Пресс релиз «Вода со вкусом Кока-Колы»




Резюме по проекту «Coca-Cola»

Группа: Александр Беликов, Алина Шкарупа, Вячеслав Саунин, Дмитрий Жуйков.

Описание проблемной ситуации

Компания «Coca-Cola» желает приобрести своего конкурента «Карачинский источник» полностью или отдельные направления бизнеса на ключевом сегменте деятельности компании – безалкогольные напитки. На рынке действуют нормы антимонопольного регулирования, поэтому компании необходимо оставаться в рамках нормы концентрации. Чтобы произвести поглощение, необходимо показать, что конкурентная ситуация на рынке деятельности не ухудшится после сделки.

Цели исследования

Оценить уровни концентрации российского рынка бутилированной воды (в зависимости от определения продуктовых границ товарного рынка) до и после возможного приобретения компанией «Coca-Cola» компании «Карачинский источник».

Задачи исследования
1. Описание основных показателей (и их формул), используемых ФАС с целью контроля концентрации на рынке.
2. Определение продуктовых границ рынка для расчета показателей концентрации рынка.
3. Расчет индексов концентрации ФАС согласно определенным продуктовым границам рынка до слияния компаний.
4. Аналогичный расчет индексов после потенциального слияния компаний.
5. Заключение относительно уровня концентрации на рынке после слияния компаний.
Источники данных
1. Приказ ФАС №220 от 28.04.2010 – формулы расчета индексов концентрации.
2. Euromonitor Passport – данные об объеме проданной продукции безалкогольной продукции в разбивке по брендам и компаниям за 2015 год для расчета долей.
Заказчик
Компания Coca-Cola Refreshments ZAO.
Исполнитель
Студенты 3-го курса факультета экономики НИУ ВШЭ.

Границы рынка

Рынок бутилированной воды исследовался при учете следующих продуктовых границ: как рынок бутилированной воды и как рынок безалкогольных напитков. Более узкое определение рынка не используется официальными органами, одновременно с этим понятно, что шире, чем безалкогольный рынок границы определить невозможно. Таким образом, потенциально компания может встретиться только с этими двумя трактовками рынка со стороны официальных органов.

Методология расчетов

В анализе использовались индексы рыночной концентрации, регламентированные ФАС (приказ №220 от 28.04.2010).
1. Коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей крупнейших компаний на товарном рынке, выраженная в процентах. Данный индекс рассчитывается по следующей формуле: , где D – доля i-ой крупнейшей компании, n - число рассматриваемых крупнейших компаний, действующих на определенном товарном рынке.

2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Представляет собой сумму квадратов долей (выраженных в процентах) всех присутствующих компаний на данном товарном рынке. Рассчитывается согласно следующей формуле: , где D – доля i-ой компании, N – общее количество компаний, присутствующих на рынке.


В документе ФАС также регламентирует три различных уровня конкуренции в зависимости от размера индексов концентрации CR и HHI. Выделяют следующие границы:

 

Уровень концентрации CR HHI
низкий   ≤45%   ≤1000
умеренный   45%-69%   1000-1999
высокий   70% - 100%   2000-10000

 

Результаты исследования

Мы подсчитали, что вне зависимости от трактовки границ рынка показатели остаются в рамках нормы:

 

Безалкогольные   Вода
До слияния   До слияния
CR(3) HHI   CR(3) HHI
33.81% 522.29   19.74% 236.04
После слияния   После слияния
CR(3) HHI   CR(3) HHI
35.78% 582.77   23.64% 307.37

 

 

Как можно видеть, после слияния при обеих трактовках рынка показатели концентрации возрастают, но остаются существенно ниже нормы. Показатель HHI в данном случае занижен, так как были исключены мелкие производители безалкогольной продукции. Тем не менее, из-за их мелких долей потерянная доля может составлять не более половины от фактического показателя, что все равно не позволит превысить барьер в 1000.

Показатели CR3 и HHI на рынке безалкогольной продукции существенно выше из-за наличия крупных брендов как Кока-Кола и Пепси.

Рекомендации

Coca-cola может произвести покупку компании «Карачинский источник» при низком риске санкций со стороны ФАС. Наши расчеты показали, что нет оснований полагать существенное уменьшение конкуренции на рынке при любых трактовках товарных границ рынка.

Тем не менее, для минимизации риска дальнейших санкций и возможности производить поглощения и в дальнейшем, нами рекомендуется дистанцироваться от общего рынка безалкогольной продукции к более частным. Таким образом, даже если в будущем общий рынок не будет попадать под границы конкуренции ФАС, останется возможным расширение на частных


 

Пресс релиз «Вода со вкусом Кока-Колы»

Команда учащихся ВШЭ произвела исследования по состоянию рынка воды России и возможности расширения присутствия на нем компанией Кока-Кола.

Главным сдерживающим фактором слияний и поглощений является закон о защите конкуренции, который регламентирует, что нужно оставаться в рамках допустимых норм по двум показателям: CR3 и HHI. Мы рассчитали данные показатели на основе доступных данных и пришли к выводу, что на данный момент они достаточно низки, а если Coca-cola купит своего конкурента «Карачинский источник», то у ФАС не может быть оснований для предъявления претензий:

Безалкогольные   Вода
До слияния   До слияния
CR(3) HHI   CR(3) HHI
33.81% 522.29   19.74% 236.04
После слияния   После слияния
CR(3) HHI   CR(3) HHI
35.78% 582.77   23.64% 307.37

 

В левой таблице указаны нормативные показатели для рынка безалкогольной продукции на основе данных Euromonitor Passport, в правой – для рынка бутилированной воды.

На основе данных, полученных из ФАС, можно наблюдать, что оба данных показателя попадают в категорию низкой концентрации:

Уровень концентрации CR HHI
низкий ≤45% ≤1000
умеренный 45%-69% 1000-1999
высокий 70% - 100% 2000-10000

 

Заметим при этом, что HHI в нашем случае несколько занижен, так как нет возможности получить информацию о мелких игроках. Тем не менее, из-за природы показателей, данное опущение не может увеличить HHI в более чем полтора раза, а на CR3 вообще не оказывает влияния.

Даже при пессимистической оценке упущенных долей рынка, нельзя прийти к значимому уровню показателей.

Мы рекомендуем Coca-Cola осуществить поглощение, делая акцент на расширении в подрынке, что позволит компании избежать претензий и в дальнейшем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: