Самодельное оборудование




Самодельные пособия изготавливаются при нехватке фабричных. Рекомен­довано детям создавать самим наглядные пособия для лучшего усвоения мате­риала.

Пособия должны удовлетворять требованиям:

· сочетаться с другими средствами обучения;

· соответствовать возрастным особенностям;

· иметь соответствующий дизайн, эмоциональность, эстетичность, размер.

 

Тема 10: Организация уголка живой природы. Работа на учебно-опытном участке. Организация учебной экологической тропы.

Цель: Сформировать у студентов представление о материальной базе уроков естествознания; способствовать усвоению классификации средств обу­чения естествознанию, осознанию необходимости использовать средст­ва обучения в комплексе и взаимосвязи друг с другом.

Оборудование: разнообразные средства обучения естествознанию: таблицы, схемы, карты, модели, коллекции.

Литература:

1. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения [Текст]: учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. - М.: Просвещение, 1990. 192 с.: ил.

2. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспи­тание в начальной школе [Текст]: учеб, пособие для студ. средних пед. учеб, заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: «Академия», 2000. 176с.

3. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. -М.: Академия, 2004. - 496.

Вопросы:

4. Географическая площадка.

5. Пришкольный участок.

6. Уголок живой природы.

7. Учебная экологическая тропа.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

Географическая площадка - специально организованный и четко ограни­ченный на местности участок, предназначенный для систематического прове­дения практических занятий по естествознанию. Она необходима для систе­матического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой и поэтому располагается вблизи школы. Формирует практические умения пользоваться измерительными приборами.

Географическая площадка имеет квадратную форму (размер 10 х 10м). Для осуществления практических природоведческих работ и наблюдений ее осна­щение должно включать:

1) флюгер (прибор для определения направления ветра, укрепленный на ме­таллическом столбе, высота которого не менее 10 м) со столбом-высотомером для закрепления практических навыков и сравнений при определении высоты дерева, дома и других объектов;

2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, разме­щенное на опорах высотой 1,5-2 м) с установленным в ней термометром; рабо­та предполагает наличие лестницы, которую периодически приставляют к ней, чтобы дети могли свободно подняться и снять показания прибора;

3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-2 м;

4) светоизмерительную рейку (длина 1,5-2 м, ширина 8-10 см), предназна­ченную для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова; одна ее сторона окрашивается в белый цвет и на нее наносятся деле­ния через 1 см, противоположная — в черный цвет, с делением 10 см;

5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окра­шиваемый через 1 метр в разные цвета и служащий в качестве забора-измерителя (какой участок забора отбрасывает тень в разное время суток);

6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать нагляд­ные меры - кубический метр с делениями на дециметры;

7) гномон - прибор (прочный шест длиной 1,5 м, установленный чаще всего в центре площадки и предварительно проверяемый на точность установки (вертикальность) отвесом), посредством которого определяется полуденная линия - направление местного меридиана, точное местное время и высота солнца над горизонтом, направление сторон горизонта; при его установке же­лательно, чтобы длина надземной части равнялась 1 метру;

8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам го­ризонта в целях улучшения ориентировки детей на местности;

9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины и др.).

Приборы на площадке не должны затенять друг друга. На площадке выполняются различного рода практические работы по опре­делению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова и т.п. При этом наи­более приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек).

Рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инст­рукциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на ос­новании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений.

Ознакомление младших школьников с устройством географической пло­щадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подгото­вить детей к проведению самостоятельных исследований в среднем потоке.

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Учебно-опытный (пришкольный) участок - специально оборудованная терри­тория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определен­ных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы.

План участка создается с учетом природно-климатических условий, вели­чины, конфигурации, расположения школьного здания, расположения по от­ношению к солнцу и другим насаждениям. На участке могут быть цветники, огород, сад, альпийская горка, искусственный водоем.

На пришкольном участке в начальной школе можно проводить экскурсии по теме «Растения», осуществлять фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе, практические занятия: выращивание цветочно-декоративных растении, овощных культур, черенкование кустарников, выра­щивание плодово-ягодньгх культур.

УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Уголок живой природы - это место жизни комнатных растений и живот­ных, место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть составной частью кабинета природоведения или кабинета начальных классов.

Значение. Уголок живой природы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растении приучают детей к самостоятельности, повышают от­ветственность за выполнение заданий, воспитывают экологическую культуру школьников.

В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окру­жающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Наличие уголка спо­собствует подтверждению знаний на практике и использованию приобретен­ных знаний на уроках естествознания*

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и рег­ламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и дру­гих наглядных пособий.

Требования. Комната, где находится уголок живой природы, должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке следует поддерживать постоянную темпера­туру. Отбор растений и животных осуществляется в зависимости от условий и потребностей школы.

Содержание уголка.

Растения уголка подбираются в зависимости от учебной программы по естествознанию. Растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращива­нию. Следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид: фикусы, хлорофитум, колеус, бегонии, пеларгония, традесканция и др.

Животные уголка: моллюски, рыбы, земноводные, мелкие млекопитаю­щие и птицы.

Моллюски: прудовики, катушки, беззубки.

Рыбы: гуппи, меченосцы, вуалехвосты, разновидности золотых рыбок, молинезии, гурами, данио.

Земноводные: лягушки, жабы и тритоны.

Пресмыкающиеся: ящерицы, черепахи.

Птицы: волнистые попугаи, канарейка, щегол.

Млекопитающие: хомяки, морские свинки, белки, ежи, белые мыши.

Если уголок живой природы находится в кабинете начальной школы луч­ше ограничиться растениями и аквариумными рыбками. Изредка можно дер­жать земноводных или пресмыкающихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: