Информационные данные
· ФИО ___________________________________________________________________________
· Наименование порганизации_______________________________________________________
· Должность___ ___________________________________________________________________
· Стаж ___________________________________________________________________________
Типология организационных культур
по национальным особенностям поведения персонала Г. Хофштеде
Таблица 1
Характеристика индивидуалистской и коллективистской культур организации
Параметры культуры | Индивидуалистическя культура организации | Коллективистская культура организации |
Вмешательство в личную жизнь | Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь | Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел |
Влияние организации на самочувствие сотрудников | Слабое | Сильное |
Защита интересов | Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы | Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы |
Функционирование предприятия | Индивидуальная инициатива каждого члена организации | Чувство долга и лояльность сотрудников |
Продвижение по службе | Внутри или вне организации на основе компетенции | Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
Мотивация | Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп | Руководство использует традиционные формы |
Социальные связи | Дистанционность | Сплоченность |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Таблица 2
Характеристика культур по признаку дистанции от власти
Параметры культуры | Культура с высоким уровнем дистанции власти | Культура с низким уровнем дистанции власти |
Частота выражения подчиненными своего несогласия | Низкая | Высокая |
Предпочтение стиля управления | Директивный | Демократический |
Восприятие неравенства | Неравенство людей | Неравенство ролей |
Отношение к руководителям | Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа | Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей |
Доступность руководства | Высшее руководство недоступно | Высшие руководители доступны |
Отношение к праву | Приказы не обсуждаются: сила предшествует праву | В организации право первенствует по отношению к силе |
Структура организации | Многоуровневая, тенденция к централизации | Плоская, тенденция к децентрализации |
Размер управленческого аппарата | Большое количество уп- равляюще-контролирую- щих сотрудников | Управляющий состав малочислен |
Дифференциация заработной платы | Большая | Достаточно небольшая |
Квалификация работников низшего уровня | Низкая | Высокая |
Статус рабочих и служащих | «Белые воротнички» обладают более высоким статусом по сравнению с «синими воротничками» | Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие |
|
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 3
Характеристика культур с высоким и низким уровнями избегания неопределенности
Параметры культуры | Культура с низким уровнем избегания неопределенности | Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Отношение ко времени | Готовность персонала жить настоящим днем | У работников большая тревога за будущее |
Предпочитаемый размер организации | Работники предпочитают небольшие организации | Работники предпочитают крупные организации |
Возраст менеджеров среднего уровня | Молодежь | Средний и пожилой |
Мотивация на достижение цели | Устойчивая | Низкая |
Отношение к успеху | Надежда на успех | Боязнь неуспеха |
Готовность к риску | Большая | Слабая |
Предпочитаемый тип карьеры | Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста | Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца |
Квалификация руководителя | Руководитель не является специалистом в сфере управления | Руководитель должен быть экспертом, специалистом в сфере управления |
Отношение к конфликтам | Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние | Конфликты в организации нежелательны |
Конкуренция между работниками | Нормальное и продуктивное явление | Соперничество не приветствуется |
Готовность к компромиссу с оппонентами | Высокая | Низкая |
Готовность к неопределенности в работе | Высокая | Низкая |
|
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 4
Характеристика «мужской » и «женской» культур организации
Параметры культуры | «Мужская» культура организации | «Женская» культура организации |
Роль мужчины и женщины | Мужчина должен зарабатывать, женщина — воспитывать детей | Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей |
Доминирование | Мужчина должен доминировать в любой ситуации | Различие между полами не влияет на занятие властных позиций |
Главная ценность | Успех — единственное, что значимо в жизни | Качество жизни |
Жизнь и работа | Жить для работы | Работать, чтобы жить |
Что является важным | Деньги и хорошие материальные условия | Мужчины и окружение |
Стремление | Всегда быть лучшим | Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других |
Отношение к свободе | Независимость | Солидарность |
Чувство | Уважать тех, кто добился успеха | Сочувствие неудачникам |
Принятие решений | Логика | Интуиция |
Характеристика организационной культуры предприятия по данному критерию_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 5
Результаты сравнительного анализа переменных культуры некоторых стран и регионов
Страна, регион | Обозначение | Переменные культуры страны | ||||
ДВ | НН | И-К | М-А-Ж | ДО | ||
Австрия | AUT | М | С | И | М | С |
Великобритания | GBR | М | С | И | М | В |
Венесуэла | VEN | Б | В | К | М | С |
Греция | GRE | Б | В | К | А | С |
Германия | GER | М | С | И | М | С |
Голландия | GOL | М | С | И | Ж | В |
Гонконг (Сянган) | НОК | Б | Н | К | М | Н |
Западная Африка | WAF | Б | С | К | Ж | Н |
Италия | ITA | С | В | И | М | С |
Индонезия | IDO | Б | Н | К | Ж | Н |
Канада | CAN | М | Н | И | А | В |
Китай | CHINA | Б | С | К | Ж | В |
Мексика | МЕХ | Б | В | К | М | С |
Норвегия | NOR | М | С | И | Ж | С |
Россия | RUS | Б | В | К | Ж | Н |
Сингапур | SIN | Б | Н | К | А | В |
США | USA | М | Н | И | М | Н |
Франция | FRA | Б | В | И | Ж | С |
Финляндия | FIN | М | С | И | Ж | С |
Швеция | SWE | М | Н | И | Ж | С |
Япония | JPN | С | В | К | М | В |
ДВ — дистанция власти; НН — неприятие (избегание) неопределенности; И—К — индивидуализм — коллективизм; М—А—Ж — маскулинность (мужественность) — андрогинность — женственность; ДО — длительность ориентации.
Степень проявления: В — высокая, Н — низкая, Б — большая, С — средняя, М — малая.
Наименование предприятия / организации | Обозначение | Переменные культуры страны | ||||
ДВ | НН | И-К | М-А-Ж | ДО | ||