Гриф гитары
Гриф - это самая важная часть гитары, именно от него в значительной степени зависит то, насколько хорошо ваши пальцы будут взаимодействовать со струнами. Поэтому гриф должен лежать у вас в руке так, словно он является ее естественным продолжением.
Подобно корпусу, сам гриф и его лицевая часть (а также декоративные вставки, обозначающие основные лады) могут изготавливаться из самых разных материалов, что, естественно, сказывается не только на внешнем виде гитары, но и на ее звучании. Чаще всего для самого грифа используют клен и красное дерево, а для его лицевой части - клен, палисандр (rosewood) и черное дерево (ebony). Попробуйте, как звучат одинаковые гитары с грифами, изготовленными из разных материалов, - вы обязательно удивитесь тому, насколько материал грифа влияет на технику игры и звучание инструмента. Проверьте, насколько равномерны цвет, волокна и текстура древесины, а также обязательно убедитесь в отсутствии трещин и сколов. Но самое важное свойство грифа заключается в том, чтобы пальцы левой руки перемещаясь по его поверхности, не испытывали затруднений.
Параметры грифа
Подобно всем объектам материального мира, гриф гитары имеет некоторые параметры, объективная проверка которых может помочь вам в определении того, подходит ли вам эта гитара или нет. Во-первых, вы должны дотягиваться до всех шести струн, не испытывая неприятных ощущений, и играть на верхних ладах, не упираясь рукой в корпус гитары или пятку грифа. Во-вторых, гриф должен быть прочно закреплен на корпусе (если он будет двигаться, гитара будет быстро расстраиваться). В-третьих, расстояние от струн до лицевой стороны грифа должно быть как можно меньшим, но струны при игре не должны дотрагиваться к ладам.
|
Ширина грифа.
Ширина грифа у верхнего порожка является основным фактором, определяющим субъективное восприятие легкости игры на гитаре. Чем шире гриф, тем сильнее надо тянуться пальцами к струнам. Но. с другой стороны, чем больше места остается для пальцев.
Мензура.
Мензурой (scale) называется расстояние от верхнего порожка до подставки (см. рис. 1). Мензура - это один из основных факторов, влияющий на звучание гитары. Чаще всего можно встретить гитары с мензурой 603 мм (23.75 дюйма) и 648 мм (25.5 дюйма). Первую мензуру еще называют гибсоновской, потому что именно такую мензуру имеют большинство гитар компании Gibson, а вторую - фендеровской. поскольку она характерна для гитар компании Fender. Чем больше у гитары мензура, тем сильнее натяжение струн. Для игры на гитаре с большой мензурой требуется прилагать больше усилии, чем для игры с малой. Однако, с другой стороны, звучание струн гитары с малой мензурой имеет более выраженный перкуссивный оттенок, чем звучание струн гитары с большой мензурой.
Радиус.
Под радиусом в данном случае понимается радиус кривизны лицевой поверхности грифа. Чем больше радиус, тем более плоской является лицевая поверхность. Радиус может варьироваться в пределах от 191 мм (очень круглая лицевая поверхность) до 406 мм (практически плоская поверхность). Чаще всего применяется радиус 305 мм. Считать ли тот или иной радиус идеальным - это дело вкуса, однако исполнители традиционного рока отдают предпочтение грифам с большим значением радиуса, поскольку на таких грифах проще играть аккордами. Исполнителям же хэви - метал и неоклассического рока, как правило, больше по душе грифы с меньшим значением радиуса, поскольку такие грифы лучше подходят для исполнения виртуозных пассажей.
|
Форма.
Когда гитаристы говорят о форме грифа, они имеют в виду форму его тыльной стороны - тон. по которой перемещается большой палец левой руки. Тыльная сторона грифа может быть круглой, плоской и даже V-образной. Были времена, когда все производители выпускали гитары с грифами одинаковой формы, однако сегодня уже можно найти одну и ту же модель с грифами разной формы.
Лады и порожки.
На грифе электрогитары обычно размещается от 21 до 24 ладов. Чем больше ладов на грифе, тем больше нот можно сыграть. Гитара, на грифе которой находится 24 лада, позволяет сыграть по две полных октавы на каждой струне. Казалось бы чем больше ладов, тем лучше, однако на практике большинство исполнителей вполне устраивают гитары с грифами на 22 лада. Это объясняется тем, что к ладам, находящимся за пределами 22 лада, трудно дотягиваться. Кроме того, два лишних лада оставляют меньше места на корпусе гитары для размещения звукоснимателей. Что касается порожков, то они также бывают различных типов: тонкими, средними и широкими. Каждый тип порожков имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Выбор того или иного типа порожка - это дело вкуса и музыкальной традиции.
Привинченный, вклеенный или сквозной гриф?
Гриф гитары может соединяться с корпусом тремя различными способами. Как видно из названия, привинченный гриф крепится к корпусу с помощью нескольких шурупов. Такая конструкция позволяет легко отсоединить гриф для ремонта, подгонки или для полной его замены. Привинченные грифы чаще всего используются при изготовлении цельнокорпусных гитар, особенно произведенных компанией Fender.
Вклеенный гриф - это более традиционная конструкция, чем привинченный. В этом случае гриф крепится к корпусу гитары с помощью клея. Заменить такой гриф уже нельзя. В качестве примера гитар с вклеенным грифом можно привести модели Gibson Les Paul и Gibson ES-335.
В тех случаях, когда гриф выполняется сквозным, он представляет с корпусом одно целое без каких-либо сочленений и соединений. Обычно такой гриф, продолжаясь, образует центральную часть корпуса, к которой по бокам присоединяются так называемые крылья (wing), придающие корпусу традиционную для гитары форму. Поскольку у гитар со сквозным грифом отсутствует пятка грифа, это упрощает доступ к верхним ладам. Гитары со сквозным грифом дают исполнителю удивительно комфортное ощущение от игры и раскрепощает его. позволяя осваивать более виртуозные формы рок-музыки. Если вы планируете много играть в верхней части грифа, особенно на большой скорости, обязательно найдите гитару со сквозным грифом и попробуйте поиграть на ней.
|
МЕНЗУРА:
В этой главе я перечислю некоторые величины, которые необходимо знать при изготовлении инструмента. Хочу сразу предостеречь: Если у вас нет опыта в изготовлении гитар, или он не велик, то воздержитесь от самостоятельного просчёта инструмента! Наилучшем решением, в данном случае, будет взять готовый инструмент (лучше фирменный) и тщательно и аккуратно обмерить его. Не стремитесь к созданию точной копии. Прелесть самостоятельного изготовления - возможность варьировать те или иные величины "под себя". Если же опыта совсем мало, то лучше всего будет сначала сделать "бескровную пересадку", то есть к своей старой гитаре изготовить, скажем, новую деку. Переставив гриф и все запчасти на своё творение, можно оценить свой уровень, и если он пока не высок, вернуть всё на "родину" и заняться изготовлением нового грифа. В конце концов, у вас всё получиться.
Наиболее часто задаваемым вопросом является величина мензуры, и как следствие - разметка грифа. С этого и начнём.
Стандартным значение мензуры для гитар считаются следующие величины:
Бас-гитара - 34" (863,6 мм)
Электрогитара - 27" (685,8 мм) [иногда такой инструмент называют "баритоном"]
Электрогитара - 25.5" (647,7 мм) [иногда такой инструмент называют "тенором"]
Разберём, что такое "стандартное значение". Что мешает нам увеличить мензуру? Причин несколько:
Может не хватить длины струн Невозможно изготовить качественный гриф большой длины Расстояние между ладовыми перегородками, особенно в первой позиции, будет настолько велико, что играть просто не получится Укоротить же мензуру нельзя по следующим причинам:
Настроенные струны будут очень слабо натянуты и, попросту говоря, будут болтаться Расстояние между ладовыми перегородками в верхних позициях будут настолько малы, что они "сольются" В силу всего вышесказанного, подведу итог: допустимое отклонение величины мензуры от "стандартной" составляет как максимум ±10%.
Итак, мы определились с мензурой. Наступает ответственный момент: разметка грифа под лады. Не знаю почему, но многие мастера делают из этого тайну, дескать это "семейные секреты", "крайне сложно" и т.д. и т.п. Говорю со всей ответственностью - не верьте им! Сейчас я дам число, с помощью которого можно разметить любой гриф с любой мензурой.
Это число - корень двенадцатой степени из двух. Вычислить значение точно невозможно, да и не нужно, в достаточном приближении это будет 1,05946. Что это за цифры, и как ими пользуются? Очень просто. Берём значение своей мензуры и делим на это число. Результат - расстояние от машинки (!) до первого лада. Запоминаем это число, вычитаем его из мензуры и получаем расстояние от верхнего порожка до первого лада. Далее результат первого деления опять делим на наше число, а затем полученое значение вычитаем из мензуры. Результат - расстояние от порожка до второго лада. И так далее. Хотите, считайте хоть до 36 лада (я, кстати, видел бас с трёхоктавным грифом). Да, расчет ведеться не от лада до лада, а от порожка до лада. ПРИ РАЗМЕТКЕ ГРИФА НУЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТАКОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, ЧТОБЫИЗБЕЖАТЬ НАКОПЛЕНИЯ ОШИБКИ! То есть, 24-й лад будет отмеряться не от 23-го, а от нулевого!
Пример: Разметить гриф бас-гитары с мензурой 863,6 мм.
1а. 863,6мм/1,05964=814,993 - расстояние от машинки до первого лада
1б. 863,6мм-814,993=48,606 - расстояние от нулевого лада до первого
2а. 814,993/1,05964=769,122 - расстояние от машинки до 2-го лада
2б. 863,6мм-769,122мм=94,478 - расстояние от нулевого лада до второго
И так далее. При расчётах допустимо округлять результат до тысячных, а иногда и сотых долей миллиметра. Проверить правильность своих действий можно очень просто - двенадцатый лад делит мензуру ровно пополам, а 24-й составляет 3/4 мензуры.
Если описанные выше действия не совсем понятны, то предлагаю вам программу-калькулятор, ссылка на которую есть в конце статьи. Формат файла pdf (Adobe Acrobat), точность расчёта не самая высокая, но вполне достаточная.
Разметку грифа следует производить очень аккуратно, с максимальной точностью, так как ошибка приведёт к тому, что как минимум придется изготавливать новую накладку.
Ещё одним, весьма спорным вопросом является ширина грифа на нулевом ладу (ширина порожка). Наиболее часто встречаются следующие значения:
4-струнный бас, электрогитара с мензурой 25.5" - 1,625" (41,275 мм)
5-струнный бас - 1,85" (47 мм)
Вот здесь строгих стандартов придерживаться не следует. Ширина порожка (и грифа, соответственно), а, следовательно, и расстояние между струнами, а так же расстояние от крайних струн до краёв накладки сильно сказывается на "играбельности" инструмента. И если вы изготавливаете гитару для себя, то никто не запретит вам сделать гриф таким, чтобы для вас он был максимально удобен. Рассчитать геометрию грифа можно при помощи программы-калькулятора для накладки, которая приведена в конце статьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
!!!_Не думайте, что собранная гитара сразу будет идеальна. Даже серийные инструменты (причём весьма дорогие) требуют тщательной отстройки вообще, и под конкретного музыканта в частности.
Настройка Электрогитары
Стандартным способом.
1-я стpуна - Hастpаивается по камеpтону "Ми", либо - зажатая на 5-м ладу (Ля - 440 Hz);
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.
По Флажолетам.
Беpутся флажолеты (гоpаздо удобнее это делать с эффектом "дистоpшн") на 5-м ладу 6-й стpуны и 7-м ладу 5-й стpуны. Пpи этом не должно быть слышно биения звука. Если оно есть - стpуны настpоены с отклонением от эталона. Чем медленнее биение, тем ближе к эталону. Далее аналогично со всеми стpунами (6-5, 5-4, 4-3, 2-1), кpоме 3-2, так как между ними дpугой интеpвал.
По Октавам. это для опытных гитаристов
- можно настpаивать октавами и флажолетами. 3-4 настраиваем флажолетами, от них остальные октавами.
типа так:
1e|-5------------
2b|-----5--------
3g|-2------------
4d|-----2--------
5a|-0------------
6e|-----0--------
и дpугими октавми тоже пpовеpяется.
- или же сначала 1ю с 6й состpоить. И идти октавами с двух стоpон к сеpедине.
Настройка Мензуры Электрогитары.
Мензуpа - pасстояние от веpхнего поpожка (nut) гитаpы до нижнего (bridge).
Hастpаивается по тюнеpу (пpедпочтительнее) либо на слух.
По тюнеpу: Стpуна, зажатая на 12 ладу должна выдавать ту же ноту, что и откpытая, но на октаву выше. Если пpижатая стpуна звучит выше, значит pасстояние от нижнего поpожка гитаpы до 12 лада меньше, чем pасстояние от 12 лада до поpожка. Значит мензуpу нужно удлинить. И соответственно наобоpот, если стpуна звучит ниже - укоpотить. Как это сделать - несложно догадаться самому, посмотpев на нижний поpожек своей гитаpы.
Hа слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же стpуна, зажатая на 12 ладу. Мензуpа pегулиpуется так же, как в вышеупомянутом способе.