Краткий исторический обзор становления артпедагогики как науки




 

Вся история человечества - это непреодолимое стремление к красоте. Во все времена люди интуитивно окружали себя рукотворно создаваемыми образами, подобными объектам окружающего мира, но целенаправленно приукрашенными изяществом форм, многоцветием красок, причудливостью сюжетов. Наши предки бессознательно поклонялись силе прекрасного, которая укрепляла дух. Красота помогала достичь гармонии внешнего мира и внутреннего состояния организма, исцеляла недуги, смягчала злые сердца, оживляла высохшие души, возвращала желание жить.

Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности и над тем как искусство влияет на развитие человека.

Первые ростки артпедагогики мы находим в Древнем Египте. Во времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовала система художественного образования, которая состояла из двух направлений: общеобразовательного ипрофессионального. В общеобразовательном направлении преподавались танцы, музыка, гимнастика, но приоритет отдавался рисованию, которое было тесно связано с обучением письменной грамоте, со специфическим характером иероглифического письма, где вместо букв и слов изображались отдельные предметы[3].Ведущей профессиональной школой являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов.Методика преподавания в этом учебном заведении заключалась в таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным выполнением творческих работ. В частности применялся такой прием как построение фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшей увеличить, построить фронтальное и боковое изображение, требующих механическую подготовку расчетов пропорций. В таком методе виделся системный подход к обучению, четкое понимание пропорционального строения мира, но основанного на религиозных догмах. Существовала ли теория процесса обучения (дидактика) не установлено. Однако существовали педагогические сочинения (автор Тауф), в которых описано, что обучениепо обоим направлениям строилось не на изучении окружающей действительности, а на заучивание (зазубривание) выработанных и установленных школой правил канонов.В отличие от египтян, греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания. Мироощущение древних греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно целого. Этот эстетический идеал выражен в словах Перикла (древнегреческий стратег, возглавивший Афины в период его расцвета): «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, и мудрость без изнеженности» [4].

Античные философы Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур утверждали,что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасногозаключается в гармонии частей и целого, в правильных математическихпропорциях, аЧеловек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично,Человек – мера всех вещей.По их словам гармония достигалась посредствам воздействия искусств: изобразительного, музыкального и театрального.

Искусство как средство гармонизации индивида с общественной жизнью рассматривали Пифагор в своем учении об эвритмии,под которой понимается способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях (мыслях, поступках, речах), Платон, который полагал, что искусство призвано исправлять недостатки воспитания у людей, Аристотель, который рассматривал способность искусства моделировать жизнь: «Искусство обладает способностью оказывать на человека моральное и эстетическое воздействие, формируя тем самым характер его чувств» [8, с.160].Свои теории и взгляды Аристотель изложил в учении о ми´месисе, в котором раскрывается представление о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства [13, с.8].

В китайской натурфилософии, представленной в литературном памятнике «Люйши чуньцю» (III в. до н.э), искусство рассматривалось как символ порядка и цивилизации, которые привносит в хаотическую среду нормы, иерархии и гармонию общественной жизни. Причины, вызывающие дисбаланс в природе и в общественной жизни связывались с аномалиями в энергиях «янь» и «инь». При помощи искусства достигалась гармонизация этих двух начал, устранялся хаос и восстанавливался космический и общественный порядок.

Одной из главнейших особенностей средневековья – утверждение христианской религиозной идеологии. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Кроме того, церковь была главным заказчиком искусства и образования. Стоит отметить, что общий уровень образования в эпоху раннегосредневековья значительно снизился. Светские феодалы презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умениями ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Всему этому мальчики обучались обычно в семье под руководством учителей. По убеждению дворян, самобытную личность, будущего героя, носителя «высшей» культуры,возможно создать только путем организации соответствующего воспитания и обучения. Весь уклад жизни девушки в эпоху средневековья, ориентировался на эстетическое развитие, формирование у нее изящных манер, женского обаяния, привлекательности, умения игры на музыкальных инструментах, владение голосом и пр. Так же девочки из феодальных семей обучались чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы, либо в монастыре.

Духовенство было единственным тогда образованным классом. Поэтомурелигиозное мышление сформировало все средневековое общественное искусство. Однако,это не значит, что в средневековом искусстве не нашли выражения реальныепротиворечия жизни, что средневековые художники и музыканты не стремились кпоискам гармонии.

Новая средневековая интерпретация красоты состояла в том, что гармония, стройность, порядок предметов прекрасны не сами по себе, а как отражение высшего богоподобного единства. Понятие «единство» является одним из центральных в эстетике АврелияАвгустина. Он пишет, что форма всякой красоты – единство. Чем более совершенна вещь, тем больше в ней единства. Прекрасное едино, потому что и само бытие едино. Понятие эстетического единства не может возникнуть из чувственных восприятий. Напротив, оно само обуславливает восприятие красоты. Приступая к эстетической оценке, человек уже имеет в глубине души понятие единства, которое затем ищет в вещах. А понятие единства в человеке возникает при помощи воздействия на него различных искусств[17].

В период Высокого Средневековья формируется новое философское учение – схоластика(от греч. shcolastikos – школьный, ученый), которыеоказаловлияние на средневековое образование, и под воздействием которого сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начального, среднего и «артистического» (подготовительный) факультетуниверситетов. В содержание образования в этот период входили обучение письму и чтению, нормы христианской морали, философия, теология и «семь свободных искусств».Система «семи свободных искусств» включала2цикла:тривиум (лат. trivium - трёхпутие) - грамматику, риторику, диалектикуиквадривиум (лат. quadrivium - четырёхпутие) - арифметику, геометрию, астрономиюимузыку, где музыкальная грамотность, пение и музицирование занимали ведущую позицию [5]. Возрождение – эпоха, с которой связано полное преобразование общества, в частности, новоегуманистическое образование и воспитание личности, которое в корне отличалось от феодально-средневекового образца. Гуманистический дух эпохи естественно-историческим образом выдвигало новый тип личности, которая предстается как органичная часть прекрасной природы, но в то же времяуверенная в себе, решительная, ответственная в действиях, инициативная, и гармонично развитая. Образование в данный период развивается очень интенсивно, и приоритет отдавался воспитанию физически и эстетически (разносторонне) развитого человека, богатству его внутреннего мира, человеку, способного на полезные и самостоятельные действия в пользу общества. Такое развитие личности, как считали Филиппо Брунеллески, ЧенниноЧеннини,Леон Батиста Альбертии др. возможно только при изучении различных видов искусств – цель которых – нравственное совершенствование личности, т.к. во всех жанрах искусства на первый план выходит отражение реальной жизни, человека, богатства его внутреннего мира. Альбрехт Дюрер в трактате «Книга о живописи» уделял особое внимание общим педагогическим проблемам: «Как воспитывать ребенка? Уже в младенчестве необходимо следить за правильным физическим развитием, процесс обучения должен прерываться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах, чтобы от чрезмерных упражнений ими не охватила меланхолия. Воспитывая художника, педагог должен следить за тем, чтобы учащийся соблюдал меру в еде и питье, чтобы он жил в хорошем доме, чтобы в период обучения ничто не ослабляло его ум, чтобы он не видел ничего дурного» [3, с.23]. Музыка в системе общего образования рассматривалась как наука, и считалось, что она приближала человека к гармонии.Авторы философских и музыкальных трактатов видели роль музыки в ее способности приносить человеку радость, пробуждать его чувства, вызывать эстетическое наслаждение. ДжозеффоЦарлино (итальянский теоретик музыки, педагог и композитор) развивал идею о соотношении гармонии в мире и человеческой душе. «Человек, способный получать удовольствие от музыки, - гармоничен. Музыка укрепляет веру человека в красоту; она не только склоняет его к добрым привычкам и совершенствует ум, но дает возможность с пользой для себя провести свободное время» [10].

XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. Просветители не только приложили все силы к распространению образования, они поставили его на научный уровень, разрабатывая концепции образования и воспитания, подводя под них естественнонаучную и философскую базу.

Споры, которые велись мыслители эпохи Просвещения вокруг способов постановки и решения педагогических проблем, были связаны с различными взглядами на природу человека. Франсуа Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Клод Анри Гельвеций, Дени Дидро, Этьен Кондильяк и др. считали, чтов процессе просвещения ивоспитаниянаравне с «индивидуальным полюсом природности»,абсолютно естественным, который получает человек от рождения (телесная и психическая организация), не менее важную роль играет «вторая искусственная природа», которая возникаету человека в результате его общественной жизни. [12].

При помощи сочетания этих двух природ человек получает возможность «творить себя», что является результатом естественно происходящих усилий над самим собой, непрекращающегося творческого процесса приобщения к культуре.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель утверждал, что человек – продукт истории, а его разум и самопознание – продукт культуры. Отводя человеку роль творца и созидателя, Гегель особо выделял роль воспитания. «Только воспитание, способно создавать разумное, духовное существо.Только в процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства, вкусы и идеалы человека. Эстетически и нравственно воспитанная личность - залог процветания не только поколения, но и целой нации»[11].

В конце XIX - начале XX веков произошел ряд событий политического, экономического и социального характера (завершение промышленного переворота, переход экономически развитых стран к индустриальному этапу своего развития, технократизация среды обитания и востребованность в новых профессиях и знаниях), который повлиял на реформу образования.

Традиционные педагогические системы того времени были нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем главенствующую роль учителю. Это вело к чрезмерной интеллектуализации образования, лишению учащихся самостоятельности. Поэтому в Европе в 1880-е - 1890-е годы появляются движения сторонников Монтессори-, Френе-, Иена-план, вальдорфской педагогики, начинают функционировать«классические» и модифицированные альтернативные учебные заведения. Основу образовательной политики составлялооткрытое обучение, в котором человек рассматривается как высшая ценность, признается свобода личности, ее право на всестороннее развитие и удовлетворение своих запросов и потребностей, основанных на гуманизме и милосердии[8].

В России второй половине XIX - начала XX веков представителями гуманно- демократического и революционно-демократического направлений развития эстетического воспитания(М.И.Демков, П.Ф.Каптерев, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушииский, Н.Г.Чернышевский, С.Т.Шацкий и др.,) было установлено, что «приобщение» детей к миру прекрасного, развитие у них творчества по законам красоты должно осуществляться на фундаменте общечеловеческой культуры, как - то: овладение народной мудростью, родным словом; упрочение связи ребенка с трудом, природой, искусством, обществом. При этом в обучении непременно признавалось самоценность личности воспитанника; отмечалась необходимость следования за его познавательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей.

Ученые разных отраслей активно изучают влияние искусства на личность. На философском уровне Ю.Б.Борев, М.С.Каган изучают методологическую основу, содержание, структуру и функции искусства и художественной культуры; психологи П.М.Якобсон, Б.Теплов и др. рассматривают специфику художественных способностей и художественного творчества; педагогиБ.М.Неменский, Ю.У.Фохт-Бабушкин,А.А.Мелик-Пашаев и др. изучаютпроцесс формирования личности под воздействием художественной культуры.Ученые разных направлений единодушно сходятся во мнении, что главенствующая роль влияния на личность оказывает преобразующимсила искусства (отмечается его просветительная, воспитательная, общественно-преобразовательная, познавательно-эвристическая функции)[14].

В Российской науке термин «артпедагогика» появляется в 1997 году после опубликования Ю.С.Шевченко и Л.В.Крепица научно-методического пособия «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [16]. Но более широкое применение и распространение термина произошло в 2001 году, когда ряд исследователей (Т.А Добровольская, Л.Н. Комиссарова,И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева) выпускают учебник «Артпедагогика и арттерапия в специальном образования» [2, с 24].Авторы рассматривают артпедагогику как коррекционно-педагогический способ работы посредствам искусства с детьми, нуждающимися в коррекции развития. Они дают определение: «Артпедагогика это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство» [2, с. 24].

Другие исследователи (М.В. Гузева, Л.Д. Лебедева, В. Линькова и др.) придерживаются иных подходов к пониманию данного феномена. Ученые утверждают, что артпедагогика позволяет рассматриватьлюбого ученика как личность, которая стремится к самоопределению и самореализации, выстраиваетразличные взаимодействие с окружающими на основе субъектно-субъектных отношений.Артпедагогикаявляется особым направлением в педагогике и дает возможность объединить различные виды искусства для повышения эффективности образования и воспитания. Применение артпедегогических принципов и технологий возможно на любом преподаваемом предмете, что позволяет отойти от традиционной системы обучения и внедрить творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. В данной позиции артпедагогика, по мнению авторов, формирует стремление к переходу обучения в самообучение, воспитания - в самовоспитание, а развитие в саморазвитие[6].

В качестве основных сфер артпедагогической деятельности современная педагогика рассматривает стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания, что позволяет помочьнайти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности, сформировать этический и эстетический иммунитет личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры[7].

Стоит отметить, что сегодня артпедегогикаинтенсивно развивается, появляются новейшиепедагогические технологии и направления. Одно из них трансцендентальная педагогика, которая основывается на синтезе наук, культур и искусств, соединенном с психотерапевтическими духовными практиками (арт-, музыко-, драма-, танц-, библио-, сказко-терапия, воспитание творчеством, искусство развития интуиции, подсознательных сил), и ориентирована на то, чтобы в каждом человеке независимо от возраста и уровня подготовки пробудить художественный талант, развить художественные способности[1].

В современной педагогике и психологии воздействие искусства на человека рассматривается с точки зрения его участия в формировании личности. Эстетическое познание искусства и всех иных явлений мира сопровождается развитием таких особых черт и качеств личности как эстетический идеал, эстетические переживания. В качестве важнейших задач, современная педагогика видит создание и реализацию общей системы «приобщения» каждого учащегося к духовным ценностям, выраженном в различных видах искусств; обеспечение художественного образования каждого школьника; определение минимума знаний, умений и навыков в сфере искусства в число обязательных для человека, вступающего в жизнь[15].

Искусство – это особое средство коммуникации, особым образом организованный язык, а в свою очередь, произведения искусства – это своеобразные «тексты», направленные на передачу определенных смыслов [9]. Данная точна зрения позволяет рассматривать артпедагогику как педагогику диалога и со-творчества, направленную на создание новых ценностей, познание, совершенствование и преобразование действительности.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что искусствобыло важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям во все времена и эпохи через личный опыт, эмоциональный отклик, через непосредственное участие в творческом и образовательном процессе.Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики[7]. Грамотное сочетание педагогики и искусства позволяет тесно переплетать эстетическое воспитание, художественное развитие, формирование мотивационно-смысловой сферы человека, его духовного мира, мироощущения, мировосприятия, миропонимания.

Артпедагогика интегрированная область современной гуманитарной науки и не предполагает прямого обучения искусству или изучения предметов художественно-эстетического цикла,в результате все многообразие видов художественной деятельности и форм художественной активности человека реализуется более свободно и вариативно во всех видах деятельности [13].

 

Литература

1. Азаров Ю.П. Трансцендентальнаяпедагогика: теория и практика [Текст] / Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова. - Москва: МГУКИ, 2001. - Ч.1 / Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова; Науч.-исслед. ин-т высш. образования, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2001. - 92 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А Добровольская. Москва: Изд. Центр «Академия», 2001. 248 с.

3. Баженовой Т.Ю. Лекции «история и теория художественного образования» / Т.Ю. Баженова. – Тула, 2007. – С. 23.

4. Баженова Т.Ю. Система художественного образования в Древней Греции / Т.Ю. Баженова. [Электронный ресурс] https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/681/67681/41045?p_page=1(Дата обращения 04.02.2016).

5. Воспитание и образование в эпоху средневековья [Электронный ресурс] https://www.tinlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_pedagogiki_i_obrazovanija/p5.php. (Дата обращения 16.02.2016).

6. Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме / Т.К. Донская [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme. (Дата обращения 18.01.2016).

7. Корженко О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития [Текст] / О.М. Корженко, Е.А. Заргарьян// Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – Санкт-петербург: Реноме, 2013. – С. 95-97.

8. Кузьмичёв И.К. Введение в эстетику художественного сознания: Лекции. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского, 1995. – 287 с.

9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. – 551 с.

10. Музыкальное образование в эпоху возрождения [Электронный ресурс] https://5fan.ru/wievjob.php?id=14295. (Дата обращения 13.01.2016).

11. Образование и воспитание в эпоху Просвещения [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/10_270693_obrazovanie-i-vospitanie-v-epohu-prosveshcheniya.html.(Дата обращения 08.02.2016).

12. Педагогика и образование в эпоху просвещения [Электронный ресурс] https://www.best-pedagog.ru/pedagogicheskie-teorii-perioda-imperializma/.(Дата обращения 26.02.2016).

13. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушевский. – Москва: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

14. Прыскина Е.А. История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков (На примере Самары).Автореф канд. Дисс. На соискание ученой степени канд. пед. Наук / Е.А. Прыскина. -: Самара, 2001. – 25 с.

15. Таранова E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорийЭлектронныйнаучныйжурнал«Педагогика и психология» [Электронный ресурс] https://www.pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com/files/2012/05/esj_pp_release_4_volume_2_may_12_taranova_e.pdf ].(Дата обращения 21.01.2016).

16. Шевченко Ю.С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод.пособие. / Ю.С. Шевченко, А.В. Крепица. Балашов, 1998. 56 с.

17. Эстетика - августин (augustinus) аврелийhttps://www.вокабула.рф/.(Дата обращения 26.12.2015).

 

13. Соколова, Т.А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. – 2009 [Э/р]. – Р/д: https://www.openclass.ru/node/7719

14. Старикова С.В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт -технологии: дис. … канд. пед. наук. М., 2008.

15. Таранова Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики: дис. …канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.

16. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод.пособие. Балашов, 1998. 56 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: