В качестве новых элементов информатизации можно рассматривать электронные пособия, частично используемые на многих предметах, электронные учебники по информатике, разработанные Горчаковым Л.В. и Селевым С.В.
Разработка и использование электронных учебников.
Связь компьютеров гимназии с Интернетом позволяет зайти с домашнего компьютера на сервер и любой персональный компьютер гимназии, зная пароль. Выполненные задания на домашнем компьютере могут пересылаться на сервер гимназии, откуда их (опять же с домашнего компьютера) проверяет педагог. Эта схема приближенно напоминает дистанционное обучение.
Использование ИКТ для подготовки и проведения занятий по образовательным предметам.
Использование компьютеров в учебно-воспитательной деятельности школы представлено, в первую очередь, уроками информатики. Физика, математика – информационная компьютерная поддержка уроков по проекту МПИ. Компьютерные средства активно используются на уроках экономики.
Компьютеры во внеклассной работе
Во внеклассной работе используется Интернет для поиска информации. Компьютеры используются при подготовке к ежегодным конференциям: учащиеся создают проекты, слайдовые презентации для поддержки доклада под руководством учителя. Все мероприятия гимназии требуют соответствующего музыкального сопровождения: роль компьютера – подборка музыки и музыкальное сопровождение на школьных вечерах.
На всех мероприятиях используют презентации (используют компьютеры и проекторы), праздники (экран, проектор, компьютер, программы), проводятся различные конференции (например: иностранный язык). Используют «аудирование».
Проведение олимпиад, семинаров, конференций, мероприятий по разным тематикам (ВОВ, о вреде курения, о вреде наркотиков). Проведение форумов, чатов с использованием сети Internet.
Дисциплины c применением ИКТ.
Иностранный язык, математика, информатика, экономика, история, тестирование школьного психолога.
Оценка степени информатизации ОУ
· наличие программы информатизации ОУ: нет.
· приказ о создании школьной команды по информатизации: нет.
· количество сотрудников, прошедших обучение по проблемам использования ИКТ в учебном процессе: 33.
· количества учителей, использующих ИКТ в учебном процессе: 33.
· количество предметов учебного плана, по которым проводятся уроки с использованием ИКТ: 7.
· развитие форм использования ИКТ в учебном процессе: презентации, электронные учебники, тесты, используется интерактивная доска.
· тематика, количество, качество и уровень проектов выполняемых учащимися: тематика разная, 30, хорошее, уровень международный.
· степень использования КСО в учебном процессе: высокая.
· информационная наполненность портфолио учащихся и преподавателей: хорошая (есть грамоты, сертификаты).
· количество цифровых образовательных ресурсов и инновационных учебно-методических комплексов, используемых в образовательном процессе: комплект из 36 дисков + библиотека + свои.
· название программной платформы по автоматизации ИОС ОУ: ArmDirector, ПК Морф.
· разнообразие форм сетевого общения участников образовательного процесса: есть.
· периодичность издания внутренних информационных выпусков: нет.
· периодичность, тематика, численность и результативность участия учителей и учащихся в сетевых мероприятиях: интеллектуальный конкурс «Информатика» (1 раз в год, базовый уровень информатики, 15 учащихся,), школа юного программиста (постоянно, программирование, 6 учащихся).
· объем материалов, получаемых с использованием Интернета для учебно-методических целей; полезный сетевой трафик: 20 Гб в месяц.
· информационная наполненность и частота использования баз данных: полная и наполняется постоянно.
Формы использования ИКТ
Проекты, подготавливаемые учащимися различны. От слайдовых презентаций до мультимедийных разработок (ученик 6 класса разрабатывает игры - «Избушка на курьих ножках», «Дом эльфов» с использованием режимов света и уровней). Задания дают учителя, могут выбираться учащимися по консультации с педагогами (выступления на конференциях)
Степень использования КСО в учебном процессе средняя: темпы развития требуют их большего использования. При наличии электронных пособий и материальной поддержки педагоги чаще останавливают свой выбор на традиционных методах и средствах обучения.
Учащимися МОУ РГК №2 выполняется большое количество предметных и межпредметных проектов, которые неоднократно занимали призовые места в городских и областных конференциях - гимназия участвует во всех городских проектах, конференциях, конкурсах сайтов. Электронные учебники, разработки уроков, слайдовые презентации и другие электронные проекты вкладываются в портфолио учащихся и педагогов.
Цифровые образовательные ресурсы и инновационные учебно-методические комплексы, используемые в образовательном процессе в целом можно разделить на 3 группы:
· Используется стандартный набор -32 пакета по предметам химии, истории, русского языка, физики. Используются пакеты частично, не стабильно.
· Полно и стабильно используемые программы. Математика в 5-6 классах идет по учебно-методическому программному комплексу «МПИ», внедряемой в процесс педагогом гимназии Алифоренко З.И. Электронный учебник по информатике, разработанный педагогом гимназии Селевым С.В. и профессором ТГПУ Горчаковым Л.В.
· Выбираемые и приносимые педагогами электронные ресурсы. Используются так же периодически.
Программная платформа при информатизации ИОС ОУ входит в пакет 1С и называется «АРМ директора» (автоматизированное рабочее место директора). В возможности пакета входит автоматизированное составление расписания, базы данных по учащимся и учителям, электронный журнал, частично бухгалтерия в элементах отчетности. В данное время находится на стадии внедрения.
Для сетевого информирования и общения в МОУ РГК №2 созданы сайт гимназии и форум. Сайт гимназии обновляется регулярно – 1 раз в неделю, на форуме обновление новостей происходит каждый день. Достопримечательность форума – активное разработка, ведение его учащимися. Не смотря на то, что классы объединены локальной сетью, сетевой функционал компьютерных классов используется не полностью. В частности не имеется внутренних программ общения (чатов).
Гимназия эпизодически отправляет заявления и участвует в Интернет -олимпиадах по математике, физике, информатике, на которых неоднократно занимали призовые места на городских и областных уровнях. В настоящее время 5 учащихся гимназии принимают участие в «Марафоне знаний» по секции «Логика и информатика». Задания берутся на сайте, куда и отправляются ответы.
Объем материалов, получаемых с использованием Interneta для учебно-методических целей, не отслеживается - трафик неограничен.
Имеются базы данных по инвентарю, по личным делам учащихся и учителей. Он постоянно собираются и обновляются. Раз в учебный год происходит опись имущества школы – по базе данных инвентаря. Как часто применяются базы данных в других целях не известно, они используются по мере надобности.
Гимназия участвует в КПМО – комплексном проекте модернизации образования, условиями которого является наличие компьютерной сети и школьного сайта. Как видно гимназия полностью выполняет требования проекта.
На мой взгляд, степень информатизации общеобразовательного учреждения соответствует требованиям современного образования. Но в учебной и административной деятельности используются далеко не все возможности и функции компьютерной поддержки.