Информационные данные
· ФИО ___________________________________________________________________________
· Наименование порганизации_______________________________________________________
· Должность___ ___________________________________________________________________
· Стаж ___________________________________________________________________________
Типология организационных культур
по национальным особенностям поведения персонала Г. Хофштеде
Таблица 1
Характеристика индивидуалистской и коллективистской культур организации
| Параметры культуры | Индивидуалистическя культура организации | Коллективистская культура организации |
| Вмешательство в личную жизнь | Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь | Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел |
| Влияние организации на самочувствие сотрудников | Слабое | Сильное |
| Защита интересов | Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы | Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы |
| Функционирование предприятия | Индивидуальная инициатива каждого члена организации | Чувство долга и лояльность сотрудников |
| Продвижение по службе | Внутри или вне организации на основе компетенции | Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
| Мотивация | Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп | Руководство использует традиционные формы |
| Социальные связи | Дистанционность | Сплоченность |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 2
Характеристика культур по признаку дистанции от власти
| Параметры культуры | Культура с высоким уровнем дистанции власти | Культура с низким уровнем дистанции власти |
| Частота выражения подчиненными своего несогласия | Низкая | Высокая |
| Предпочтение стиля управления | Директивный | Демократический |
| Восприятие неравенства | Неравенство людей | Неравенство ролей |
| Отношение к руководителям | Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа | Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей |
| Доступность руководства | Высшее руководство недоступно | Высшие руководители доступны |
| Отношение к праву | Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву | В организации право первенствует по отношению к силе |
| Структура организации | Многоуровневая, тенденция к централизации | Плоская, тенденция к децентрализации |
| Размер управленческого аппарата | Большое количество уп- равляюще-контролирую- щих сотрудников | Управляющий состав малочислен |
| Дифференциация заработной платы | Большая | Достаточно небольшая |
| Квалификация работников низшего уровня | Низкая | Высокая |
| Статус рабочих и служащих | «Белые воротнички» обладают более высоким статусом по сравнению с «синими воротничками» | Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 3
Характеристика культур с высоким и низким уровнями избегания неопределенности
| Параметры культуры | Культура с низким уровнем избегания неопределенности | Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
| Отношение ко времени | Готовность персонала жить настоящим днем | У работников большая тревога за будущее |
| Предпочитаемый размер организации | Работники предпочитают небольшие организации | Работники предпочитают крупные организации |
| Возраст менеджеров среднего уровня | Молодежь | Средний и пожилой |
| Мотивация на достижение цели | Устойчивая | Низкая |
| Отношение к успеху | Надежда на успех | Боязнь неуспеха |
| Готовность к риску | Большая | Слабая |
| Предпочитаемый тип карьеры | Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста | Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца |
| Квалификация руководителя | Руководитель не является специалистом в сфере управления | Руководитель должен быть экспертом, специалистом в сфере управления |
| Отношение к конфликтам | Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние | Конфликты в организации нежелательны |
| Конкуренция между работниками | Нормальное и продуктивное явление | Соперничество не приветствуется |
| Готовность к компромиссу с оппонентами | Высокая | Низкая |
| Готовность к неопределенности в работе | Высокая | Низкая |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 4
Характеристика «мужской » и «женской» культур организации
| Параметры культуры | «Мужская» культура организации | «Женская» культура организации |
| Роль мужчины и женщины | Мужчина должен зарабатывать, женщина — воспитывать детей | Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей |
| Доминирование | Мужчина должен доминировать в любой ситуации | Различие между полами не влияет на занятие властных позиций |
| Главная ценность | Успех — единственное, что значимо в жизни | Качество жизни |
| Жизнь и работа | Жить для работы | Работать, чтобы жить |
| Что является важным | Деньги и хорошие материальные условия | Мужчины и окружение |
| Стремление | Всегда быть лучшим | Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других |
| Отношение к свободе | Независимость | Солидарность |
| Чувство | Уважать тех, кто добился успеха | Сочувствие неудачникам |
| Принятие решений | Логика | Интуиция |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 5
Результаты сравнительного анализа переменных культуры некоторых стран и регионов
| Страна, регион | Обозначение | Переменные культуры страны | ||||
| ДВ | НН | И-К | М-А-Ж | ДО | ||
| Австрия | AUT | М | С | И | М | С |
| Великобритания | GBR | М | С | И | М | В |
| Венесуэла | VEN | Б | В | К | М | С |
| Греция | GRE | Б | В | К | А | С |
| Германия | GER | М | С | И | М | С |
| Голландия | GOL | М | С | И | Ж | В |
| Гонконг (Сянган) | НОК | Б | Н | К | М | Н |
| Западная Африка | WAF | Б | С | К | Ж | Н |
| Италия | ITA | С | В | И | М | С |
| Индонезия | IDO | Б | Н | К | Ж | Н |
| Канада | CAN | М | Н | И | А | В |
| Китай | CHINA | Б | С | К | Ж | В |
| Мексика | МЕХ | Б | В | К | М | С |
| Норвегия | NOR | М | С | И | Ж | С |
| Россия | RUS | Б | В | К | Ж | Н |
| Сингапур | SIN | Б | Н | К | А | В |
| США | USA | М | Н | И | М | Н |
| Франция | FRA | Б | В | И | Ж | С |
| Финляндия | FIN | М | С | И | Ж | С |
| Швеция | SWE | М | Н | И | Ж | С |
| Япония | JPN | С | В | К | М | В |
ДВ — дистанция власти; НН — неприятие (избегание) неопределенности; И—К — индивидуализм — коллективизм; М—А—Ж — маскулинность (мужественность) — андрогинность — женственность; ДО — длительность ориентации.
Степень проявления: В — высокая, Н — низкая, Б — большая, С — средняя, М — малая.
| Наименование предприятия / организации | Обозначение | Переменные культуры страны | ||||
| ДВ | НН | И-К | М-А-Ж | ДО | ||