Организации, предоставляющие услуги ДПО




 

ДПО занимаются самые разнообразные организации. Это курсы, специализированные учебные центры, отраслевые системы ДПО (например, институты Газпрома), профессиональные образовательные организации, учебные центры при организациях-разработчиках, организации ДПО (институты, академии) Минобразования РФ, ссузы и вузы. При этом каждый тип образовательного учреждения, реализующего программы ДПО, имеет свое назначение, свои преимущества и недостатки. Если исключить специализированные организации ДПО (милиция, транспорт, медицина и др.), то деятельность организаций ДПО носит коммерческий характер.

Небольшие коммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя. Во многих случаях такие организации имеют мощное организационно-маркетинговое подразделение с небольшим числом штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости.

Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты или по договорам подряда.

Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и повышающих квалификацию с целью получения дополнительных конкретных знаний, которые далеко не каждый штатный преподаватель может им дать. Мотивация слушателей существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.

Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику аудитории. Сказанное определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.

Опыт системы ДПО как в России, так и в западных странах говорит о том, что ученые степени и звания преподавателей не являются определяющими. Во многих случаях профессора, доктора наук высшей школы не в состоянии поддержать нужный уровень знаний, умений, особенно в практических областях экономики и производства. Из этого следует необходимость специальной подготовки преподавателей, ведущих образовательный процесс в системе ДПО, как по методам ведения образовательного процесса, так и по углубленному изучению (стажировке) в конкретных областях.

Проблема в том, что преподаватель ДПО и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, иногда взаимно исключающими друг друга.

Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель ДПО должен уметь не только хорошо излагать знания, но и оперативно настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать знания из слушателей, обеспечивать обмен опытом, определять направление дискуссии, структурировать и обобщать высказанные специалистами положения, вникать в конкретные, предлагаемые слушателями ситуации, отвечать на практические вопросы. По этой причине те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в ДПО.

Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.). Преподаватели линейных кафедр вузов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.

Однако есть и существенные преимущества, которые можно и нужно активно использовать. Такими преимуществами являются наличие мощной материальной базы, престиж диплома вуза, возможность обучения по программам MBA, наличие научных центров и школ, наличие квалифицированных преподавателей.

Конкурентным преимуществом может стать обучение по программам переподготовки, особенно переподготовки с присвоением новой квалификации, и программам MBA. Получаемые по результатам такого обучения документы эквивалентны по своей значимости второму диплому о высшем образовании. Представляется перспективным повышение квалификации по новым научным направлениям, проводить обучение совместно с зарубежными партнерами, особенно в случае возможности выдавать совместный документ или международный сертификат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: