но и выкинуть из жизни, памяти, души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на «чердак». Но, может быть, вы перемените свое отношение, и тогда поместите в какие-то другие коробки.

Теперь вам нужно запечатать коробки. Накройте их листом бумаги и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Подумайте еще раз.

Встаньте и бросьте свои мусорные коробки в мусорный пакет. Теперь его запечатаем и выкинем на помойку. Остальные возьмите домой, и определите каждую на свое место.

Осуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.

Упражнение: «Я выбираю, кем мне быть – врагом или другом»

Время: 1 час

Цель: развитие толерантности к другим.

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.

Вспомните какого-либо человека, к которому вы почему-то испытываете неприязнь. Теперь в квадрате 1 напишите пять его качеств, которые вам нравятся. Можете назвать одним словом, например, надежный, или несколькими, например, всегда все доводит до конца.

Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем 5 его качеств, которые вам не нравятся.

Теперь посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и перефразируйте эти качества, что бы они выглядели как положительные. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.

Теперь представьте, что его кто-то очень не любит и поэтому даже его положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1 и перефразируйте их на негативные и запишите в квадрат 4.

Теперь прикройте квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. С таким человеком никто не захочет общаться.

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

Упражнение: «Если бы я был тобой».

Время: 40 минут.

Цель: развитие сенситивности и умения понять состояние человека по его мимике, позе, движениям.

Материалы. Карточки и именами участников и сосуд, в котором эти карточки перемешиваются.

Объяснение тренера о невербальной коммуникации.

Инструкция. Сейчас каждый вытащит карточку с именем участника. Никому не показывайте ее. Имя, написанное на карточке – это человек, за которым вы будете наблюдать 5-7 минут. Вы можете делать все, что хотите. Но при этом каждый из вас наблюдает за своим тайным партнером.

После выполнения.

Постарайтесь представить, что вы – это он. И постарайтесь следующие 10 минут двигаться как он (она). Постарайтесь понять настроение вашего партнера, его состояние.

Обсуждение. За кем вы наблюдали? Теперь вы можете открыть секрет. Что вам удалось заметить.

Упражнение: «Копилка».

Время 15 минут

Цель: развитие умения оценивать поведение других.

Участникам предлагаются две «копилки» (два столбца), куда следует записать слова уверенного и неуверенного человека.

Уверенный Неуверенный
Я смогу Я не смогу
У меня все получиться У меня не получится
Я справлюсь А как нужно?
Я научусь А как правильно?

 

Данное упражнение помогает выяснить, как, по словам в разговорной речи распознать, и какое из двух состояний находится собеседник.

Упражнение: «Комплимент и поддержка».

Время: 40 минут.

Цель: обучение умению поддерживать человека и умению различать комплимент, похвалу и поддержку.

Даются определения комплимента, похвалы и поддержки.

Инструкция. Разделитесь на пары. Один партнер расскажет о каком-нибудь поступке или ситуации, в которой он поступил неправильно. А второй партнер найдет слова поддержки. У вас есть 10 мин. Потом поменяетесь ролями.

Обсуждение. Что вы чувствовали, когда рассказывали о себе и когда услышали поддержку? Удалось ли вам найти слова поддержки, когда вы услышали рассказ партнера? Чем полезно упражнение?

Упражнение: «Забота о ближнем».

Время: 30 минут

Цель: повышение сенситивности, улучшение вербальных коммуникативных навыков.

Инструкция. Сейчас нам надо решить следующую задачу: изменить состояние одного из участников (например, Михаила), которому грустно. Тренер заранее договаривается с этим участником. Мы можем рассказать Михаилу истории, говорить что – либо приятное и т.п.

В ходе обсуждения обращается внимание на действия, фразы, которые в наибольшей степени влияли на изменение состояния.

Упражнение: «Зубы дареного коня».

Время: 45 минут

Цель: развитие навыков общения.

Инструкция. Группу делят на подгруппы по пять человек. Каждая подгруппа образует свой маленький круг. Все члены подгруппы получают номера от одного до шести.

Текст тренера. Давайте представим, что у всех День рождения. В День рождения принято дарить подарки. Сегодня пускай будут такие подарки, которые помогут человеку и нужны ему. Дарить можно все, что захотите.

Сейчас именинниками будут первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о чем он мечтает, какой хочет получить подарок.

Именинники, в обычный день рождения принимаются подарки без критики. По этому поводу говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня – постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он попал в точку со своим подарком. Если вы не хотите принимать подарок, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете.

Дарители, не нужно спорить с именинником, даже если вы с ним не согласны.

После того как первый номер оценит подарки, именинником становится второй номер и т. д.

Обсуждение.

Упражнение: «Групповой коллаж: «Я хочу быть свободным и здоровым!».

Время: 30 минут.

Цель: осознанное выражение выбора здорового образа жизни.

Материалы. Бумага для рисования, краски, мелки, цветная бумага, клей, ножницы.

Ведущий предлагает участникам разделиться на 4 - 5 подгрупп и обсудить вопросы: 1. Какие плюсы они видят в жизни человека свободного от наркотиков 2) что необходимо делать, чтобы преградить дорогу к себе наркотикам, алкоголю. Дается 10 минут на обсуждение ответов.

Затем подгруппам предлагается изобразить свои ответы в виде схематических рисунков.

Затем группа собирается вместе и из всех схематических рисунков собирается общий коллаж. После этого делятся своими впечатлениями.

Упражнение: «Потребности человека».

Время: 1 час.

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим.

К собеседнику, который считается с нашим мнением, мы относимся положительно, чем к собеседнику, который в межличностном общении удовлетворяет свои личностные потребности.

Подумайте, какова была бы ваша реакция в ситуациях 1 и 2.

Ситуация 1.

Светлана: Послушай, Сергей, что сегодня со мной было! Прихожу в магазин, встречаю Антона, и тут он мне говорит: «Да ты же меня совсем не слушаешь?!»

Ситуация 2.

Светлана: Послушай, Сергей, я хотела бы знать твое мнение об одном деле. У тебя найдется минутка свободного времени?

Сергей: Выкладывай.

В какой ситуации вы почувствовали, что с вами считаются?

Разумеется, Сергей лучше реагирует в ситуации 2, потому что Светлана считается с его потребностями.

Дело в том, что Светлана поинтересовалась его мнением. И она спросила, есть ли у Сергея свободное время.

Это означает, что Сергей сам решает, выслушивать ему Свету или нет. Благодаря этому он не чувствует себя застигнутым врасплох.

Следовательно, мы видим, что одно и то же обращение может быть в одном случае корректным, в другом – нет.

Для того чтобы считаться с потребностями других людей, необходимо знать эти потребности.

Примечание: данное упражнение эффективно для заискивающего типа личности.

Упражнение.

Время: 1 час

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим.

Составьте список потребностей личности как своих, так и другого человека. Не забудьте основные физиологические потребности.

Если мы знаем потребности собеседника, то можем быстро их классифицировать на несколько категорий, для того, чтобы определять категории потребностей собеседника. Понимание потребностей других людей эффективно помогут в беседе.

Пирамида потребностей (информация о характеристиках потребностей по А. Маслоу)

Упражнение.

Время: 30 минут

Цель: помочь подростку разобраться в вопросах уверенности в себе.

Для того чтобы разобраться в вопросах уверенности в себе, ребятам предлагается следующее упражнение. На доске написаны слова:

- упорный

- волевой

- отзывчивый

- нежный

- добрый

- целеустремленный

Подросткам предлагается выбрать и записать в столбик качества, которые у них отсутствуют, а в другой столбик – те качества, которые отсутствуют у окружающих их людях.

Как правило, большинство подростков выделяют у себя волевые качества (упорный, волевой, целеустремленный), а других наделяют чертами мягкого человека (отзывчивый, нежный, добрый).

Многие люди считают, что у них недостаточно развиты волевые качества, а в других они видят мало доброты. Ответ на данный вопрос коренится в том, что взрослые, а особенно подростки часто не уверенны в себе.

Чтобы разобраться в данном вопросе, можно выполнить следующее упражнение.

Игра – упражнение: «Ярмарка достоинств».

Время: 40мин

Цель: ориентация на достижение успеха.

Участники игры получают по два листа с названиями: «Продаю» и «Покупаю».

Ведущий предлагает на одном месте, под надписью «продаю», написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем все листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдёт и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств. После этого необходимо провести обсуждение:

- Что удалось купить? Что удалось продать?

- Что было легче купить или продать и почему?

- Каких качеств больше продавалось?

- Какие качества хотели купить многие? Почему?

Как правило, большинство ребят хотят избавиться от недостатков, а приобрести достоинства.

После обсуждения педагог подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки – это проявление мужества, от этого человек становиться только увереннее и обретает уважение окружающих.

В зависимости от структуры потребностной неудовлетворенности подростков можно частично элиминировать нежелательные особенности личности посредством основной коррекционно-развивающей программы с учетом типов девиации по преодолению проявлений потребностной неудовлетворенности делинквентного, безнадзорного, агрессивного, аутодеструктивного, деструктивного и заискивающего типов личности.

 

 

Тип личности  
Делинквентный тренинги на повышение личностного роста, активность и эффективность межличностных отношений (на понимание потребностей других людей)
Безнадзорный тренинги на самопонимание, личностный рост
Агрессивный тренинги по контролю эмоций, мотивации к успеху, достижениям. Успешны будут семейные тренинги
Аутодеструктивный тренинги на самопонимание, личностный рост
Деструктивный тренинги на понимание потребностей других
Заискивающий тренинги, направленные на уважение к себе;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: