I. Технология создания учебной экологической тропы.




1. Прокладывание тропы:

а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы - не более 18 «станций», создания проекта тропы.

По характеру расположения «станций» различают следующие виды экологиче­ской тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвраще­ния), концентрическую (маршрут, предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и ком­бинированную.

б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (30 мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50 - 60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5- 1,5 км (в среднем <1 км), с 5 - 6 «станциями»-остановками (смотровыми точками);

в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окру­жающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.

2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр):

а) участки естественных природных сообществ разного типа, небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле...);

б) геологические объекты (разные формы рельефа, природной эрозии, выхо­ды горных пород, почвенные обнажения);

в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы — деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Красную книгу);

г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, кузница и дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедея­тельности животных);

д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнез­довий (синичники, скворечники, дуплянки) с демонстрацией способов их при­крепления к дереву (поперечная перекладина в развилке дерева, алюминиевая проволока, проволочная петля, закрепленная за короткий сучок); искусствен­ные поилки (выстланное полиэтиленом и заполненное водой искусственно созданное углубление в земле с внешними поперечными дощечками для по­садки птиц); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопро­воды, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, истори­ческие памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, запо­ведники, зона рекреации;

ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного зна­чения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные де­ревья, эталонные участки лесов и горных степей).

3.Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций).

Це­лый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и дет­скими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природ­ными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса. Возможны следующие варианты сооружений:

а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; под­ручный материал — ветки и стволы деревьев);

б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме;

в) гнезда птиц, живущих в данной местности;

г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним;

д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезаю­щих видов растений, характерных для данной местности).

4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее ис­пользования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Же­лательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов.

На экологической тропе используются следующие указатели:

а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде;

б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок (лучше хвойных пород), покрытых бесцветным лаком, и содержащие лаконичные тек­сты, рисунки, призывы, которые лучше выжечь на стенде или написать масляной краской; самый простой способ — обозначение объектов маркировкой, в частности многоцветными пронумерованными знаками стандартных размеров (расшифровка нумерации происходит по ходу экскурсии);

в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), харак­теристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтиче­ские тексты, рисунки, информация о решении местных экологических про­блем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: