Анжелы Григорьевны Концевенко




Отчет

О организации и проведении коррекционно-развивающей работы

Педагога-психолога ГБПОУ КК КМСК

Анжелы Григорьевны Концевенко

1 РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (группа 96-М)

Содержание работы по формированию жизнестойкости и стрессоустойчивости обучающихся, направлено на совершенствование и систематизацию мероприятий по организации профилактической и коррекционной работы в целях предотвращения суицидальных попыток и профилактики девиантного поведения.

Для повышения у обучающихся уровня жизнестойкости (прежде всего за счет развития контроля и принятия риска) коррекционно-развивающая работа направлении строится поэтапно;

- Проведение входной диагностики, направленной на изучение уровня тревожности, самооценки, адаптации, коммуникативных способностей, жизнестойкости студентов.

- Составление списка студентов, относящихся к «группе риска» (по результатам работы с личными делами студентов и итогам входной диагностики)

- Проведение мероприятий., направленных на формирование навыков жизнестойкости обучающихся.

- Проведение итоговой диагностики, направленной на определение уровня самооценки, тревожности, адаптации к обучению в колледже, коммуникативных способностей, толерантности, жизнестойкости студентов, социальной адаптированности обучающихся.

Для исследования жизнестойкости в колледже проводится диагностика на основе англоязычного опросника жизнестойкости (Hardiness Survey), разработанный американским психологом Сальваторе Мадди, и адаптированный Д.А. Леонтевым.Опросник, включаюет в себя 45 вопросов и 4 варианта ответов и 3 шкалы: Вовлеченность, контроль и принятие риска.

Результаты исследования отражены в табл.

  До коррекционно-развивающей работы После коррекционно-развивающей работы
Вовлеченнность 31,8 36,8
Контроль 24,1  
Принятие риска 16, 6 18, 2
Жизнестойкость 72, 4 98, 1

 

Исследование доказывает, что коррекционно-развивающая работа проводимая системно и комплексно у подростков повышает уровень жизнестойкости, прежде всего за счет развития контроля и принятия риска.

№ п/п Содержание работы(мероприятия) Результат Сроки проведения
  Диагностика самооценки, тревожности Определение уровня самооценки, тревожности с целью выявления обучающихся «группы риска»/ Сентябрь 2016г
  Диагностика сформированности коммуникативной компетентности и организаторских способностей студентов (новый набор) Выявление начального уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся с целью составления плана дальнейшего совершенствования данной компетентности/ Октябрь 2017г
  Диагностика уровня адаптации студентов Выявление обучающихся, имеющих низкий уровень адаптации с последующим проведением коррекции Ноябрь 2016г.
  Часы общения «Теперь мы студенты КМСК», «Моя группа – моя крепость» Обеспечение обучающимся возможности познакомиться друг с другом, со своей будущей профессией. Создание условий, необходимых для начала формирования коллектива группы; развития у подростков навыков взаимодействия с коллективом группы и куратором; создания психологической атмосферы, способствующей самопознанию и саморазвитию личности обучающихся / Ноябрь 2016г
  Занятие «Формулировка цели. Главные цели и определение временных границ. Оценка ресурсов и препятствий» Формирование у обучающихся навыков целеполагания и планирования собственной жизни Ноябрь 2016г
  Час общения «Круг помощи» Развитие у обучающихся навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы Февраль 2017г
  Родительское собрание по теме «Особенности процесса формирования навыков жизнестойкости и профилактики антивитального поведения студентов в период адаптации» Повышение психологической грамотности родителей по вопросам формирования и развития жизнестойкости своих детей, профилактики и оказания психологической помощи подростку с суицидальными намерениями Декабрь 2016г
  Занятие с элементами тренинга «Как преодолевать тревогу» Снижение уровня тревожности подростков Ноябрь 2016г
  Час общения «Я все смогу!» Раскрытие внутренних резервов личности Декабрь 2016г

 

Проведено анекетирование обучающихся группы с целью нахождения возможной психологической проблемы. Анкета из 12 вопросов.

Респондент Удовлетворенность своей учебой (как одна из значимых сторон жизни на сегодняшний день) Отмечалось ли ранее девиантное поведение Возможное наличие психотравмирующего фактора Состав семьи, благополучие* Экстраверт/Интроверт Опыт общение с психологом
Максим Б. да нет нет Неполная, благополучная интроверт нет
Вячеслав да нет нет Полная, благополучная экстраверт нет
Дмитрий Д. да нет да Полная, неблагополучная экстраверт нет
Олег да нет да Полная, благополучная экстраверт да
Кирилл да да да Полная, благополучная экстраверт нет
Дмитрий Т. да нет да Полная, неблагополучная экстраверт нет
Сергей П. да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Александр И. да нет нет Полная, благополучная экстраверт нет
Денис да нет да Полная, благополучная интроверт да
Александр Л. да нет да Полная, благополучная интроверт да
Глеб да нет нет Полная, благополучная экстраверт нет
Данил да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Дмитрий да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Артём да нет да Полная, неблагополучная экстраверт нет
Роман да нет да Полная неблагополучная интроверт нет
Илья да нет да Неполная, благополучная экстраверт нет
Кирилл Д. да да да Полная, неблагополучная интроверт нет
Александр К. да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Максим да нет да Полная, неблагополучная экстраверт да
Антон да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Владислав да нет да Неполная, благополучная экстраверт нет
Дмитрий Е. да нет да Полная, благополучная экстраверт нет
Сергей Е. да нет   нет Полная, благополучная интроверт нет
    8,7% 78,26% 39,13%   17,39%

*- здесь имеется в виду, возможное наличие психологических проблем в семье (а не социальный статус)

 

 

Анализ анкетирования выявил наличие социальных предпосылок: воспитание в неполной семье, воспитание опекунами (бабушкой, дедушкой), воспитание в семье с одним неродным родителем (мачехой, отчимом).

Была проведена модифицированная методика исследования "Незаконченные предложения"

 

 

 

У несовершеннолетних обучающихся группы присутствуют ценности, принятые в обществе, - познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни. Подростки убеждены в своей нужности в обществе, возможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия.

 

 


По проведенному анализу можно сделать вывод, что поставленные задачи в направлении психопрофилактической по развитию жизнестойкости и стрессоустойчивости личности у обучающихся в колледже реализуются в полном объеме и имеют положительную динамику.Большинство (98,1%) подростков проявляют высокий уровень развития компонентов жизнестойкости, что является положительным показателем, свидетельствующим об умении подростков при необходимости включиться в борьбу со стрессовыми обстоятельствами.

 


4 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (группа 95-М)

Изучение нравственных качеств обучающихся группы (25 человек)

Гражданственность Патриотизм Коллективизм Трудолюбие Идейность Взаимопомощь
65% 76% 64% 84% 59% 87%

С помощью данного анкетирования было выяснено, какие нравственные ценности подростки ценят в людях, и применительно к себе в том числе.

Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся (проводились в течение всего учебного года; совместно с преподавателми колледжа)

Направление Мероприятия (дата)
   
Патриотический цикл Межнациональная толерантность Любовь к семье и своей истории Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание нравственных чувств и этического сознания : Кл.час «День защитника Отечества» (23 февраля) Лекторий: «Женская поэзия и проза» (к 8 марта) Кл.час: «Поклонимся великим тем годам» (Ко Дню Победы) Кл.час: «Международный день семьи»(15 мая) Лекция: «Всемирный день без табака»(31 мая) Кл.час: «День России» (12 июня) Кл.час: «Страницы истории нашего государства»(4 ноября – День народного единства) Беседа: «Международный день отказа от курения»(15 ноября) Диспут: «Всемирный день борьбы со СПИДом»(1 декабря) Кл.час: «День конституции РФ» (12 декабря) Кл час:День воинской славы России(День снятия блокады города Ленинграда)» (27 января) Беседа: «День воинской славы России(разгром фашистских войск под Сталинградом)» (2 февраля) Открытое мероприятие: «Поклонимся великим тем годам» (к 9 мая)   «Международный день терпимости»(16 ноября) Дискуссия:«Где учат любить…»   .«Ты и твоя фамилия» .«Что в имени моем?»     Участие в спортивных соревнованиях в колледже Кружки по интересам (привлечение) Кл.часы: «Мое здоровье»; ««Я выбираю спорт»     Кл.час «Взаимопомощь» Кл.час: «Моя воспитанность» Кл.час: «Нет-сквернословию»

В качестве методики изучения духовно-нравственного опыта обучающихся группы использовался опросник «Жизненные цели» (Э. Диси, Р. Райн в адаптации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова). Для выбора подросткам было предложено 15 жизненных целей. Требовалось расположить их в порядке значимости лично для каждого подростка.

 

№п/п Наименование жизненной цели Ранг
  Свобода, открытость и демократия в обществе  
  Безопасность и защищенность  
  Служение людям  
  Власть и влияние  
  Известность  
  Автономность  
  Материальный успех  
  Богатство духовной культуры  
  Личностный рост  
  Здоровье  
  Привязанность и любовь  
  Привлекательность  
  Чувственные удовольствия и наслаждения  
  Межличностные контакты и общение  
  Богатая духовно-религиозная жизнь  

 

В качестве ценностей, имеющих личностное значение для студентов (1–5-е ранговые места), выступают: «здоровье», «личностный рост», «привязанность и любовь», «безопасность и защищенность», «материальный успех». Такие нравственные ценности, как «богатство духовно-нравственной культуры», «межличностные контакты», «служение людям», «свобода, открытость и демократия в обществе», «богатая духовно-религиозная жизнь», не получили достаточного признания у обучающихся.

 

Для диагностики сформированности ценностно-смысловой компетентно- сти студентов использовался комплекс методик: морфологический тест жиз- ненных ценностей (В.Ф. Ионов, Л.В. Карпушина), ценностный опросник С. Шварца.

 

 

 

В числе наиболее важных ценностей названы: «чувство собственного достоинства», «интересная жизнь», «социальная справедливость», «духовная жизнь».

Положительные результаты исследования в данной группе дают нам возможность говорить о высоких результатах при проведении групповой коррекционно-развивающей работы по развитию духовно-нравственного и морального развития личности.

 


3 развитие социальных навыков, сплочение коллектива (группа 96-М)

Групповая коррекционно-развивающая работа в колледже ведется по двум направлениям:

-развивающая, направленная на всех подростков в группе

- психокоррекционная, ориентированную на устранение проблем определенных линий развития, выявленных в учебной группе.

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении включает в себя проведение групповых тренинговых занятий (на сплочение, развитие навыков общения, разрешения конфликтов, развитие уверенности в себе, творческих качеств личности, самопознание и саморазвитие) и занятий по результатам диагностики и запросам.

 

№п/п Направление работы Мероприятия
  Цикл адаптационных тренингов среди групп 1 курса с целью повышения групповой сплоченности и адаптации в новом коллективе. Тренинг «Знакомство» Тренинг «Умеем ли мы общаться» Тренинг «Командное взаимодействие»
  Коррекция сферы межличностных отношений подростков Тренинг направленный на формирование навыков межличностного взаимодействия,снятию страхов и барьеров. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»  
  Развитие социальных навыков подростков Тренинг «Я и мои ценности»
  Обучающая психодиагностика – групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация Методика «Уровень эмпатии»Бойко В.В. Анкеты Опросники Кл.час: «Человек среди людей» Мастер-класс «Человек – творец самого себя» Классный час«Мой внутренний мир или познай самого себя!» Кл.час «Единство непохожих»
  Общеколледжные психологические программы – психологические олимпиады, конкурсы,соревнования и игры психологического содержания, акции Круглый стол «Психология жизненного успеха» Составление коллажа «Мы в будущем» Акция «Неделя психологии» Акция «День доброты» Акция «3 дня без интернета»

 

Первичные показатели перед проведением тренинговой коррекционно-развивающей работы (на примере групп «Машинист локомотива»):

данные на 10.10.2016г

 

  Гр.96-М Гр 95-М Гр. 101-М
целеустремленность. 23% 21% 29%
ответственность 34% 39% 27%
высокая взаимная требовательность 23% 15% 18%
согласованность действий в решении поставленных задач. 14% 17% 23%
единство руководства 17% 23% 31%
равноправие членов коллектива. 19% 14% 20%

 

Показатели, после проведенной коррекционно-развивающей работы по сплочения коллектива групп (данные на 10.04.1017г)

  Гр.96-М Гр 95-М Гр. 101-М
целеустремленность. 63% 71% 59%
ответственность 74% 79% 57%
высокая взаимная требовательность 63% 65% 48%
согласованность действий в решении поставленных задач. 64% 67% 43%
единство руководства 57% 73% 41%
равноправие членов коллектива. 89% 84% 60%

 

 

Результаты эффективности развивающей работы

с обучающимися ГБПОУ КК КМСК в данном направлении

Критерии эффективности
Комфортность эмоционально-психологического климата в группах Тревожность (личностная, самооценочнпя) Не конфликтность Коммуникабельность
2015/2016 2016/2017 2015/2016 2016/2017 2015/2016 2016/2017 2015/2016 2016/2017
60% 75% 24% 18% 56% 67% 58% 84%

 

Сводные данные

до проведения коррекционно-развивающей работы в гр 96-М «Машинист локомотива» 1 курс (19.10.2016г.) Опресник Баса-Дарки

Респондент Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
Максим Б. 7 (10) 3 (9) 8 (11) 4 (5) 4 (10) 7 (10) 11 (13) 6 (9)
Вячеслав 3 (10) 2 (9) 2 (11) 3 (5) 5 (10) 3 (10) 8 (13) 7(9)
Дмитрий Д. 5 (10) 3 (9) 3 (11) 1 (5) 1 (10) 7 (10) 10 (13) 5 (9)
Олег 5 (10) 1 (9) 3 (11) 0 (5) 1 (10) 4 (10) 4 (13) 3 (9)
Кирилл У. 9 (10) 6 (9) 4 (11) 4 (5) 2 (10) 3 (10) 9 (13) 4 (9)
Дмитрий Т. 9 (10) 7 (9) 5 (11) 4 (5) 6 (10) 7 (10) 9 (13) 4 (9)
Сергей П. 9 (10) 7 (9) 6 (11) 2 (5) 1 (10) 5 (10) 10 (13) 6 (9)
Александр И. 1 (10) 1 (9) 0 (11) 2 (5) 0 (10) 3 (10) 2 (13) 4 (9)
Денис 5 (10) 4 (9) 4 (11) 2 (5) 1 (10) 1(10) 11 (13) 7 (9)
Александр Л. 7 (10) 5 (9) 3 (11) 0 (5) 3 (10) 4 (10) 4 (13) 7 (9)
Глеб Я. 2 (10) 1 (9) 0 (11) 2 (5) 0 (10) 3 (10) 4 (13) 6 (9)
Данил П. 6 (10) 4 (9) 0 (11) 2 (5) 1 (10) 3 (10) 4 (13) 3 (9)
Дмитрий С. 5 (10) 3 (9) 1 (11) 1 (5) 0 (10) 4 (10) 3 (13) 9 (9)
Артём Г. 9 (10) 3 (9) 6 (11) 4 (5) 3 (10) 6 (10) 9 (13) 7 (9)
Роман 9 (10) 3 (9) 4 (11) 2 (5) 3 (10) 5 (10) 6 (13) 6 (9)
Илья 10 (10) 3 (9) 5 (11) 4 (5) 5 (10) 7 (10) 7 (13) 5 (9)
Кирилл Д. 8 (10) 6 (9) 4 (11) 2 (5) 4 (10) 3 (10) 13 (13) 8 (9)
Александр К. 5 (10) 3 (9) 4 (11) 2 (5) 1 (10) 7 (10) 4 (13) 2 (9)
Максим М. 9 (10) 4 (9) 5 (11) 2 (5) 5 (10) 5 (10) 6 (13) 6 (9)
Антон Г. 6 (10) 3 (9) 0 (11) 1 (5) 2 (10) 6 (10) 9 (13) 6 (9)
Владислав 4 (10) 4 (9) 3 (11) 2 (5) 0 (10) 1 (10) 10 (13) 9 (9)
Дмитрий Е. 6 (10) 5 (9) 2 (11) 1 (5) 2 (10) 4 (10) 4 (13) 7 (9)
Сергей Е. 5 (10) 4 (9) 5 (11) 4 (5) 2 (10) 3 (10) 8 (13) 8 (9)
  56,50% 26,08% 13,04% 30,40% 4,30% 30,40% 56,50% 73,90%

 

 

Сводные данные

после проведения коррекционно-развивающей работы в гр 96-М «Машинист локомотива» 1 курс (27.04.2017г.)

Респондент Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
Максим Б. 4 (10) 3 (9) 5 (11) 2 (5) 42(10) 4 (10) 5 (13) 63(9)
Вячеслав 3 (10) 2 (9) 2 (11) 3 (5) 5 (10) 3 (10) 4 (13) 3(9)
Дмитрий Д. 5 (10) 3 (9) 3 (11) 1 (5) 1 (10) 7 (10) 5(13) 3 (9)
Олег 5 (10) 1 (9) 3 (11) 0 (5) 1 (10) 4 (10) 4 (13) 3 (9)
Кирилл У. 5 (10) 64(9) 4 (11) 4 (5) 2 (10) 3 (10) 5 (13) 4 (9)
Дмитрий Т. 4 (10) 5 (9) 5 (11) 4 (5) 6 (10) 6 (10) 95(13) 4 (9)
Сергей П. 6 (10) 4 (9) 5 (11) 2 (5) 1 (10) 5 (10) 6 (13) 4 (9)
Александр И. 1 (10) 1 (9) 0 (11) 2 (5) 0 (10) 3 (10) 2 (13) 4 (9)
Денис 5 (10) 4 (9) 4 (11) 2 (5) 1 (10) 1(10) 5 (13) 4 (9)
Александр Л. 4(10) 4(9) 3 (11) 0 (5) 3 (10) 4 (10) 4 (13) 3 (9)
Глеб Я. 2 (10) 1 (9) 0 (11) 2 (5) 0 (10) 3 (10) 4 (13) 2 (9)
Данил П. 4(10) 4 (9) 0 (11) 2 (5) 1 (10) 3 (10) 4 (13) 3 (9)
Дмитрий С. 5 (10) 3 (9) 1 (11) 1 (5) 0 (10) 4 (10) 3 (13) 5 (9)
Артём Г. 3 (10) 3 (9) 6 (11) 4 (5) 3 (10) 4(10) 4 (13) 3 (9)
Роман 5 (10) 3 (9) 4 (11) 2 (5) 3 (10) 5 (10) 6 (13) 6 (9)
Илья 4 (10) 3 (9) 5 (11) 4 (5) 5 (10) 4 (10) 5 (13) 5 (9)
Кирилл Д. 7 (10) 6 (9) 4 (11) 2 (5) 4 (10) 3 (10) 13 (13) 8 (9)
Александр К. 5 (10) 3 (9) 4 (11) 2 (5) 1 (10) 3(10) 4 (13) 2 (9)
Максим М. 5 (10) 4 (9) 5 (11) 2 (5) 5 (10) 5 (10) 5(13) 2 (9)
Антон Г. 3 (10) 3 (9) 0 (11) 1 (5) 2 (10) 5(10) 4 (13) 1 (9)
Владислав 4 (10) 4 (9) 3 (11) 2 (5) 0 (10) 1 (10) 5 (13) 9 (9)
Дмитрий Е. 6 (10) 5 (9) 2 (11) 1 (5) 2 (10) 4 (10) 4 (13) 7 (9)
Сергей Е. 5 (10) 4 (9) 5 (11) 4 (5) 2 (10) 3 (10) 3 (13) 6 (9)

Таким образом, на примере группы 96-М, можно сделать вывод, что вся проведенная коррекционно-развивающая работа в направлении сплочения коллектива способствует так же снижению показателей индекса агрессивных и враждебных реакций.

 

Социометрическое исследование до проведения коррекционно-развивающей работы по сплочению коллектива и развитию социальных навыков.

Социометрическое исследование после проведения коррекционно-развивающей работы по сплочению коллектива и развитию социальных навыков.

По проведенному анализу можно сделать вывод, что поставленные задачи в направлении психопрофилактической работы сплочению коллектива и развитию социальных навыков у обучающихся в колледже реализованы в полном объеме и имеют положительную динамику.

 

 

Директор ГБПОУ КК КМСК Т.Н.Колодочка

 

 

Педагог-психолог А.Г.Концевенко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: