Разработка и экологическая оценка проектов рекультивации.




Билет 1. 1. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду. При проведении оценки воздействия промышленных, сельскохозяйственных и иных предприятий на территорию обследования и ареалы функционирования природных экосистем устанавливаются границы территории, на которой окружающая природная среда может быть подвергнута деградации или загрязнению проводится анализ результатов воздействия и динамики изменения состояния окружающей среды. Для выявления зон с наибольшей техногенной нагрузкой в первую очередь устанавливается перечень потенциальных источников загрязнения территории. К ним относятся:1. промышленные и транспортные предприятия, предприятия энергетики, аэропорты, различного рода заправочные станции; 2. предприятия добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов; 3. предприятия минерально-сырьевого комплекса; 4. полигоны и места захоронения отходов промышленности, коммунально-бытового хозяйства; 5. дорожно-транспортная сеть. Для выявления возможного загрязнения сельскохозяйственных угодий необходимые сведения: 1. о применяемых средствах химизации сельского хозяйства (пестициды, регуляторы роста, мелиоранты и т.п.); 2. отходах сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов, птицефабрик; 3. складах хранения средств химизации, растворных узлах, взлетно-посадочных полосах сельскохозяйственной авиации. Основной задачей подготовительного этапа работы является сбор данных обо всех источниках загрязнения для чего проводится их инвентаризация. Необходимая информация о промышленных предприятиях получается от самих предприятий, в заводских лабораториях, из экологических паспортов предприятий, в местных органах охраны природы и санэпиднадзора. Она должна включать следующие данные: месторасположение и занимаемая площадь предприятия; технология и история производства; объем производства основных и побочных продуктов; качественный и количественный состав выбросов в атмосферу и промстоков, места складирования отходов; высота, месторасположение труб.Подбирается материал о природно-климатических условиях обследуемой территории; хозяйственном использовании; гигиенической обстановке; санитарно - эпидемиологическом состоянии.На подготовительном этапе работы составляется карта техногенных нагрузок изучаемой территории, на которую наносятся размещенные в пространстве источники техногенных воздействий, зоны их возможного влияния. Конечным итогом предварительного этапа работы является выявление зон наиболее неблагополучных и уязвимых в отношении загрязнения земель, дается примерная оценка площади и интенсивности загрязнения в этих зонах, определяются участки территории с повышенными требованиями к уровню их загрязнения, определяется стратегия пробоотбора почв и их анализа на первом этапе картографирования.

2. Основные нормативно – технические документы для разработки проектов рекультивации. 1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 2. Федеральный закон от 25.10.2001г № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» 3. Постановление Правительства РФ от 23.02.94 г № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". 4. Федеральный закон РФ «Водный кодекс» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ). 5. Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.95 № 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". 6. ГОСТ 17.5.1.01-83 (ред. 2002 г.) Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения. 7. ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации. 8. ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ. 9. ГОСТ 17.4.3.04-85 (ред. 2002 г.) Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения. 10. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель. 11. ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ. 12. Агрохимия.- 15. РД 39-00147105-006-97 "Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов", Уфа, 1997 год. 16. ВСН 014-89 Миннефтегазстроя Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды, М.,1989 г. + Экологические изыскания и геология.

Билет 2. 1. Источники загрязнения окружающей среды. Промышленные предприятия. К числу наиболее опасных отраслей промышленности относятся: химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая отрасли, а также металлургия и машиностроение, и приборостроение. Химическая промышленность дает значительные масштабы загрязнения токсичными веществами. Наиболее опасные выбросы – это оксид углерода, оксиды серы и азота, аммиак. Нефтеперерабатывающие комплексы. Здесь выбросы могут быть различных веществ, присутствующих в нефти. Металлургия –По классификации Всемирной организации здравоохранения известно 5 тяжелых металлов – медь, кадмий, олово, свинец, ртуть. Они вылетают из труб в парообразном виде или газообразном. Машиностроение и приборостроение. Здесь наиболее опасные цеха – литейное производство, где идет горячее литье металлов, и гальванические цеха, где приборостроение. Там выбрасываются органические растворители, кислоты. Уже менее опасные: стройиндустрия (щебень, цемент, плиты ДСП) – бывают выбросы цементной и древесной пыли, фенола и формальдегида. Природоохранная деятельность предприятий. Два основных направления: Очистка вредных выбросов в атмосферу и сбросы со сточными водами. Устранение самих причин, т.е. внедрение малоотходных и безотходных технологий. Автомобильный транспорт. Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха происходит от автотранспорта, работающего на углеводородном топливе, т.е. бензин и дизельное топливо. Удельный вес загрязняющих веществ автотранспорта составляет до 80% на крупных магистралях. Количество выбрасываемых загрязнений определяется составом, объемом сжигаемого топлива и процессом сгорания топлива в автомобиле. Количество автотранспорта в городах постоянно растет, а значит, растет выброс загрязнений. Автомобиль как источник загрязнения имеет ряд особенностей: это подвижный источник загрязнения; отработавшие газы – это сложная смесь токсичных компонентов; поступление этих газов происходит в условиях городской застройки, где их рассеивание затрудненно и они сразу е попадают в зону дыхания людей. Отработавшие газы автомобилей содержат: если бензин, то 3 часть составляет угарный газ. Его влияние свидетельствует головной боли, тошнота, рвота, потеря сознания, смерть. Также содержится оксид серы и азота, могут быть соединения свинца (если применяется этилированный бензин), углеводороды, в том числе сильнейший канцероген бензпирен. Отработавшие газы могут вступать в фотохимические реакции, в результате чего образуется смог (смесь тумана и дыма). Меры борьбы с загрязнениями от автотранспорта: 1.Технические мероприятия – это совершенствование конструкций двигателя, установка катализаторов, внедрение новых видов топлива. 2.Технические методы – это регулярное техническое обслуживание автомобилей (диагностика, техосмотры) 3.Градостроительные методы – это строительство широких дорог (в несколько полос), дороги в двух уровнях (транспортные развязки) 4.Посадка зеленых насаждений вдоль дорог 5.Строительство шумозащитных экранов 6.Движение транспорта по зеленой волне. Энергетика.Методы получения электроэнергии: теплоэнергетическая станция (топливо для них – уголь, мазут, газ. Источники загрязнения – газообразные продукты сгорания топлива. При применении мазута в атмосферу выбрасывается сажа, оксиды серы и азота, и угарный газ. Степень загрязнения зависит от применяемого топлива. Экологически чистым топливом является газ, например Минск, здесь самая крупная ТЭЦ); атомная энергетическая станция; гидроэлектрическая станция. Гидроэнергетика: Используется людьми уже более 100 лет. В СССР получила бурное развитие. ГЭС не загрязняют окружающую среду, однако они тоже наносят ущерб, поскольку при строительстве плотин происходит затопление больших территорий суши и вырубаются леса. В результате страдает водный режим рек, так как строятся на равнинных реках, а также падает улов рыб. В Беларуси имеется 2 крупные ГЭС: Новолукомльская (в Витебской области) и Березовская (в Брестской области). По нашим планам еще будет строиться 5 мелких ГЭС, одна из них под Гродно. Они еще меньше вреда окажут окружающей среде. В настоящее время используется около 15% ресурсов собственных. До 20 года мы должны использовать минимум 30% собственных энергоресурсов. Атомные станции: Очень актуальна проблема влияния АЭС на прилегающие территории. При нормальной работе атомных станций образуются радиоактивные отходы (твердые, жидкие и газообразные вещества). Твердые вещества – это отработанное ядерное топливо. Жидкое вещество – вода, охлаждающая ядерный реактор. Газообразные вещества – радиоактивные газы. К радиоактивному воздействию подвергается не только персонал атомных станций, а также население прилегающих районов. В Беларуси, в Островце Гродненской области, начато строительство АЭС.

2. Отечественный и зарубежный опыт разработки проектов по восстановлению нарушенных и загрязненных земель. Интенсивное развитие горнодобывающей, нефтяной, газовой промышленности и увеличение добычи полезных ископаемых приводят к нарушению и изъятию из пользования значительных площадей плодородных земель. Добыча минерального сырья и такие виды деятельности человека, как создание свалок, золоотвалов, хвостохранилищ, строительство объектов военного, промышленного и гражданского назначения, приводят к исключению из использования ценных для народного хозяйства земель. Ежегодно в мире на эти нужды изымается 6-7 млн. га плодородных земель. Площадь рекультивированных земель в объеме нарушенных увеличилась с 0,322 до 0,356 га/га. Таким образом, восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой улучшит экологическую обстановку, обеспечит возврат земель и создаст условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности. Рекультивация включает в себя большой комплекс мелиоративных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных работ по восстановлению нарушенных земель в плодородные экологически сбалансированные земли, близкие по основным почвенным параметрам к эволюционно ненарушенным. Цель рекультивации - создание нового ландшафта. Методы рекультивации определяются, прежде всего, составом и свойствами пород, идущих в отвал, технологией вскрышных работ и климатом местности. При использовании нарушенных территорий под сельскохозяйственные и лесные культуры первостепенное значение имеет уровень плодородия грунтоотвалов. Мировой опыт по рекультивации земель насчитывает всего около 80 лет. В России в 1912 г. на территории нынешней Владимирской области на участках заброшенных торфоразработок были поставлены опыты по их окультуриванию и выращиванию сельскохозяйственных растений. В отечественной литературе термин "рекультивация территорий" впервые встречается в 1962 г. Одной из первых работ по рекультивации в России следует считать освоение для лесохозяйственнык целей торфяных выработок на севере и северо-западе европейской части страны. Выделяют следующие этапы развития рекультивационных работ в России: 1906-1949 гг. - увеличение площади нарушенных промышленностью земель, осознание необходимости их восстановления, зарождение идеи, разрозненные опыты. 1950-1968 гг. - резкий рост площади открытых разработок полезных ископаемых, начало правового регулирования, разработка требований и указаний по рекультивации, системные научно- производственные эксперименты, первые обобщения, научно-технические совещания, разрозненное планирование рекультивационных мероприятий. 1969-1980 гт. - принятие земельного кодекса и специальных правительственных постановлений по рекультивации, включение работ по рекультивации в технологический процесс производства, первые теоретические разработки и научно-организационное становление рекультоведения, возникновение проблемы утилизации почв, снимаемых с отчуждаемых из сельского и поеного хозяйства земель, разработка государственных и отраслевых стандартов. С 1981 г. началась усиленная разработка теории ускорения почвенных процессов и создание высокоплодородного почвенного профиля за счет сокращения потерь почвы в процессе рекультивации, расширения масштабов землевосстановительных работ и т. д. В нашей стране с 1971 по 1980 гг. рекультивация была выполнена на площади 713 тыс. га, т.е. ежегодный объем рекультивационных работ составлял 71,3 тыс. га. Значительный их рост был заложен в Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России на 1992-1995 гг., где предусматривалось ежегодно рекультивировать для последующего сельскохозяйственного использования до 96 тыс. га. С 2004 г. в стране нет органа, который бы занимался централизованным сбором данных о состоянии земельных ресурсов. В 2013 г. ученые и экологи предложили разработать закон об охране окружающей среды. Документ должен регламентировать ответственность недропользователей на всех этапах проектирования,эксплуатации и ликвидации предприятий, а также проведение комплексного экологического мониторинга. Сегодня эти четкие правила для техногенных предприятий не прописаны. Как не прописаны механизмы ликвидации последствий разработки месторождений полезных ископаемых. Летом 2012 г. кузбасские парламентарии обратились в правительство РФ с просьбой восстановить прекратившую свое существование в 2008г. систему статистического наблюдения за состоянием рекультивации, снятием и использованием плодородного слоя почвы. Осенью 2012г. правительство распорядилось данное наблюдение возобновить. Годовые отчеты по форме № 2-ТП (рекультивация) от юрлиц, граждан, индивидуальных предпринимателей, добывающих полезные ископаемые, а также ведущих строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы и размещающих отходы, теперь принимают территориальные подразделения Росприроднадзора. В условиях, когда реальных проектов нет, контроль не налажен, а самое главное - не предусмотрены средства на рекультивацию, необходимо сформировать механизм ликвидации последствий разработки месторождений, с созданием ликвидационных фондов. По данным Минприроды РФ, средства в ликвидационные фонды будут отчисляться как недропользователями, так и государством. Проект внесения изменений сразу в несколько законодательных актов - о недрах, о несостоятельности и банкротстве, КоАП и налоговый кодекс - на стадии согласования. По мнению ученых, федеральное законодательство должно стать рамочным: основные нормотворческие функции давно пора передать местным органам власти. Потому что природные условия в разных регионах большой страны отличаются. Значит и подходы к восстановлению земель должны отличаться. Где-то нужна сельскохозяйственная биологическая рекультивация, а где-то - санитарно- защитная.

Билет 3. 1. Содержание подготовительного этапа работ по выявлению источников загрязнения. Основной задачей подготовительного этапа работы является сбор данных обо всех источниках загрязнения (промышленное, сельскохозяйственное производство, транспорт и др.), для чего проводится их инвентаризация. Необходимая информация о промышленных предприятиях получается от самих предприятий, в заводских лабораториях, из экологических паспортов предприятий, в местных органах охраны природы и санэпиднадзора. Она должна включать следующие данные: - месторасположение и занимаемая площадь предприятия; - технология и история производства; - объем производства основных продуктов; - качественный и количественный состав выбросов в атмосферу и промстоков, места складирования отходов; - высота, месторасположение труб. Определяются приоритетные загрязняющие химические вещества для каждого промпредприятия и их опасность согласно ГОСТу 17.4.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения". Подбирается материал о природно-климатических условиях обследуемой территории; гидрологических особенностях (затоплении участков земель и берегов водоемов, примыкающих к предприятиям, паводковыми водами); хозяйственном использовании; гигиенической обстановке; санитарно - эпидемиологическом состоянии. На подготовительном этапе работы составляется карта техногенных нагрузок изучаемой территории, на которую наносятся размещенные в пространстве источники техногенных воздействий, зоны 5 их возможного влияния. Кроме потенциальных источников загрязнения наносятся границы земельных угодий, лесополосы, гидрографическая сеть, в ряде случаев почвенные контуры, границы водосборных бассейнов В период предварительной подготовки на картографической основе в зонах увеличенной техногенной нагрузки выделяют территории с различными требованиями к уровню загрязнения почвенного покрова. Конечным итогом предварительного этапа работы является выявление зон наиболее неблагополучных и уязвимых в отношении загрязнения земель, дается примерная оценка площади и интенсивности загрязнения в этих зонах, определяются участки территории с повышенными требованиями к уровню их загрязнения, определяется стратегия пробоотбора почв и их анализа на первом этапе картографирования. В процессе подготовки к полевым обследования по карте землепользования обследуемой территории определяется облесенность и распаханность территории, соотношение пахотных, луговых и лесных угодий. Для оценки воздействия сельскохозяйственного производства на почвенный покров и земельные ресурсы территории обследования проводится сбор материалов, характеризующих систему ведения и специализацию хозяйства. При этом прежде всего учитывают структуру посевных площадей, технологию возделывания культур, систему севооборотов, удобрений и обработки почвы, систему машин для животноводства и полеводства, кормопроизводства. Производится сбор материалов о мелиорируемых площадях и мелиоративных системах. При возможности необходимо иметь данные о качестве производимой продукции и наличия в ней токсических веществ. Необходимо ознакомиться с перспективным планом развития хозяйства. При выявлении районов интенсивной сельскохозяйственной и животноводческой деятельности необходимы сведения: - об объемах и ассортименте применяемых средствах химизации сельского хозяйства (пестициды, регуляторы роста, мелиоранты и т.п.); - об объемах отходов сельскохозяйственного производства, животноводческих комплексов, птицефабрик; - складах хранения средств химизации, растворных узлах, взлетно-посадочных полосах сельскохозяйственной авиации; - о сельскохозяйственном орошении и поступлении в поверхностные воды возвратных вод, содержащих минеральные и органические удобрения или пестициды.

2. Нормативно – правовая основа экологической оценки проектов рекультивации. Законодательная база по защите земель, как национального достояния РФ глубоко разработана и обширна. Ее основу составляют, прежде всего, Федеральные Законы РФ, начиная с Основного Закона. Далеко не полный перечень всех законов и подзаконных актов (Постановлений, Приказов, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, региональных актов и т.д.), содержит до 50 документов. Основные законодательные документы:

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001г № 136-ФЗ.

«Водный кодекс» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе».

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановление Правительства РФ "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" от 23.02.94 г № 140.

Приказ Минприроды РФ и Роскомзема "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" от 22.12.95 № 525/67.

Билет 4. 1. Организация и проведение работ по выявлению нарушенных и загрязненных земель. В подготовительный период после установления объектов почвенных обследований необходимо провести сбор материалов по природным условиям территории с учетом оценки воздействия систем земледелия, субъектов хозяйственной или иной деятельности на состояние почвенного покрова. Для оценки состояния почвенного покрова территорий производится сбор материалов предыдущих научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ и почвенных обследований. Подбор материалов осуществляется в соответствии с требованиями Общесоюзной инструкции по почвенным обследованиям и составлению крупномасштабных почвенных карт землепользования. Для проведения работ по выявлению деградированных и загрязненных земель анализируется указанная выше информация для определения возможных типов деградации. Собранные материалы по наличию деградированных (загрязненных) земель и развитию деградационных процессов оформляются в виде таблиц, картосхем. Проводится предварительная камеральная обработка картографических материалов и ландшафтное дешифрирование аэроснимков. При этом выявляются границы характерных элементов рельефа, участков проявления деградированных процессов, которые наносятся на план землепользования. Уточняются источники возможного загрязнения (животноводческие фермы, птицефабрики, хранилища минеральных удобрений и пестицидов, промышленные предприятия) с анализом сбросов и выбросов и их попадания на территорию обследований. В результате анализа разрабатывается программа и проект работ, определяются соисполнители, порядок передачи информации и порядок финансирования. Программа работ по выявлению деградированных (загрязненных) почв и земель разрабатывается исходя из установленной периодичности обновления карт состояния, характера и степени распространения негативных процессов на территории землепользования и согласовывается с заказчиком на проведение обследований.

2. Экологическая экспертиза проектов рекультивации. Проверка работ по категориям.

Экспертиза проекта рекультивации земель предполагает проверку сенокосов, пашен и пастбищ. Во время разработки проекта работ на землях все решения принимаются, основываясь на технические условия земель, которые утверждаются с владельцем земель. Для того чтобы провести такое исследование как экспертиза проекта рекультивации земель необходимо обращаться к специалистам, которые имеются и в АНО «Центр Экологических Экспертиз». Восстанавливают земли, которые были нарушены из-за горнорудного предприятия, по разным направлениям, а выбирают их для каждого из объектов рекультивации индивидуально и его определяют только нормативной документацией. Практически каждое из направлений восстановления земель, помимо строительного, предполагает применение функций растений биопродукционного типа, когда происходит восстановление земель в лесохозяйственном или сельскохозяйственном направлении. Биологический метод восстановление почвы является самым результативным, чтобы восстановить экологическое равновесие нарушенной в определенном районе, где проводились горные работы. Во время проектирования биологического восстановления нарушенной земли главные экологические нормы, которые предъявляются к участкам, которые подлежат восстановлению, сводятся к тому, чтобы сформировать слой для рекультивации, и были учтены все потребности растений.

Билет 5. 1. Оценка степени деградации нарушенных почв. Деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Под степенью деградации почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель. Типы деградации почв 1. Под технологической деградацией понимается ухудшение свойств почв, их физического состояния и агрономических характеристик, которое происходит в результате эксплуатационных нагрузок при всех видах землепользования. 2. Эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала (водная, ветровая). 3.Засоление почв и земель представляет собой процесс накопления водорастворимых солей, включая и накопление в почвенном поглощающем комплексе ионов натрия и магния. 4. Под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в длительном переувлажнении, подтоплении и затоплении почв и земель. Для оценки степени деградации почв и земель используются индикаторные показатели, по которым установлены пороговые значения для определения потери природно-хозяйственной значимости земель. При этом необходимо введение дополнительных показателей, более полно характеризующих деградацию почв и земель. Деградация почв и земель по каждому индикаторному показателю характеризуется пятью степенями: О - недеградированные (ненарушенные); 1 - слабодеградированные; 2 - среднедеградированные; 3 - сильнодеградированные; 4 - очень сильнодеградированные (разрушенные).

2. Контроль качества рекультивации. Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется: органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности; соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации; внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель, назначаемыми в соответствии с п. 1.4 Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, утвержденной Приказом Роскомзема от 18.02.94 N 18 и зарегистрированной Минюстом России за N 528 от 28.03.94, а также общественными инспекторами по охране природы, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Минприроды России. В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды специально уполномоченными органами и заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, складирования и захоронения отходов, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.

Билет 6.1. Антропогенная деятельность и ее влияние на свойства природных экосистем. Экосистемы (биогеоценозы) обычно состоят из двух блоков. Первый блок, «биоценоз», включает в себя взаимосвязанные организмы разных видов, второй блок, «биотоп», или «экотон», – среду обитания. Каждый биоценоз включает в себя множество видов, но представленных не отдельными особями, а популяциями, иногда их частями. Популяция – это обособленная часть вида, занимающая какое-то определенное пространство и способная к саморегулированию, поддерживанию оптимальной численности особей вида. В экологии достаточно часто используют также термин «сообщество». Под ним понимают совокупность взаимосвязанных организмов различных видов, а также аналогичную совокупность лишь растительных (растительное сообщество, фитоценоз), животных (зооценоз) организмов или микробов (микробоценоз). По мере развития сообщества становятся все более чувствительными к катастрофам: лесной пожар, разрушение кораллового рифа во время шторма, сход снежных лавин. Но особенно мощным фактором, приводящим к смене экосистем, является деятельность человека. Используя природные ресурсы и осваивая территории, он уничтожает леса. Рост городов приводит к вытаптыванию природных «зеленых зон». Исчезают многие виды трав, а за ними и животных. Уплотняется почва, снижается ее влагоемкость, а затем и плодородие. Выпас сельскохозяйственных животных приводит к вытаптыванию лугов, выветриванию и эрозии почвы, уменьшению числа видов растений. Разнотравные луга и степи превращаются в пустыни. Под воздействием человека ускоряется смена биоценозов. Осушение болот приводит к потере уровня грунтовых вод, изменению микроклимата, исчезновению ряда видов растений и животных. В сельскохозяйственных угодьях, на приусадебных участках человек борется с сорными растениями, постоянно прерывая сукцессию. Высевая ежегодно одни и те же культуры, человек создает идеальные условия для существования сельскохозяйственных вредителей, которые перестают мигрировать в поисках пищи и начинают активно размножаться. В результате использования различных химических средств борьбы загрязняются почвы и подземные воды, растения, накапливая вредные вещества, отравляют животных и гибнут сами. Применение инсектицидов – веществ для борьбы с насекомыми-вредителями – приводит к малозаметным поначалу, но серьезным отдаленным последствиям. Например, в 40-х гг. начали массово использовать сильный инсектицид ДДТ, что привело со временем к увеличению числа насекомых, устойчивых к этому препарату. Само вещество не разлагалось, а накапливалось в окружающей среде и поглощалось различными организмами. В частности, у многих крупных животных пестициды накапливались в тканях, вызывая гибель. Начали исчезать естественные враги насекомых, что привело к их массовому размножению. Ошибки, к сожалению, повторяются. Ежегодно создаются все новые, на первый взгляд более эффективные инсектициды, а положение в природе не улучшается. Ядовитые вещества смываются в реки и моря, отравляя, таким образом, не только наземную, но и водную фауну. В тканях рыб накапливаются вредные вещества, не только вызывая их массовую гибель, но и делая их несъедобными, опасными для человека. Вторгаясь в природу, человек нарушает ее естественное равновесие. Непродуманная хозяйственная деятельность человека приводит не только к изменению растительного покрова Земли, к уничтожению животных, но и к изменению климата, загрязнению вод, атмосферы, почвы, что, в свою очередь, пагубно влияет и на самого человека. Антропогенное воздействие приводит к изменению, происходящего в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

2. Порядок передачи рекультивированных земель землевладельцам. Порядок передачи рекультивированных земель землевладельцам. Приемка (передача) рекультивированных земель осуществляется после письменного извещения о завершении работ по рекультивации в органы местного самоуправления.К извещению прилагаются следующие материалы: копии Разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами; выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков; проект рекультивации земель, заключение по нему государственной экологической экспертизы; данные почвенных, инженерно- геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель; схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи; проектная документация на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические, иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке; сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем Постоянной Комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной Комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица. При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет: соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации; качество планировочных работ; мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы; наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения; полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно- гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель; качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором); наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов; наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.Объект считается принятым после утверждения Председателем Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель. По результатам приемки рекультивированных земель постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.В случае, если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: