Нескоординированное поведение одной основной фирмы может привести к вытеснению ее самой из отрасли.




3-4 фирмы, охватившие 70% рынка принимают статус олигополии. Экономисты определяют классическую «жесткую» олигополию – 3-4 фирмы и «расплывчатую или аморфную» - 6-8 фирм. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – сталь, цинк, свинец), так и дифференцированные (автомобили, сигареты, электробытовые) товары.

Инструменты защиты вхождения на рынок у олигополистов такие же, как и у монополистов: наличие патентов на технические открытия, монопольный контроль над источниками сырья, преимущества в неценовой конкуренции (сервисное обслуживание, техническое превосходство, экономический шпионаж, реклама).

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цен и объемов выпуска продукции называется олигополистической взаимосвязью. Эта связь превращает конкуренцию в непрестанную борьбу «всех против всех». Поэтому здесь возможен как сговор, так и полное уничтожение.

При олигополии огромную роль играет субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими фирмами на рынке. Основная проблема – неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции.

В общем можно сказать, что олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Кооперативное поведение олигополистических фирм основывается на фирменной кооперации и рассматривает несколько моделей, способствующих координации в условиях олигополии.

1. Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах.На Западе широко используются джентельменские соглашения в устной форме о цене на продукт, определяя рыночную долю каждого продавца. Они носят неофициальный характер, поэтому весьма проблематично с ними бороться.

2. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы слились в чистую монополию.

3. Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Чаще всего запрещены соответствующими законами государств. В связи с этим фирмы имеют желание найти альтернативные способы координации своих действий, не нарушая закона.

4. Одним из таких способов является лидерство в ценах. Чаще всего это самая крупная фирма. Ценовой лидер изменяет цену лишь в ответ на серьезные изменения спроса и издержек во всей отрасли. Как правило, о предстоящих изменениях цен лидер отрасли сообщает своим конкурентам через различные источники, в т.ч. СМИ. Цена не обязательно позволит увеличить прибыль, она может быть направлена на создание барьеров для входа в отрасль новых фирм и сохранение существующей олигополистической структуры отрасли.

5. Эвристическое ценообразование – это метод ценообразования, при котором «нормальная» или желаемая предельная норма доходности прибавляется к оценочным средним издержкам для расчета цены продукта. Прибыли в долгосрочном периоде будут выше, если фирма соблюдает правила ценообразования, позволяющие получать в каждый данный период доход, ниже максимального, но одновременно предохраняющий от вторжения новых участников.

6. Фокальные точки – округленные значения, которые могут быть выбраны благодаря аналогии, симметрии, предшествующему опыту, эстетическим соображениям или случайно, но в любом случае они должны быть уникальными. Устанавливая цены на определенной фокальной точке, фирма молча призывает конкурентов последовать ее примеру без изменений.

Олигополисты предпочитают неценовую конкуренцию ценовой, т.к. использование изменения продукта, его усовершенствование, универсализация, реклама дают долговременные преимущества перед конкурентами.

Существующее в России антимонопольное законодательство требует серьезной доработки, т.к. отсутствует ясность в определении предприятия монополиста и мер его наказания, игнорируется опыт промышленно-развитых стран в области антимонопольного законодательства и т.п.

С одной стороны в стране осуществляется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства, с другой – создаются концерны, холдинги, финансово-промышленные группы.

Концерн характеризуется единством собственности и контроля, а в российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства. Практика показала, что консолидация экономических интересов усиливается у представителей перерабатывающей и пищевой промышленности.

Создание холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов РФ, на территории которых расположены предприятия, входящие в холдинговые компании. Агрохолдинг – это объединения юридических лиц, функционирующих в сфере бизнеса, одно из которых, являясь головной компанией, управляет деятельностью остальных (дочерних, зависимых фирм), в силу преобладания их в уставном капитале или договора.

Как правило, агрохолдинги – акционерные общества, обладающие сельскохозяйственными производящими хозяйствами, перерабатывающими и торговыми мощностями в сфере АПК. Их отличительные особенности – наличие компании (или их группы) инвестирующих деятельность организации, а также более высокая степень развития маркетинговых функций.

Агрохолдинги регионального и межрегионального уровня могут создавать централизованные инвестиционные, залоговые, страховые, амортизационные, лизинговые, резервные и иные фонды. Кроме того, у них есть возможность создавать торговые дома, оптовые региональные и межрегиональные рынки продовольствия, сельскохозяйственной техники и др. материально-технических ресурсов. По оценкам генерального директора института конъюнктуры аграрного рынка до 10% российского товарного сельскохозяйственного производства происходит в холдингах.

В качестве примера успешного функционирования агрохолдинга в России можно назвать компанию «Балтимор», в которой осуществляется выращивание фруктов и овощей на полях Узбекистана и Краснодарского края, их переработка, изготовление упаковочных материалов и доведение готовой продукции до потребителя. Такая интеграция дает возможность обеспечить контроль на всех этапах технологического процесса, гарантировать высокое качество готовой продукции, снизить ее себестоимость. В результате порядка 50% российского рынка томатной консервации – это продукция компании «Балтимор»

Финансово-промышленные группы как правило объединяют не только мощь промышленного, сельскохозяйственного, банковского, страхового, торгового капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей. Из всех функционирующих в нашей стране в начале столетия ФПГ свыше 16% приходилось на АПК.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение юридических лиц, в которое кроме промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других хозяйственных организаций входят также кредитно-финансовые учреждения или промышленные предприятия с большим инвестиционным потенциалом. Участники ФПГ объединяют материальные и финансовые ресурсы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и экономических связей, увеличения производственного потенциала, реализации достижений научно-технического прогресса, технико-технологических и организационно-экономических инноваций.

Положение закона о финансово-промышленных группах, в соответствии с которым ее участники могут быть признаны консолидированными налогоплательщиками и могут вести сводный учет, отчетность и баланс, позволяет освободить снабженческие и ремонтно-технические предприятия, вошедшие в группу, от налогов на прибыль, поскольку материально-технические ресурсы и производственные услуги являются в такой группе не конечной, а промежуточной продукцией. Налоги будут выплачиваться только с конечной продукции.

Участие в ФПГ дает доступ сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям АПК к финансово-кредитным средствам, а финансово-кредитные учреждения могут надежно поместить свои капиталы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: