Часть 1. Осознание и коррекция развития потребностей подростка в самоотношении, самоконтроле, самоутверждении и самоактуализации.




Коррекционно-развивающая программа

«Преодоление потребностной неудовлетворенности девиантно-развивающейся личности». Прялухина А.В.

Цели программы:

- осознание и корректировка развития потребностей подростка в самоотношении, самоконтроле, самоутверждении и самоактуализации, которые помогут сориентироваться в своих положительных, социально-одобряемых качествах;

- актуализация и активизация положительного личного опыта подростка, а так же оценка им своих ресурсов и барьеров, стоящих на пути достижения цели реализации личностного потенциала;

- оптимизация отношений с окружающими.

 

Учебно-тематический план тренинга

«Преодоление потребностной неудовлетворенности девиантно формирующейся личности»

№/№ Тема Количество часов
Всего Аудиторные
Лекционные Групповые
  Осознание и коррекция развития потребностей подростка в самоотношении, самоконтроле, самоутверждении и самоактуализации.      
  Актуализация и активизация положительного личного опыта подростка, а так же оценка своих ресурсов и барьеров, стоящих на пути достижения цели реализации личностного потенциала;      
  оптимизация отношений с окружающими, распознание личностных потребностей в диалоге со взрослыми.      
  Итого      
           

 

Содержание программы

 

Часть 1. Осознание и коррекция развития потребностей подростка в самоотношении, самоконтроле, самоутверждении и самоактуализации.

Организационная беседа

Время: 30 минут

Цель: краткое ознакомление с содержанием тренинга и решение организационных вопросов.

Упражнение: «Самопрезентация».

Время: 30 минут.

Цель: преодоление скованности, осознание потребности самоотношения.

Каждый участник называет свое имя и две лучшие черты своего характера.

Упражнение: «Автопортрет»

Время: 40 мин

Цель: осознание потребности в самоотношении.

Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя устно в третьем лице. Например, Антон – высокий парень, 15 лет, у него идеальный вес, у него светлые волосы, голубые глаза и т. д. После описания внешности переходят к описанию черт характера.

Упражнение «Называем чувства».

Время: 40 минут.

Цель: осознание потребности самоутверждения.

Упражнение проводится как «мозговой штурм». Предлагается лист ватмана, на котором подростки пишут свои успехи.

Обсуждение: Какими приоритетными являются перечисленные достижения?

Упражнение: «Уверенно – неуверенно».

Время: 30 минут.

Цель: формирование потребности в самоутверждении.

Каждому участнику предлагается выполнить какое-то действие сначала уверенно, затем неуверенно.

- подойти и спросить: «Как тебя зовут?»

- спросить: «Как поживаешь?»

- спросить: «Как твои дела?»

- улыбнуться.

Таким образом, подросткам предоставляется возможность наглядно оценить поведение «уверенного» и «неуверенного» человека.

Упражнение: «Я смогу!»

Время: 40 минут.

Цель: осознание потребности самоутверждения

Подростки встают на одну ногу и стараются ровно и чётко написать другой ногой в воздухе своё имя, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой дети гладят голову, а другой круговыми движениями свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой ребята пишут своё имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!»

Упражнение «Рисунок по точкам».

Время: 40 минут.

Цель: стимулировать личностный потенциал подростков.

Участники выдаются листы бумаги (формата А4), на которых предлагают произвольно и равномерно изобразить 20 точек. Далее участники обмениваются листам. Задача участников – на предложенном соседом листе, соединить все точки линиями таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение (5–8 минут). В конце упражнения предлагается публичная презентация данных работ.

Упражнение «Дуем к цели».

Время: 40 минут.

Цель: реализация личностного потенциала.

Подростки на листе бумаги пишут личные представления о том, что они хотят достигнуть в жизни: «Я хочу достигнуть…».

Затем листки сминают в комочки, и кладут свой комочек на пол в том месте аудитории, где захочет. После этого участники на новых листках бумаги пишут: «Я уже достиг…». Так же как и предыдущие листы сминаются в комочки и размещаются друг от друга на расстоянии не менее 3 метров. Далее участники приседают на корточки и, дуя на свои комочки листов «Я хочу достигнуть…» для приближения к комочкам из листов «Я уже достиг…».

Упражнение «Противоположные движения»

Время: 1 час.

Цель: регуляция своих движений.

Подростки разбиваются на пары. Один из партнеров выполняет произвольные движения под музыку. Задача другого подростка – отражать движения первого подростка противоположно. Потом участники меняются ролями, и игра повторяется. Упражнение способствует повышению взаимопониманию партнеров и сплочению команды.

Обсуждение. Легче и интереснее повторять движения противоположные или демонстрирующие.

Упражнение «Междугородняя почта»

Время: 40 минут.

Цель: контроль внимания и коррекция в межличностном взаимодействии

Описание упражнения. Участники сидят в кругу и каждый произносит наименование города (повторяться нельзя). Для запоминания названия города рекомендуется повторять названия городов, которые назвали три предыдущих участника, а потом проговорить свое наименование города…

После названия и распределения городов, ведущий входит в центр круга со словами: «Посылаю письмо в такой-то город….». Подростки встают со своих стульев, у которых назвали города и меняются местами. Задачей ведущего является занимание свободного места. Неуспевший занять место на стуле, продолжает игру. Игра поддерживается в быстром ритме.

Обсуждение. Кто является результативным игроком? Какими качествами он обладает?

Упражнение «Чистая речь».

Время:30 минут.

Цель: формирование в потребности в самоконтроле.

Участникам предлагается произвести замер уровня мусора в собственной речи. Ведущий общается с участником на тему узнавания потребностей другого человека, т.е. то, что для одного человека может быть оскорбительным в общении, другой воспримет как «в порядке вещей».

Упражнение: «Формула неудачника».

Время: 1 час.

Цель: информирование, систематизация представлений и мифов участников о причинах девиантного поведения.

Материалы. Бумага формат А6 (каждая команда пишет не менее 10 причин). Доска, фломастер.

На ватмане формула неудачника.

Жизненная трудность +

Неумение или нежелание решать затруднение +

Позиция жертвы (т. е. поиск причин и оправданий для своего поведения, выбора, чтобы снять с себя ответственность за него)

Тренер: «Вы знаете, что алкоголь, наркотики приводят к негативным для человека последствиям? Да. Почему же тогда люди все-таки практикуют такое поведение? Что заставляет их наносить вред самим себе?»

Тренер выслушивает 3 – 4 человека, а затем инструктирует: «Разделитесь на подгруппы по четыре человека. Каждая подгруппа отвечает на вопрос: «Почему люди практикуют девиантное поведение? Что заставляет их это делать?»

Возьмите карточки. На каждой карточке напишите причины.

Затем каждая команда на листах пишет причины.

Затем представитель от каждой команды зачитывает причины.

Когда все сделано, тренер предлагает выделить следующие группы причин:

1. Неудовлетворенность собой и своим состоянием (причины: из-за некрасивой внешности, из-за плохого характера, из-за своей застенчивости, чтобы снять напряжение, чтобы забыть, что виноват…).

2. Неудовлетворенность своими отношениями (причины: ссоры с родителями, измена друга/подруги, чувство одиночества, обиды…).

3. Неудовлетворенность обстоятельствами своей жизни (причины: бедность, нет перспектив учиться, нет дома, негде жить…).

4. Дружба с теми, кто сам так себя ведет (причины: приятели, друзья).

5. Без причин (причины: скука, любопытство, просто так)

6. Жертва (причины: пригрозили, заставили)

Обсуждение.

Упражнение:

Время: 1 час.

Цель: знакомство с эмоциями, реагирование на негативный опыт.

Материалы. Карточки с названием чувств. Например, радость, огорчение, обида, вдохновение, удивление, злость, облегчение, смущение.

Процедура. Раздаются карточки с названиями чувств. Подростки знакомятся с ними, но не оказывают друг другу. Каждый участник встает на стул и изобразить то чувство, которое на карточке.

Обсуждение. Объясните, как вы понимаете значение слов, указанных на карточке. В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть? Вспомните какие-нибудь ситуации из вашей жизни. Расскажите об этом. Какие были чувства?

 

Часть 2. Актуализация и активизация положительного личного опыта подростка, а так же оценка своих ресурсов и барьеров, стоящих на пути достижения цели реализации личностного потенциала;

Упражнение: «Критический подход к самому себе».

Время: 1 час.

Цель: оценивание себя.

1. Вспомните, когда были маленькими. За что вас больше хвалили: за то, что вы есть или за ваши дела и поведение? Отметьте свою позицию на прямых линиях. Если отец или мать хвалили вас по – разному, поставьте два крестика и сделайте к ним надписи. Если похвалы других людей были значимыми для вас, отметьте их.

Ориентация на существование как таковое   Ориентация преимущественно на существование само по себе Золотая середина Ориентация преимущественно на дела Ориентация исключительно на дела
  отец   Дядя, тетя   бабушка   мать  

 

2. Здесь Вы должны проверить, как вас хвалят сегодня родственники, друзья, знакомые. Снова проставьте крестики, и каждый крестик сопроводите соответствующей надписью.

Ориентация на существование как таковое   Ориентация преимущественно на существование само по себе Золотая середина Ориентация преимущественно на дела Ориентация исключительно на дела
  отец   Дядя, тетя   бабушка   мать  

3. Теперь подумайте о тех людях, которых Вы учли. Хвалите Вы этих людей только потому, что рады их существованию, или хвалите их за то, что они умеют делать и делают?

 

Ориентация на существование как таковое   Ориентация преимущественно на существование само по себе   Золотая середина Ориентация преимущественно на дела Ориентация исключительно на дела
  отец   Дядя, тетя   бабушка   мать  

Упражнение: «Работа с рисунками «Чего я уже не боюсь».

Время: 45 минут.

Цель: устранение детских страхов.

Педагог предлагает ребятам нарисовать свой страх. А рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя.

Упражнение-игра: «Найди способ выйти из круга»

Время: 30 минут.

Цель: осознание личностных ресурсов.

Игра ориентирована на умение подростком сказать: «НЕТ».

Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребёнок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.

Упражнение: «Выбери ответ»

Время: 30 минут.

Цель: развитие умения ставить перед собой цели, принимать самостоятельно решения.

Из нижеперечисленных вариантов необходимо выбрать один ответ.

А) нравится предмет;

Б) нравится педагог;

В) заинтересовала тема;

Г) пошёл за компанию с товарищами;

Д) случайно;

Е) посоветовали;

Ж) это связано с моей будущей профессией;

З) у этого педагога чувствуешь себя спокойно;

И) мне всё равно, чем заниматься;

К) затрудняюсь ответить;

Л) твой вариант ответа

Ответы «а», «в», «ж» и «л» свидетельствуют о высоком уровне осознанности выбора, варианта «г», «д», «е», «з», «и», «к» – о низком.

Упражнение: «Рисуем картинки в уме».

Время: 45 минут.

Цель: ориентация на достижение успеха.

Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:

- Сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите ровно и спокойно. Представьте себе белый экран. Пусть на нём появится то, что вы загадали. Нарисуйте на нём своё желание в виде звезды. Первая половина- то, о чём вы мечтаете и на что надеетесь. Вторая- то, что вы делаете, чтобы добиться успеха. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что достигли цели и вам удалось то, к чему вы стремились.

Мысленно порадуйтесь:

- Я сделал это!

- Я думал об этом!

- Я заслужил удачу!

Насладитесь своей удачей. Откройте глаза и скажите уверенно вслух: «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»

Одним из значимых механизмов уверенности в себе являются реальные успехи. Однако, как отмечает Р. Бернс, в подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важным, значимым.

Примечание: данное упражнение эффективно для агрессивного типа личности.

Упражнение: Тест на выявление уровня самооценки.

Время: 45 минут.

Цель: диагностика самооценки:

Составляющие самооценки:

- оценка себя самим ребёнком,

- оценка себя глазами воспитателя,

- оценка себя глазами учителя,

- оценка себя глазами сверстников.

Процедура проведения:

На листе бумаги педагог рисует шкалу (10 ступенек) и сообщает, какие качества находятся на её полосах, в зависимости от того, какие качества он хочет измерить: ум, доброту, умелость, красоту, справедливость и т.п.

Инструкция.

На верхней ступеньке находятся самые умные люди, а на нижней – самые глупые. Обозначь карандашом своё место на лестнице. После того, как ребёнок выполнил это задание, его просят обозначить то место, на которое его поставил бы воспитатель, учитель, сверстники.

Анализ результатов:

Адекватные величины самооценки располагаются между 5 и 7 ступенями.

Конечный результат должен отражать истинную позицию.

Упражнение:

Время: 45 минут.

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессии.

Процедура. Тренер рассказывает притчу: Жила – была свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал Змее прекратить обижать людей, и она решила жить простодушно, не нанося ущерба никому. Но когда люди узнали, что она не опасна, то стали бросать в нее камни и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, все это видя и выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы злиться на плохого человека, показывая таким образом, что вы можете за себя постоять. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно противостоять злу, не причиняя зла в ответ.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы на фотовыставке рассматриваете фото людей, на которых вы разгневаны, которые вас обидели или несправедливо с вами поступили. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Выберите любой из них, остановитесь около него и постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации.

Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте их, не стесняйтесь, говорите ему все что хотите.

Если вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой, 3 – 4 раза вдохните и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Легко было делать упражнение? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения?

Упражнение «Лестница достижений».

Время: 40 минут.

Цель: развитие личностного потенциала.

Подростков просят сформулировать какую-либо цель, которую необходимо достигнуть в течение шести месяцев и кратко записать ее. Далее рисуют на листе бумаги (формат А4) лесенку из 6 ступенек. Нижняя ступенька предполагает описание личностных качеств подростка, когда эта цель не достигнута им, а верхняя – когда она достигнута. Подростки записывают рядом с первой и последней ступеньками по 2–3 признака, которые характеризуют качества личности, когда цель не достигнута либо достигнута полностью. После этого участников просят подумать, на какой ступеньке достижения цели они находятся в настоящий момент, обозначить эту позицию и записать 2–3 ее главные характеристики. После завершения данной части работы, перед участниками ставится вопрос о конкретных действиях для достижения цели и поднятия на ступеньку выше. На это выделяется 1,5–2 минуты, после чего участников просят записать или зарисовать свои представления по этому поводу.

Примечание: данное упражнение эффективно для делинквентного, безнадзорного и аутодеструктивного типов личности.

Упражнение:

Время: 40 минут.

Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

Процедура. Объяснение определений конструктивной и агрессивной агрессии.

Проанализировать собственное поведение и постараться ответить на вопросы:

1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессия?

2. Подумайте, каким способом вы справляетесь со своей агрессией: выходит она наружу или стараетесь сдерживать ее?

3. Как вы относитесь к собственной агрессии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете удовольствие?

4. Какие ваши привычные способы разрядки агрессии?

В процессе выполнения упражнения каждый участник высказывает свое мнение.

Упражнение «Шведский стол».

Время: 40 минут.

Цель: формирование умения реализовывать свои цели, удовлетворение потребности в самореализации.

Подросткам предлагают участвовать в организации «шведского стола», где личностные качества подростка выполняют роль блюд, которые впоследствии, разрешается «съесть». Вначале, когда идет «приготовление еды», то участника просят придумать по 5 личностных качеств, которые будут интересны и полезны для самих подростков и для других участников. Впоследствии, когда названия качеств личности придуманы, подростков просят подписать на «блюде» данное качество. На следующем этапе «сервировка», каждый подросток показывает свои «блюда», на которых отраженны его качества личности и кратко обосновывает ценность этих качеств. Далее, все листочки с названием качеств выкладываются на поверхность, которая и будет «шведским столом». Завершающая стадия – «обед». Подростки в течение нескольких минут обходят «шведский стол», делают собственный выбор качеств, демонстрируют и комментируют выбранные «блюда», которые привлекли их внимание Обсуждение. Что необходимо для получения качеств личности, которые выбраны на «шведском столе»?

Примечание: данное упражнение эффективно для делинквентного, безнадзорного и аутодеструктивного типов личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: