1. Прокладывание тропы:
а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы - не более 18 «станций», создания проекта тропы.
По характеру расположения «станций» различают следующие виды экологической тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвращения), концентрическую (маршрут, предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и комбинированную.
б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (30 мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50 - 60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5- 1,5 км (в среднем <1 км), с 5 - 6 «станциями»-остановками (смотровыми точками);
в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окружающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.
2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр):
а) участки естественных природных сообществ разного типа, небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле...);
б) геологические объекты (разные формы рельефа, природной эрозии, выходы горных пород, почвенные обнажения);
в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы — деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Красную книгу);
|
г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, кузница и дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедеятельности животных);
д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (синичники, скворечники, дуплянки) с демонстрацией способов их прикрепления к дереву (поперечная перекладина в развилке дерева, алюминиевая проволока, проволочная петля, закрепленная за короткий сучок); искусственные поилки (выстланное полиэтиленом и заполненное водой искусственно созданное углубление в земле с внешними поперечными дощечками для посадки птиц); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопроводы, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, исторические памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, заповедники, зона рекреации;
ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные деревья, эталонные участки лесов и горных степей).
3.Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций).
Целый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и детскими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса. Возможны следующие варианты сооружений:
|
а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; подручный материал — ветки и стволы деревьев);
б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме;
в) гнезда птиц, живущих в данной местности;
г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним;
д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезающих видов растений, характерных для данной местности).
4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее использования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Желательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов.
На экологической тропе используются следующие указатели:
а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде;
б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок (лучше хвойных пород), покрытых бесцветным лаком, и содержащие лаконичные тексты, рисунки, призывы, которые лучше выжечь на стенде или написать масляной краской; самый простой способ — обозначение объектов маркировкой, в частности многоцветными пронумерованными знаками стандартных размеров (расшифровка нумерации происходит по ходу экскурсии);
в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), характеристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтические тексты, рисунки, информация о решении местных экологических проблем.