В 1886 К. С. Алексеева избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский. В последующие годы насчитывает больше десятка различных сценических образов.
В 1897 Немирович - Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре не увидимся ли?» На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание - сидение с Немировичем - Данченко. Первый момент основания театра ». Без малого год спустя 14 (26) июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актёров - любителей Общества искусства и литературы. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович » начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры.
Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович » А. К. Толстого, «Чайка », «Дядя Ваня », «Три сестры », «Вишневый сад » А. П. Чехова, «На Дне » М. Горького ставились Станиславским и Немировичем - Данченко совместно. Однако последняя не была подписана ни первым ни вторым, в силу потери творческого единства
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин » Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в МХТ тем, что значительная часть труппы во главе с Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора » (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТ (театр уже был объявлен академическим) в 1- ю студию. В 1922 МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) труппы. В 20- х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1- я и 3- я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; Станиславский болезненно переживал «измену » учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля Лира »: Гонерилья и Регана 1- я и 3- я студии, Корделия - 2- я.
|
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы » и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского).
Умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у Константина Сергеевича букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу » таково заключение врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
|
Историческое значение
Станиславский является создателем знаменитой Системы, всемирно признанного метода обучения актёрскому мастерству, заложившим фундамент современной науки о театре. Помимо этого, он стал одним из родоначальников, создателем режиссуры как профессии. Реформа режиссёрского искусства, осуществлённая Станиславским (вместе с коллегой и вторым-основателем Художественного театра Владимиром Немировичем-Данченко и его учеником Евгением Вахтанговым), дала новое направление искусству театра. В своей режиссёрской практике К. С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссёра, всегда стараясь подчинить их единой цели — воплощению идеи пьесы.
Константин Сергеевич так писал об этом:
«Режиссёр — это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как её играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр — это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, кроме своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать впрок. Наблюдения тоже можно накапливать специально к пьесе, к образу, а можно приучить себя наблюдать жизнь и до поры до времени складывать наблюдения на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссёру огромную службу»
Станиславский стал творцом, можно даже сказать изобретателем новой эстетики сценического искусства, утверждавшей взгляд на спектакль как на целостное художественное произведение, где все компоненты, образ, создаваемый актёром, пластическое решение, декорации, музыкальное оформление, подчинены общей идее, общему замыслу и согласованы между собой. Новые цели, поставленные перед всеми творцами спектакля, принципиально изменили роль каждого из них в его создании