Социодрама используется в деловых играх и в социально-психологическом тренинге.




Билет 1

1)_Говоря о соотношении количественных и качественных методов в социологических исследованиях, следует подчеркнуть, что если количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, то качественные методы обращены на качественную сторону этих процессов. Качественная исследовательская стратегия направлена на репрезентативный охват и анализ количественного распределения характерных признаков в определяемых социальных явлениях, которые ориентированы на точно выделяемые общие и основные признаки. Количественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложной феноменологии отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым в отличие от
качественных методов здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации. При использовании качественных методов речь идет в принципе об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.

Принципиальные различия между качественными и количественными методами. Эти различия состоят, прежде всего, в особом
эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий. Качественные методы позволят анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом из виду их различия. Количественные же методы дают возможность определить различие тем, что общие признаки используются как базис для сравнения. Поэтому целеполагание при тех и других методах различно: раскрытие связей в одном случае, измерение различных выражений уже известных черт в другом.

 

 

Билет 2

1_)Фокус-группа — метод, применяемый при проведении качественных маркетинговых исследований.

Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского поведения.

В основе этого метода лежит специальная форма глубинного интервью, проводимого в группе. В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию (гайду), согласованному с заказчиком. Для этого специально, по особым критериям, приглашаются люди определенной группы населения, как правило, являющиеся целевой аудиторией заказчика данного исследования.

Работа фокус – группы ведется по составленному заранее сценарию, обязательно согласованному с заказчиком. Вся беседа должна быть записана на видео или аудио носители для дальней расшифровки и анализа.

 

Билет 3

 

1)При проведении качественных исследований используется большое количество психологических методик, в том числе и проективных. Проективные методики позволяют раскрыть субъективные причины поведения человека, понять неосознаваемые мотивы потребительского поведения и глубинные аспекты восприятия бренда. Они меньше подвержены риску получения "ложных" ответов респондентов, исключают рациональный анализ и открывают истинные причины позиционирования брендов в сознании потребителей.

*Конструирующие методики заставляют респондентов создать (вербально или не вербально) что-либо. Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация. Среди методик, относящихся к этой группе: модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, созданный психологом Мюррейем), баблз (Bubble drawing), коллаж, проективные вопросы и т.д.

Коллаж помогает выяснить особенности восприятия потребителями исследуемой марки, продукта или компании, а также может быть полезным при подборе визуальных символов при создании рекламы.

2) Этнографические исследования как правило имеют описательный характер
и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики
определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык,
мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной
массы населения. Примером может служить исследование российского
крестьянства, проводимое под руководством Т. Шанина или работа,
выполненная под руководством Д. Хубовой по исследованию исторических
аспектов жизни кубанского казачества. Описание каждодневной жизни
крестьян их собственными словами продемонстрировали, что фактически эта
культура на протяжении десятилетий оставалась неизвестной и закрытой
областью как для исследователей, так и для широкой общественности.

Билет 4

1) Метод социодрамы

Термин социодрама введен в науку и практику Дж. Морено. Социодрама – это метод социального исследования и коррекции, направленный на разрешение и устранение противоречий, напряженности и конфликтов в целях гармонизации в разнообразных группах здоровых людей Метод социодрама относиться к методам коллективной групповой социальной терапии.

(Социальная терапия – деятельность соответствующих служб по облегчению взаимодействия индивида с социальной средой и помощи ему в решении социальных проблем и конфликтов).

Сущность метода социодрамы состоит в том, что различные социальные проблемы и конфликты представляются в стихийно организованных сценах, а с помощью открытого разбирательства, драматического изображения и расследования проблемы происходит ее понимание. Социальный педагог выступает при этом, как правило, режиссером-постановщиком социодрамы. Социодрама - процедура исследования и преодоления конфликтов внутри малой группы, а также достижения согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей, прав.

Социодрама используется в деловых играх и в социально-психологическом тренинге.

2) Виды проективных методик:

1. Ассоциативные методики. Процедура заключается в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных предметов то, что у них ассоциируется с исследуемым объектом.

Словесные ассоциации - как устные, так и письменные, могут применяться при тестировании названий, выявлении отношения респондентов к определенной марке, группе товаров, рекламе и т.д.

Персонификация - вербальная или невербальная (с использованием портретов) используется для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемой марки (при подборе «лица» рекламной компании), а также для выяснения особенностей имиджа марки или продукта, сложившегося в глазах потребителей.

Картинки и слова - методика с применением визуальных или словесных стимулов, используются как при тестировании имени, так и для изучения имиджа марки, продукта или товарной категории. Респондентов просят выбрать те картинки и слова, которые ассоциируются у них с исследуемым предметом.

Билет 5

1) Для отечественных источников, изданных до начала 90-х годов, характерно разделять все виды социологического опроса на анкету и интервью
Далее, согласно отечественным источникам, все виды интервью разделяются по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (все три слова являются синонимами), с другой стороны, <несвободные>, стандартизованные, формализованные

2) Существует проблема количественной интерпретации качественных данных, безусловно.Иногда вообще непонятно, как можно это сделать. Поэтому анализ таких данных в принципе обычно качественный.То есть эксперт анализирует каким-то образом. Но есть и различные способы, например, контент-анализ, позволяющий качественные данные преобразовать и получить вполне количественный итог.

Билет 6

Билет 7 1)Гайд(синонимы: сценарий, путеводитель, план обсуждения) - исследовательский документ, в котором описаны все существенные элементы предстоящей фокус-группы.

В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию (гайду), согласованному с заказчиком. Ряд вопросов, в котором каждый последующий имеет меньший логический объем, чем предыдущий, называется последовательностью “прямой воронки”. Противоположный тип, в котором общий вопрос расположен после частного, называется “обратной воронкой”. Указанные типы последовательностей могут характеризовать либо все интервью в целом, либо отдельные его темы или подтемы.
Последовательность “прямой воронки” наиболее употребительна.

Билет 8

Билет 9

Билет 10

1)Триангуляция, ее типы. Исселдовательская, Многометодная, Пространства и времени
Судя по всему, триангуляция это метод избежания субъективности и искажения, по аналогии с работой локационных приборов в навигации. суть в том, чтобы либо привлечь для оценки трех разных экспертов и найти среднее, либо пользоваться несколькими методами, либо, наверное, рассматривать что-то в разное время и в разном месте, чтобы потом привести к некоторому итогу.

2)Основные методы в качественных исследованиях
Ядов:Кейс-стади - изучение одного соц.феномена или группы основательно, с разных сторон.
Этнографические исследования - с акцентом на культуру и понимание ее становления
История жизни, семьи
Фокус-группы и социодиагрмма и тд

 

Билет 11

Интеграция колич. и кач.методов и соотв. типы исследований
Некоторые типы исследований предполагают комбинацию подходов в силу специфики изучаемого объекта. Самый яркий пример - метод фокус-групп, поскольку набор людей в эту группу заведомо предполагает, что они репрезентируют некую общность. Ну и, конечно, многие методики частично используют и количественную, и качественную сторону

1) Построение гипотез в кач.иссл., этапы иссл., итеративный характер построения гипотез
Основная мысль в том, что в количественном иссл. гипотезы выдвигаются при составлении программы, в самом начале, и потом проверяются количественно. В случае кач.иссл. гипотезы рождаются творчески, по мере осмысления и понимания разрозненной информации. Поэтому есть феномен итерационности. Т.е. автор несколько раз переформулирует свои гипотезы по ходу дела, все глубже постигая суть проблемы

Билет 13

1) Гайд(синонимы: сценарий, путеводитель, план обсуждения) - исследовательский документ, в котором описаны все существенные элементы предстоящей фокус-группы.

В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию (гайду), согласованному с заказчиком.

 

судя по всему ответ лежит где-то в той области, что конструирование гайда должно проходить на основе теоретической базы, соответственно, гайд как логика ведения дискуссии, как последовательность тем, будет соответствовать теоретическому видению проблемы авторами

Билет 14

1) Этнографические исследования как правило имеют описательный характер
и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики
определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык,
мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной
массы населения. Примером может служить исследование российского
крестьянства, проводимое под руководством Т. Шанина [50] или работа,
выполненная под руководством Д. Хубовой по исследованию исторических
аспектов жизни кубанского казачества [282]. Описание каждодневной жизни
крестьян их собственными словами продемонстрировали, что фактически эта
культура на протяжении десятилетий оставалась неизвестной и закрытой
областью как для исследователей, так и для широкой общественности.

2)

 

2.2.
плюс 7.2

основные
рекомендации по созданию адекватной мини-теории:
1. Изучение всех доступных источников информации по проблеме.
2. Использование сравнительного метода как способа построения теории.
Особенно важно «сравнение от противного», то есть — поиск фактов и
ситуаций, которые противоречат (или теоретически могли бы противоречить)
уже найденным закономерностям.
3. Создание новых мини-теорий не может быть плодотворным без знания
уже существующих теорий и исследований в данной области.
4. Основанная на фактах теория предусматривает анализ всей совокупности
данных, полученных в ходе исследования. Ее окончательная формулировка
иллюстрируется только отдельными, наиболее характерными примерами.
5. Концепции и теории, опирающиеся на более широкий круг данных, могут
впоследствии уточнить первоначальную теорию, а иногда и опровергнуть ее;
6. В заключительном отчете (публикации) надлежит описать
последовательность всех этапов "восхождения" к научным абстракциям, всех
процедур, которые привели к формулировке гипотез.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: