Ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект» - предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке».




Понятие, формы и показатели уровня концентрации производства.

 

Концентрация производства, как показывает опыт, оправдывает себя лишь на производстве наиболее выгодных видов продукции. Вместе с тем, необходимо заметить, что концентрация лишь до определенного размера может улучшать результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Сосредоточение средств производства, рабочей силы c целью увеличения производства продукции в одном предприятии, отрасли или производственном объединении, а также зоне, области, районе носит название концентрации.

Если рассматривать концентрацию с точки зрения отдельно взятого предприятия отрасли - процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация производства может быть достигнута путем:

- увеличения количества машин, оборудования, поголовья скота, земельных угодий на прежнем уровне;

- применения более высокопроизводительной техники, элитных семян и пород скота, применения удобрений и т.д.;

- совокупность первых двух путей;

- развития комбинированных взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. совершенствование всех технологических процессов, освоение научно-обоснованных систем земледелия и животноводства, улучшение условий кормления и содержания животных, комплексная механизация и автоматизация.

Концентрация может осуществляется на основе различных форм:

- путем централизации (объединение мелких хозяйств в более крупные предприятия);

- комбинирования (соединение в одном предприятии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, основного производства с дополнительным);

- кооперирования (объединения предприятий для совместного производства определенного вида продукции при сохранении их самостоятельности);

- диверсификации.

Степень концентрации определяется размерами производства. Размер сельскохозяйственного предприятия характеризуют такие показатели как наличие земельных угодий, трудовых ресурсов, основных и оборотных средств выход продукции в стоимостном и натуральном выражении.

Рациональные размеры хозяйств, отраслей и хозяйственных подразделений при определенной специализации и интенсивности, достигнутом уровне механизации и наличных трудовых ресурсах должны обеспечивать эффективное сочетание и использование всех факторов производства, и получение максимального количества продукции с единицы земельной площади при наименьших затратах труда и средств. Границы оптимального размера довольно подвижны.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия: графический и метод приведенных затрат. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат – Сс + Ен·КВ + Зтр min, где Сс- себестоимость продукции, Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, КВ – капитальные вложения, Зтр – транспортные расходы.

Если рассмотреть в качестве примера отрасли, перерабатывающие первичное сельскохозяйственное сырье, то необходимо помнить, что здесь оптимальные размеры предприятий устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

Оптимальный размер проектируемого предприятия, как уже отмечалось, должен обеспечить минимум приведенных затрат или максимум прибыли. И формула приведенных затрат несколько изменится:

 

Прив.Затр. = Тс + ПЗ + Тп + КВ·Ен min,

 

где Тс – затраты на доставку сырья для перерабатывающего предприятия;

ПЗ – затраты на производство продукции;

Тп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей.

Оптимальные размеры предприятий не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени вне района размещения, т.к. они различны для разных периодов и экономических районов.

В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия, т.е. того размера, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Для того, чтобы этот метод использовать в нашей практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.

Уровень концентрации характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Абсолютные показатели уровня концентрации включают: объем выпуска продукции; среднегодовую численность работающих; среднегодовую стоимость производственных фондов; наличие энергетических мощностей. Наиболее объективным является показатель объема выпуска продукции, остальные используются для более всестороннего анализа уровня концентрации.

Относительные показатели уровня концентрации в отрасли включают: долю отдельного или крупнейших предприятий в выпуске продукции в отрасли; долю предприятия на рынке продаж; долю крупных предприятий в общей их численности в целом; долю основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Мировая практика показывает, что концентрация производства эффективна в сельскохозяйственных предприятиях с высоким уровнем специализации, так как это создает основу для концентрации ресурсов и рационального их использования в отдельных отраслях.

Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким и средним:

а) легче внедряются высокопроизводительная техника и оборудование, новые сорта растений и пород животных;

б) создаются предпосылки для совершенствования организации производства;

в) снижаются постоянные издержки на единицу продукции, что ведет к снижению общих издержек;

г) создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов;

д) больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

е) происходит соединение науки с производством, создаются научно-исследовательские комплексы.

Недостатки крупных предприятий:

а) рост транспортных расходов;

б) увеличение инвестиций;

в) усложнение процесса управления;

г) нарушение принципа равномерного размещения сельскохозяйственного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

д) увеличение нагрузки на природную среду;

е) возможность монополизации.

Наиболее важным показателем экономической эффективности концентрации является производительность труда.

Необходимо помнить, что эффективное функционирование отрасли и экономики страны в целом зависит от оптимального сочетания крупных, мелких и средних предприятий.

Опыт западных стран показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, т.к. монопольное положение не стимулирует к нововведениям. Известны случаи, когда крупные фирмы скупают патенты и лицензии, для того, чтобы они не достались конкурентам.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действующая система антимонопольного законодательства, в соответствии с которой монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий – 1/2 общего оборота, либо 5 и менее производителей – свыше 2/3 оборота. Аналогичная система характерна и для многих других стран Запада. В нашей практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации – доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно.

Марта 1991 г. впервые в истории России был принят закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Цель принятия закона - способствовать созданию благоприятных условий для конкуренции.

Ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект» - предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке».

Согласно ст. 4 закона о конкуренции, если доля на рынке определенного товара предприятия не более 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которым безусловным монополистом на российском рынке может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Прежние 35% оставлены в качестве нижней планки.

Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства образован Антимонопольный комитет РФ и его территориальные управления. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют злоупотребление этим положением.

В масштабе страны, как показывают исследования, характерны следующие модели:

- локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков, в частности предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;

- олигополия;

- наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий – аутсайдеров («Газпром»);

- деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки.

Наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение называется олигополией. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства.

Основные черты олигополистического рынка – немногочисленность фирм, высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозаменяемость, высокая степень взаимосвязи и координации. Скоординированное поведение олигополии приближает ее к чистой монополии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: