Методы реализации образовательного процесса в системе ДПО имеют свои особенности применительно к обучающимся различного уровня. Можно выделить следующие категории слушателей, которым соответствуют свои особые условия обучения, своя мотивация и свое нормативно-правовое регулирование:
§ студенты старших курсов вузов;
§ специалисты с высшим образованием;
§ специалисты с высшим образованием, осваивающие программы MBA.
Рассмотрим особенности реализации образовательного процесса применительно к соответствующим уровням слушателей ДПО.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к студентам старших курсов образовательных учреждений ВПО, осваивающих программы дополнительного профессионального образования.
Идея дополнительного профессионального образования студентов в вузе является достаточно новой по сравнению с традиционной системой переподготовки специалистов и имеет свои специфические особенности.
Мотивация:
§ дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации ВПО, который позволит выпускникам сдать экзамен на соответствие профессиональному стандарту и приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях (предприятиях, фирмах) с минимальным временем адаптации;
§ требования организаций и предприятий, на которые трудоустраиваются студенты по получению дополнительных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в организации;
§ получение дополнительной квалификации для расширения возможностей трудоустройства выпускников в связи с быстро изменяющейся конъюнктурой рынка труда и консервативностью Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО;
|
§ более узкая специализация (доводка студента) и освоение новейших разработок (программных средств, технологий, методов и приемов) перед окончанием вуза;
§ повышение мобильности и социальной защищенности выпускников вузов;
§ необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимальным временем «доучивания»;
§ реализация академических прав студентов.
Содержание:
§ содержание отдельных дополнительных профессиональных программ в отличие от основных программ вуза может быть узкопрофильным, ориентированным под конкретный вид профессиональной деятельности, учитывать требования профессиональных стандартов;
§ все программы должны быть построены по модульному принципу, что позволит осуществить их поэтапное освоение или построить программу любой продолжительности из набора модулей;
§ программы должны иметь минимальную степень избыточности информации;
§ роль профессионального ядра программы должна быть максимальной как по объему, так и по содержанию;
§ должно быть предусмотрено активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий и средств обучения, компьютерной техники, Интернет-технологий и дистанционного обучения;
§ должна быть задана высокая степень вариативности.[4]
Реализация:
§ возможность обучения за счет частичного использования времени, выделяемого на курсы по выбору в рамках программы ВПО;
|
§ уплотнение графика учебного процесса и личного времени студента;
§ повышенный темп освоения учебного материала, обеспечиваемый высокой мотивацией обучения;
§ организация учебного процесса со встроенными дополнительными профессиональными программами (для желающих);
§ возможность факультативного освоения разделов некоторых дисциплин в рамках основного образования как дисциплины дополнительной профессиональной образовательной программы.
Особенности реализации образовательного процесса применительно к специалистам с высшим образованием, осваивающим программы дополнительного профессионального образования
Потребность в профессиональной переподготовке специалистов с высшим образованием была вызвана в первую очередь резким ускорением научно-технического прогресса, необходимостью расширить возможности трудоустройства выпускников вузов в связи с изменяющимися запросами рынка труда и невозможностью образовательных учреждений быстро реагировать на эти вызовы.
С другой стороны, появилась необходимость фундаментальной переподготовки специалистов типа «второй диплом о высшем образовании», но с более коротким сроком обучения и направленностью обучения на конкретный вид практической деятельности (с максимально развитым профессиональным блоком).
Более гибкая и простая система разработки и реализации программ ДПО позволяет создавать различные формы подготовки специалистов в рамках единого подхода.
Формы и уровни подготовки
На данном этапе развития двухуровневой системы ВПО в России требуется обеспечить соответствие квалификации выпускников вузов, в первую очередь бакалавров, требованиям рынка труда, профессиональным стандартам – в том числе в пределах одного и того же направления и специальности подготовки.
|
«Бакалавров надо доучивать» – реализация данного условия может быть осуществлена именно при продолжении ими обучения по программам переподготовки (в том числе с присвоением дополнительной квалификации). Такая переподготовка имеет ряд преимуществ в сравнении с обучением в магистратуре, носящим академический характер и проводящимся по стабильным программам с небольшой степенью вариативности. Для бакалавров может быть предложена конкретная программа практической направленности, созданная как вызов на определенные требования к компетенциям, в период окончания ими вуза. Это могут быть узкопрофессиональные или функциональные (межотраслевые) программы, на которые в данный период есть спрос. Такие программы могут быть составлены по требованию конкретных работодателей или ассоциаций работодателей, с уточнением требуемых компетенций и степени их освоения.
Бакалавры могут обучаться, поступив на работу и определив необходимые компетенции. Программы ДПО позволяют реализовать подготовку помимо очной и очно-заочной формы в режиме дистанционного обучения. Используя модульную форму программ, можно набирать кредиты, следуя индивидуальному графику обучения. После получения определенного количества кредитов бакалавр может выйти на итоговую аттестацию. Таким образом, грамотное и массовое применение системы дополнительного профессионального образования может в значительной степени компенсировать минусы укороченной подготовки специалистов по программам бакалавриата.
Другой направленностью программ профессиональной переподготовки является переподготовка специалистов с высшим образованием, получивших определенную квалификацию достаточно давно, в связи с чем она перестала быть востребованной на рынке труда. В этом случае имеется необходимость переподготовки специалистов на новые, востребованные виды деятельности, в том числе по направлениям Центров занятости населения.
Достаточно актуальными могут быть программы для специалистов, занимающих высокие должности в различных отраслях и областях деятельности с целью углубления знаний и развития умений по различным аспектам производственно-технологической деятельности. Для специалистов такого уровня могут быть разработаны программы, аналогичные МВА, включающие освещение инженерно-технических (профессиональная часть) и управленческо-экономических вопросов в более широкой их взаимосвязи.
Заключение
ДПО является важным звеном в системе непрерывного профессионального образования, и его роль в будущем будет возрастать.
Важнейшим этапом развития ДПО является ориентация образовательных программ на профессиональные стандарты.
При разработке образовательных программ ДПО необходимо учитывать особенности различных категорий обучающихся (студенты старших курсов вузов, специалисты с высшим образованием, включая бакалавров, специалисты, осваивающие программы МВА и их аналоги).
Образовательные учреждения ДПО (подразделения университетов, реализующих программы ДПО), имеют свою специфику, и она должна быть учтена в процессе их деятельности.
Для преподавателей, ведущих образовательный процесс в системе ДПО, нужна специальная подготовка.
Перспективным направлением повышения качества ДПО является массовое внедрение сертификации квалификаций и процедур общественно-профессиональной аккредитации.
Список используемой литературы
1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.2013 № 499.
2. Методические рекомендации (разъяснения) об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования (письма от 8 октября 2013 г. № 06-731; от 20 мая 2014 г. № АК-1427/06).
3. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05).
4. Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ (письмо от 30 марта 2015 г. № АК-820/06, № АК-821/06, № АК-822/06).
5. Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо от 22 апреля 2015 г. № ВК-1030/06, № ВК-1031/06, № ВК-1032/06).
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
8. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
9. Шмелькова Л.В. О профессиональных стандартах в сфере образования // Информатизация образования и науки. 2015. №3(27).
[1] Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
[2] Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
[3][3] Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05).
[4] Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо от 22 апреля 2015 г. № ВК-1030/06, № ВК-1031/06, № ВК-1032/06).