Что нужно знать о настройке бас гитары




https://bassplayer.zyla.ru/content/chto-nuzhno-znat-o-nastrojke-bas-gitary

Бас-гитара прошла длинный путь с 1951 года, когда Лео Фендер представил миру Precision Bass. Басисты тоже не стояли на месте, создавая мелодические и перкуссионные партии, тем самым, расширяя возможности инструмента и сферу его применения. Современный басовый звук охватывает широкий диапазон частот - от низких до высоких.

Правильная настройка поможет вам по-максимуму использовать возможности инструмента. Порожек, струнодержатель и гриф должны быть отрегулированы под ваш стиль игры, выбранный тип и диаметр струн. Немного практики, и вы сможете делать это самостоятельно. Вот схема с основными шагами настройки:

1. Установите струны, которые вы предпочитаете. Если вы новичок, то понадобится время, чтобы понять, какие параметры настройки вам подходят.

2. Осмотрите гриф, проверьте его прогиб (подробнее о прогибе смотрите ниже, в параграфе "Осматриваем гриф").

3. Отрегулируйте прогиб грифа до того, как настроите порожек и струнодержатель.

4. Настройте порожек и струнодержатель.

5. Снова проверьте настройку грифа.

6. Отрегулируйте высоту звукоснимателей.

Устанавливаем струны

Возможно, вам придется перепробовать несколько комплектов струн в поисках того, который полностью подходит вам. Начните с комплекта, который рекомендует изготовитель инструмента.

Следующие основы помогут вам выбрать "свои" струны:

  • "Roundwounds", струны с круглой обмоткой; имеют яркое звучание и легко настраиваются, но им свойственен шум от пальцев (скрип) и дребезг об лады.
  • "Flatwounds", струны с плоской обмоткой; звучат более глухо, сложнее в настройке, но не имеют недостатков "круглых" струн - скрипа и дребезга.
  • "Halfrounds", или "groundrounds flatwound", струны с "полукруглой" (или "полуплоской") обмоткой; им свойственна средняя яркость звучания, отсутствие шума и хорошая интонация.
  • "Core-contact", или "taper-core", струны с открытой центральной жилой в месте контакта со струнодержателем. Некоторые басисты предпочитают звучание таких струн.
  • Натяжение - очень важный параметр струн. Одинаковое натяжение от струны к струне дает баланс, хорошо ощущаемый обеими руками. Для сложных в настройке грифов, как и для тех, что имеют тенденцию к чрезмерному прогибу, выберите "легкие" струны небольшого диаметра. При одинаковом калибре (regular, medium, light) "плоские" струны имеют наибольшее, "полуплоские" - среднее, а струны с круглой обмоткой - наименьшее натяжение. Материал обмотки также влияет на жесткость струн. Струны со стальной обмоткой более тугие, чем, например, с обмоткой из никелированной стали. В таблице показано натяжение струн различных калибров и видов. В качестве примера взяты стальные струны D\'Addario Prism, Halfround и Chromes.
Калибр, дюймы Натяжение, кг
  Roundwounds Halfrounds Flatwounds
0.040 15.33 16.51 17.05
0.060 19.82 20.63 20.50
0.075 15.74 17.60 16.51
0.095 14.42 15.37 15.96
       
0.045 19.00 20.50 20.73
0.065 21.45 23.54 23.58
0.080 18.37 19.50 19.82
0.100 15.60 17.05 17.41
       
0.050 22.22 24.44 24.94
0.070 25.44 28.21 27.30
0.085 20.36 22.68 22.77
0.105 16.92 18.91 18.82
  • Если у вас пятиструнный инструмент, подберите оптимальный диаметр для низкой струны B. Jim Rickard (D\'Addario), знаменитый эксперт по дизайну гитар и гитаростроению, рекомендует использовать калибр 0,145. (Все размеры в статье указаны в дюймах. На всякий случай, напомню, что 1 дюйм=25,4 мм).

На инструментах фирмы Fender, а также на других басах, не имеющих наклона головки грифа, убедитесь, что количество витков струны на колке достаточно, чтобы обеспечить хорошее давление на порожек. (У басов с наклонной головкой меньшее количество витков обеспечивает хороший прижим струн к порожку).

Осматриваем гриф

Басовый гриф может быть прямым, выпуклым или вогнутым. Прямой гриф позволяет установить малое расстояние между струнами и ладами, но вы будете вынуждены играть в позиции "около струнодержателя", с небольшим усилием, чтобы избежать дребезга об лады, гула и прочих "спецэффектов". Для игры в позиции "у грифа" без ненужных призвуков необходимо, чтобы гриф был вогнутым.

"Идеальный гриф", это гриф, который под действием натяжения струн прямой, если установлено небольшое расстояние от струн до ладов или немного выпуклый, если используются струны с большим натяжением.!!! Правильно настроенный гриф имеет небольшой прогиб от порожка до девятого лада и ровную поверхность после девятого лада (Рис. 1). При взгляде на такой гриф мы увидим кривую с вершинами в точках первого и последнего ладов. Это необходимо, чтобы избежать дребезга зажатой струны об соседний ладовый порожек.

Осмотр - это самый простой способ определить тип прогиба. Возьмите бас (за корпус, а не за гриф!) и посмотрите вдоль накладки. Если обзору мешают лады, то в качестве ориентира можно использовать линию, которую образует стык между деревом грифа и накладки. Еще один вариант - прижать настроенную струну одновременно на первом и последнем ладах. А самый точный результат можно получить, приложив к грифу длинную металлическую линейку (разумеется, ровную). Полученный результат определит, как вы будете регулировать гриф.

Регулируем гриф

Прогиб у большинства грифов настраивается путем поворота анкерной гайки. Вращая ее по часовой стрелке (затягивая), можно сделать гриф выпуклым. Ослабляя гайку (против часовой стрелки), мы увеличим прогиб, делая гриф вогнутым. Запомните простое правило: направо-затягивать, налево-ослаблять.

Держите это правило в голове, выполняя следующие действия:

1. На многих инструментах с креплением грифа на болтах гайка анкера находится в конце корпуса. Для доступа к ней необходимо снять струны и гриф.

2. Сперва ослабьте гайку (Рис. 2). Вообще, имеет смысл полностью выкрутить ее и очистить щеткой или продуть воздухом всю накопившуюся грязь на анкере и гайке. Можно смазать резьбу анкерного стержня небольшим количеством вазелина или масла (при этом постарайтесь, чтобы смазка не попала на дерево). Смазка поможет произвести более точную регулировку, особенно, если бас старый.

 

3. Закрутите гайку обратно, но не затягивайте ее. Сделайте отметки на гайке и грифе карандашом или маркером (Рис. 2). Совместив эти метки, вы получите начальную точку, от которой и будете производить регулировку.

4. Затягивайте гайку понемногу, обычно бывает достаточно 1/8-1/4 оборота. После каждой подтяжки ставьте гриф и струны на место и проверяйте результат. Будьте готовы повторить эту процедуру несколько раз.

5. Настройка прогиба грифа может занять дни или даже недели. Вы можете идеально настроить прогиб, а через день обнаружить, что под действием напряжения анкерного стержня гриф стал прямым или даже выпуклым. Не волнуйтесь, это нормально, просто отстройте прогиб еще раз.

6. Если гайка движется слишком тяжело или чересчур далеко ушла в отверстие, то будьте осторожны! Возможно, анкер был перетянут предыдущим "ремонтником-любителем". Некоторые плохо информированные люди ухитряются перетянуть и даже провернуть анкер внутри грифа, что делает его ненастраиваемым. Перетянутый анкер может заставить дерево грифа сжаться без изменения прогиба. В таком случае, снова повторите шаги 1-2 и, прежде чем закрутить гайку, подложите под нее 1-2 плоские шайбы (Рис. 3). Это позволит продолжить настройку.

7. Если после всех манипуляций анкер остается слишком тугим, то попробуйте следующий метод. Полностью ослабьте анкер, зажмите гриф, как показано на Рис. 4. При этом он должен быть прямым или немного выпуклым. После этого затяните гайку. Это может помочь, когда остальные способы оказались неэффективными.

 

Регулируем порожек и струнодержатель

Высота струн в порожке - немаловажный параметр. Если канавки под струны слишком глубокие, или порожек установлен низко, то толстые струны могут задевать за первый лад, вызывая дребезг. После настройки грифа проверьте порожек. Если вам повезет, и он окажется достаточно высоким, то вы сможете при необходимости немного опустить струны. Если же канавки под струны слишком глубокие, то замените порожек или сделайте под него подкладку. Как правило, снять порожек, не сломав его, бывает затруднительно, поэтому доверьте эту работу мастеру.

Замерьте высоту между вершиной первого лада и основанием струн. Минимальная величина для каждой струны примерно такова: E - 0.035", A - 0.030", D и G - 0.025". Если порожек новый, то оставьте высоту для струны E равной 0.050", а для A, D и G - 0.030". После этого постепенно уменьшайте высоту струн, ориентируясь на свой стиль игры и атаку.

Если вы играете с достаточно сильной атакой, например, слэпом, то струна может приподниматься над порожком. В этом случае, используйте низкопрофильный порожек с неглубокими канавками под струны, это предотвратит его поломку (Рис. 5). Глубина канавки должна быть от 1/2 до 2/3 диаметра струны. В качестве материала для порожка обычно применяется кость, но можно использовать и более прочные материалы - эластичный пластик, графит, бронзу, латунь.

 

Настройка струнодержателя - несложная процедура, но приготовьтесь потратить на нее несколько часов, если хотите получить хороший результат. Есть тонкий баланс между грифом, порожком и струнодержателем, именно их совокупное влияние определяет результат настройки инструмента. Струнодержатель позволяет изменить высоту струн, соответствие высоты седел радиусу накладки и интонацию. Вот основы:

  • Высота струн меняется поднятием или опусканием седел маленькими винтами с помощью специального ключа или отвертки.
  • Продольное перемещение седла управляет интонацией. Если на настроенном инструменте нота на 12-ом ладу звучит выше нормы, подвиньте седло назад, дальше от грифа. Если нота звучит ниже, подвиньте седло ближе к грифу.
  • Соответствие высоты седел радиусу накладки делает игру на инструменте более комфортной. Сравните радиус накладки и кривую, образованную вершинами седел.
  • Для того, чтобы установить минимальную высоту струн, избежав при этом дребезга, используйте один из способов: (1) максимально выпрямите гриф и опустите струны, затем ослабляйте анкер до устранения лишних призвуков; (2) выпрямите гриф и поднимайте седла струнодержателя, пока не исчезнет дребезг. Можно комбинировать эти способы для достижения наилучшего результата.
  • Помните, что легкий дребезг металлической струны об металлические лады является нормой.

Высота струн у инструментов разных производителей различна. Вот, что говорят об этом Michael Tobias, Ken Smith, Rodger Sadowsky, Brett Carlson (M.V. Pedulla), и Bob Malone (Alembic):

Tobias: Инструменты отличаются друг от друга, поэтому нет каких-то определенных величин, руководствуясь которыми, мы производим настройку. Обычно мы начинаем с высоты струны над последним ладом в 1/8". При этом, высота струны над 12-м ладом равна 1/16"-3/32", а струна, зажатая на 3-м ладу, образует расстояние над 1-м ладом в 0.010"-0.012". У каждого басового грифа должен быть прогиб, иначе на инструменте невозможно будет играть. Как его измерить? Зажмите струну одновременно на 1-м и 15-м ладах и регулируйте анкер, пока расстояние между 8-м ладом и струной не станет равно толщине тонкого медиатора Fender. Мы используем струны собственного производства с калибром 0.040", 0.060", 0.080", 0.100".

Smith: Все басы настраиваются индивидуально. Я пользуюсь струнами Ken Smith (0.044", 0.063", 0.084", 0.106") с открытой центральной жилой на всех струнах, кроме G. До 9-го лада должен быть небольшой прогиб, расстояние между струной и порожком в этом месте приблизительно 1/16". Обычно я не измеряю высоту струн у порожка, руководствуясь тем, что струны должны зажиматься легко, а при игре на открытых струнах не должно быть дребезга. Высота струн над 12-м ладом должна быть не менее 1/16".

Sadowsky: Я предпочитаю грифы с небольшим прогибом и калибр струн 0.045", 0.065", 0.080", 0.105". При стандартной настройке высота струн над 12-м ладом 5/64" для струны G и 3/32" для E.

Carlson: Мы делаем прогиб грифа на всех басах, кроме безладовых - у них гриф настраивается прямо. Прогиб измеряется путем зажатия струны на 1-м и 15-м ладах, и он должен быть равен 0.15". Высота каждой струны над 1-м ладом - 0.025". Над 12-м ладом высота для струны G равна 3/32", для E - 5/32". Наши стандартные струны - "круглые" D\'Addario 0.045", 0.065", 0.080", 0.100".

Malone: Вы должны решить, какой результат вам нужен. Если вы хотите, чтобы гриф был прямой, то выпрямите его и настройте остальные параметры по своему вкусу. Мне нравится небольшой прогиб, но я никогда его не замеряю, руководствуясь лишь своими ощущениями. Что касается высоты порожка - струна, зажатая на 3-м ладу, должна слегка соприкасаться с 1-м ладом.

Регулируем звукосниматели
После того, как гриф, порожек и струнодержатель окончательно отстроены, можно перейти к регулировке высоты звукоснимателей. Величина этого параметра сильно зависит от стиля игры, поэтому убедитесь, что при активном звукоизвлечении (например, при игре слэпом) струны не задевают магниты звукоснимателей. Слишком малое расстояние от струны до звукоснимателя приведет к искажению сигнала. Слишком большое сделает звук слабым и глухим. Также нужно помнить, что амплитуда колебания у толстых струн больше, чем у тонких, поэтому высота звукоснимателя у первой струны должна быть больше, чем у последней.

Вот, пожалуй, и все хитрости настройки бас-гитары. Запаситесь терпением и не забывайте, что опыт не приходит внезапно. Удачи!

P.S. При чтении англоязычных материалов по этой тематике в тексте могут встречаться специальные термины. Вот перевод некоторых из них:

Angled peg head - наклонная головка грифа
Back-bowed neck - выпуклый гриф
Body - корпус инструмента
Bolt-on neck - крепление грифа на болтах
Bridge - струнодержатель, "машинка"
Bridge pickup - звукосниматель, установленный у струнодержателя
Fret - ладовый порожек
Fretboard - накладка грифа
Neck - гриф
Neck pickup - звукосниматель у грифа
Neck relief - прогиб грифа
Nut - верхний ("нулевой") порожек
Pickup - звукосниматель
Saddle - седло струнодержателя
Straight neck - прямой гриф
String action - расстояние между струной и ладовым порожком
String gauge - диаметр, "калибр" струны
Truss-rod - анкерный стержень
Truss-rod nut - гайка анкера
Up-bowed neck - вогнутый гриф

 

Роджер Садовски. Настройка для богатых и знаменитых.

Если вы наберёте в адресной строке браузера www.sadowsky.com, то сможете увидеть, почему Роджер Садовски является величайшим в мире бас-гитарным мастером. Его высококлассные инструменты в духе Fender - одни из наиболее востребованных. (Просто попробуйте найти одного такого красавца в магазинах подержанных инструментов - там их просто нет). Sadowsky Guitars, расположенная в самом сердце New York Times Square, регулярно посещается такими знаменитостями, как Уилл Ли, Маркус Миллер и Дэррил Джонс - музыкантами, которые всецело полагаются на Роджера при заказе новых инструментов и сезонной настройке.

"Инструменты необходимо отстраивать несколько раз год, главным образом из-за сезонных изменений" - говорит Садовски. "Гриф выгибается назад (относительно струн) летом, в период повышенной влажности, и в обратную сторону зимой, когда сухо. Полная настройка бас-гитары включает в себя корректировку прогиба грифа, высоты струн над порожком и бриджем, очистку грифа, подстройку интонации, высоты звукоснимателей и проверку электроники. Это похоже на техническое обслуживание автомобиля". Шаг первый - настройка прогиба, который отвечает за кривизну грифа (вы можете определить степень прогиба, посмотрев на накладку грифа со стороны головки). Садовски говорит, что большинство людей считает, что можно достигнуть результата, просто покрутив гайку анкера, но это не так.

!!!_"Единственная причина, по которой нужно регулировать анкер, заключается в том, чтобы сделать гриф достаточно ровным, ПОЧТИ прямым, но с небольшим прогибом. Слишком ровный гриф вызовет дребезг на первых ладах".

Для регулировки прогиба Садовски медленно, на 1/8-ю оборота, ослабляет гайку анкера, и так до тех пор, пока не пропадет дребезг при игре в первых позициях. "После того, как прогиб отстроен, можно приступить к следующему шагу".

Порожек с неточно вырезанными пазами под струны может повлиять на результат, но это влияет только на открытые струны. "После того, как вы прижали струну, порожек перестаёт играть какую-либо роль" - говорит Роджер. "Если порожек слишком высокий, то струны будет тяжело зажимать в первых позициях, а интонация будет нарушена. С другой стороны, если открытая струна дребезжит, но дребезг прекращается при прижатии её на 1-м ладу, то это признак того, что пазы в порожке слишком глубокие. Эти проблемы решаемы. При слишком высоком порожке можно углубить пазы, а при глубоких пазах можно сделать подкладку под основание порожка". После настройки прогиба и высоты порожка настраивается высота струн на струнодержателе (action). "Этот шаг зависит от того, насколько интенсивна игра басиста. Музыкант, извлекающий звук легкими касаниями, нуждается в более низком action, по сравнению с тем, кто буквально "копает" струны". Для регулировки высоты, Роджер прижимает струну на 1-м ладу пальцем или каподастром; это исключает воздействие порожка на высоту струны.

Затем, он измеряет расстояние от вершины 12-го лада до основания струны. Роджер определяет низкий action как 1/16" для струны G и 3/32" для E, а высокий - около 3/32" (G) и 1/8" (E). Установка высоты струн A и D производится с учётом радиуса накладки. "При высоте струны G, равной 1/16", и E, равной 3/32", action для D должен быть около 5/64". Настройка интонации производится путём сравнения высоты флажолета и ноты, извлечённых на 12-ом ладу и смещения седла струнодержателя назад или вперед, в зависимости от результата. И снова - сила атаки и давление пальца на струну - очень важные факторы. "Чем сильнее вы давите на струну, тем выше звучит извлекаемая нота" - замечает Садовски. "Поэтому, если я настраиваю инструмент басиста, склонного к легкому звукоизвлечению, то и сам извлекаю ноты легко, чтобы смоделировать его атаку".

Хотя каждый инструмент индивидуален, Роджер говорит, что при правильно отстроенной интонации существует типичное расположение седел струнодержателя. "Седло струны G наиболее близко к грифу, D позади него, ещё дальше - седло струны A, затем E". В случае с 5-и струнным басом, седло 5-й струны находится после E, но, если струна B имеет открытую центральную жилу (contact core string), то, как правило, седло этой струны располагается ближе к грифу, чем все остальные.

Хорошие струны также играют важную роль. "Если при настроенной интонации седло одной из струн находится "не на своём месте", скажем, седло струны A полностью прижато к краю бриджа, то это может быть одним из признаков плохой струны. Обычно это устраняется заменой струны".

Как крутые профи настраивают свои басы? "Маркус Миллер и Уилл Ли занимают противоположные стороны в плане настройки своих инструментов" - рассказывает Роджер Садовски. "В начале 80-х Маркус играл с удивительно низким action (1/16" G и 3/32" E), но он понял, что бас "не пел" с такой настройкой. Немного подняв струны, Маркус добился более широкого диапазона разборчивости. Десять лет назад Ли, который играет более агрессивно, имел одно из самых высоких action среди всех остальных, с кем я работал; его настройка была 1/8" (G) и 5/32" (E). Но, тем не менее, даже при такой высоте струн он жаловался, что его басы дребезжали слишком сильно!" Теперь Уилл Ли пользуется более разумными установками - 3/32" (G) и 1/8" (E).

Один из известных последних клиентов Роджера Садовски - Джейсон Ньюстед, который недавно заказывал семь басов Садовского: четыре 4-х струнных и три 5-и струнных. "Джейсон очень требовательный басист" - поведал нам Роджер. "Он чувствителен к самым небольшим изменениям в настройке и предпочитает низкий action - от 5/64" до 3/32".

Роджер предостерегает вас от соблазна идеи использования чужих параметров настройки. "Не важно, как настраивают свои басы профессионалы" - говорит он. "Важно то, чтобы настройка ВАШЕГО инструмента соответствовала ВАШЕМУ стилю игры".

1. Проверка прогиба грифа
2. Настройка прогиба
3. Измерение высоты струны над 12-м ладом
4. Настройка высоты струн

Некоторые подробности и рекомендации по настройке бас-гитары

Эти советы написаны, чтобы помочь басистам быстро настроить свой инструмент, но они ни в коем случае не являются единственно верными и полными. Чтобы получить всестороннюю информацию, приобретите превосходные книги, перечисленные в конце. Удачи! Rob.

ШАГ 1: Установка струн

  • Очистка инструмента
  • Измерение радиуса накладки
  • Установка и настройка струн
  • Предварительная настройка интонации (в случае, если были установлены струны другого калибра или типа)

 

ШАГ 2: Проверка прогиба грифа

  • Приложите к ладам длинную линейку
  • Или используйте струну, зажатую одновременно на 1-м и 17-м ладу (для удобства установите каподастр на 1-й лад)
  • Измерьте расстояние между вершиной 8-го лада и струной
  • При необходимости настройте прогиб. Примечание: НИКОГДА не крутите анкер при натянутых струнах!

 

Источник Радиус накладки Измерено на ладу: Прогиб
Fender 7.25"   .014"
Fender 9.5" - 12"   .010"
Fender 15" – 17"   .008"
Dan Erlewine     .008 -.018"
Hideo Kamimoto     .020"

ШАГ 3: Проверка высоты струн

  • Проверьте расстояние между вершиной лада и струной
  • Дуга, образованная вершинами струн, должна повторять радиус накладки, но толстые струны должны быть чуть выше уровня этой дуги

 

Источник Измерено на ладу: Высота струн Со стороны толстых струн Со стороны тонких струн
Fender 7.25"     7/64" 6/64"
Fender 9.5- 12"     6/64" 5/64"
Fender 15-17"     6/64" 5/64"
Warwick     6/64" 6/64"
Gibson     7/64" 5/64"
Kamimoto     6/64" 4/64"
    Высота над порожком    
Fender   .020" (+.002")    
Erlewine (низкий action)   E:.035" A:.030" D: 0.25" G: 0.25"    

ШАГ 4: Проверка высоты звукоснимателей

  • Зажмите струну на последнем ладу и замерьте расстояние между струной и вершиной звукоснимателя
  • Амплитуда колебания струн над звукоснимателем у грифа выше, чем над бриджевым, соответственно, необходимо учитывать этот факт, компенсируя высоту звукоснимателей

 

Высота звукоснимателей по спецификации Fender:

Звукосниматель Fender-типа Под толстыми струнами Под тонкими струнами
Vintage Style 8/64" 6/64"
American Standard 6/64" 5/64"

ШАГ 5: Настройка интонации

  • Сначала проверим дребезг (советы Гарри Уиллиса):
  • Если после того, как вы опустили струны, дребезг проявляется только после 12-го лада, значит, прогиб грифа слишком велик. Необходимо подтянуть анкер.
  • Если дребезг присутствует только на первых пяти ладах, то гриф слишком прямой. Добавьте прогиб, ослабив анкер.
  • Если же струны одинаково дребезжат на всех ладах, то прогиб настроен правильно. Просто поднимите струны.
  • Настройте бас.
  • Извлеките флажолет на 12-м ладу.
  • Извлеките обычную ноту на том же ладу и сравните её звучание с флажолетом.
  • Если нота звучит выше, чем флажолет, то подвиньте седло струнодержателя дальше от грифа.
  • Если же нота звучит ниже флажолета, то подвиньте седло ближе к грифу.
  • Новые струны имеют свойство растягиваться в течение одного или двух дней, поэтому необходимо периодически проверять точность настройки.

 

Примечание: Струны с открытой центральной жилой требуют, чтобы седла струнодержателя были ближе к грифу, чем при использовании обычных струн.

 

Настройка

Я предпочитаю настраивать бас с помощью тюнера. Конечно, это не единственно верный способ; настраиваться можно и по слуху, и по флажолетам, а некоторые басисты практикуют настройку по положению колков:) Тюнер может быть отдельным устройством или компьютерной программой. Один из лучших (на мой взгляд) программных тюнеров можно скачать отсюда. Таблица расположенная ниже, поможет вам максимально точно настроить свой инструмент.

Ноты и соответствующие им частоты (в Герцах)

Нота Суб-контр октава Контр октава Большая октава Малая октава Первая октава Вторая октава
C 16.35 32.70 65.40 130.81 261.6 523.25
C# 17.32 34.65 69.30 138.59 277.18 554.36
D 18.47 36.95 73.91 147.83 293.66 587.32
D# 19.44 38.89 77.78 155.56 311.13 622.26
E 20.61 41.21 82.41 164.81 329.63 659.26
F 21.82 43.65 87.31 174.62 349.23 698.46
F# 23.12 46.25 92.50 185.00 369.99 739.98
G 24.50 49.00 98.00 196.00 392.00 784.00
G# 25.95 51.90 103.80 207.00 415.30 830.60
A 27.50 55.00 110.00 220.00 440.00 880.00
A# 29.13 58.26 116.54 233.08 466.16 932.32
B 30.87 61.74 123.48 246.96 493.88 987.75

Жирным шрифтом отмечены частоты открытых струн для 4-х струнного баса со стандартным строем E-A-D-G, а жирным красным выделена частота дополнительных струн для 5-ти и 6-ти струнных бас-гитар (строй B-E-A-D-G и B-E-A-D-G-C соответственно). При необходимости таблицу можно расширить. Формула проста - частота ноты, умноженная на 2, даст частоту той же ноты октавой выше. Пример: частота ноты A (Ля) третьей октавы - 880*2=1760 Гц.

Относительно настройки интонации:

  • Если ваш инструмент имеет 24 лада или более, то настройка интонации будет более точной, если сравнивать флажолет и ноту, извлеченные на 24-ом ладу.
  • Точность настройки интонации и прогиб грифа необходимо проверять после каждой замены струн, даже если вы поставили струны той же марки, того же калибра и типа. Всё потому, что металл растягивается, и, в итоге, натяжение старого комплекта струн оказывается чуть ниже, чем нового, что не может не сказаться на настройке.
  • Чем больше прогиб грифа и высота струн на порожке и бридже, тем сложнее настроить интонацию (вплоть до полной невозможности точной настройки по всем ладам).
  • Прогиб, высота порожка, натяжение и высота струн влияют на конечное положение седел струнодержателя. Чем выше эти параметры, тем дальше от грифа приходится отодвигать седла. Если вы столкнулись с ситуацией, когда седло струнодержателя максимально отодвинуто от грифа, а нота все равно звучит выше флажолета, то попробуйте уменьшить высоту "проблемной" струны и/или прогиб грифа. С такой ситуацией можно столкнуться, устанавливая струны с высоким натяжением (как правило, это струны с калибром больше "стандартного".045-.105 или струны с толстым сердечником. Некоторые производители, например D\'Addario, указывают натяжение каждой струны на упаковке).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: