Отчет
О организации и проведении коррекционно-развивающей работы
Педагога-психолога ГБПОУ КК КМСК
Анжелы Григорьевны Концевенко
1 РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (группа 96-М)
Содержание работы по формированию жизнестойкости и стрессоустойчивости обучающихся, направлено на совершенствование и систематизацию мероприятий по организации профилактической и коррекционной работы в целях предотвращения суицидальных попыток и профилактики девиантного поведения.
Для повышения у обучающихся уровня жизнестойкости (прежде всего за счет развития контроля и принятия риска) коррекционно-развивающая работа направлении строится поэтапно;
- Проведение входной диагностики, направленной на изучение уровня тревожности, самооценки, адаптации, коммуникативных способностей, жизнестойкости студентов.
- Составление списка студентов, относящихся к «группе риска» (по результатам работы с личными делами студентов и итогам входной диагностики)
- Проведение мероприятий., направленных на формирование навыков жизнестойкости обучающихся.
- Проведение итоговой диагностики, направленной на определение уровня самооценки, тревожности, адаптации к обучению в колледже, коммуникативных способностей, толерантности, жизнестойкости студентов, социальной адаптированности обучающихся.
Для исследования жизнестойкости в колледже проводится диагностика на основе англоязычного опросника жизнестойкости (Hardiness Survey), разработанный американским психологом Сальваторе Мадди, и адаптированный Д.А. Леонтевым.Опросник, включаюет в себя 45 вопросов и 4 варианта ответов и 3 шкалы: Вовлеченность, контроль и принятие риска.
Результаты исследования отражены в табл.
До коррекционно-развивающей работы | После коррекционно-развивающей работы | |
Вовлеченнность | 31,8 | 36,8 |
Контроль | 24,1 | |
Принятие риска | 16, 6 | 18, 2 |
Жизнестойкость | 72, 4 | 98, 1 |
Исследование доказывает, что коррекционно-развивающая работа проводимая системно и комплексно у подростков повышает уровень жизнестойкости, прежде всего за счет развития контроля и принятия риска.
№ п/п | Содержание работы(мероприятия) | Результат | Сроки проведения |
Диагностика самооценки, тревожности | Определение уровня самооценки, тревожности с целью выявления обучающихся «группы риска»/ | Сентябрь 2016г | |
Диагностика сформированности коммуникативной компетентности и организаторских способностей студентов (новый набор) | Выявление начального уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся с целью составления плана дальнейшего совершенствования данной компетентности/ | Октябрь 2017г | |
Диагностика уровня адаптации студентов | Выявление обучающихся, имеющих низкий уровень адаптации с последующим проведением коррекции | Ноябрь 2016г. | |
Часы общения «Теперь мы студенты КМСК», «Моя группа – моя крепость» | Обеспечение обучающимся возможности познакомиться друг с другом, со своей будущей профессией. Создание условий, необходимых для начала формирования коллектива группы; развития у подростков навыков взаимодействия с коллективом группы и куратором; создания психологической атмосферы, способствующей самопознанию и саморазвитию личности обучающихся / | Ноябрь 2016г | |
Занятие «Формулировка цели. Главные цели и определение временных границ. Оценка ресурсов и препятствий» | Формирование у обучающихся навыков целеполагания и планирования собственной жизни | Ноябрь 2016г | |
Час общения «Круг помощи» | Развитие у обучающихся навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы | Февраль 2017г | |
Родительское собрание по теме «Особенности процесса формирования навыков жизнестойкости и профилактики антивитального поведения студентов в период адаптации» | Повышение психологической грамотности родителей по вопросам формирования и развития жизнестойкости своих детей, профилактики и оказания психологической помощи подростку с суицидальными намерениями | Декабрь 2016г | |
Занятие с элементами тренинга «Как преодолевать тревогу» | Снижение уровня тревожности подростков | Ноябрь 2016г | |
Час общения «Я все смогу!» | Раскрытие внутренних резервов личности | Декабрь 2016г |
Проведено анекетирование обучающихся группы с целью нахождения возможной психологической проблемы. Анкета из 12 вопросов.
Респондент | Удовлетворенность своей учебой (как одна из значимых сторон жизни на сегодняшний день) | Отмечалось ли ранее девиантное поведение | Возможное наличие психотравмирующего фактора | Состав семьи, благополучие* | Экстраверт/Интроверт | Опыт общение с психологом |
Максим Б. | да | нет | нет | Неполная, благополучная | интроверт | нет |
Вячеслав | да | нет | нет | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Дмитрий Д. | да | нет | да | Полная, неблагополучная | экстраверт | нет |
Олег | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | да |
Кирилл | да | да | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Дмитрий Т. | да | нет | да | Полная, неблагополучная | экстраверт | нет |
Сергей П. | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Александр И. | да | нет | нет | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Денис | да | нет | да | Полная, благополучная | интроверт | да |
Александр Л. | да | нет | да | Полная, благополучная | интроверт | да |
Глеб | да | нет | нет | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Данил | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Дмитрий | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Артём | да | нет | да | Полная, неблагополучная | экстраверт | нет |
Роман | да | нет | да | Полная неблагополучная | интроверт | нет |
Илья | да | нет | да | Неполная, благополучная | экстраверт | нет |
Кирилл Д. | да | да | да | Полная, неблагополучная | интроверт | нет |
Александр К. | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Максим | да | нет | да | Полная, неблагополучная | экстраверт | да |
Антон | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Владислав | да | нет | да | Неполная, благополучная | экстраверт | нет |
Дмитрий Е. | да | нет | да | Полная, благополучная | экстраверт | нет |
Сергей Е. | да | нет | нет | Полная, благополучная | интроверт | нет |
8,7% | 78,26% | 39,13% | 17,39% |
*- здесь имеется в виду, возможное наличие психологических проблем в семье (а не социальный статус)
Анализ анкетирования выявил наличие социальных предпосылок: воспитание в неполной семье, воспитание опекунами (бабушкой, дедушкой), воспитание в семье с одним неродным родителем (мачехой, отчимом).
Была проведена модифицированная методика исследования "Незаконченные предложения"
У несовершеннолетних обучающихся группы присутствуют ценности, принятые в обществе, - познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни. Подростки убеждены в своей нужности в обществе, возможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия.
По проведенному анализу можно сделать вывод, что поставленные задачи в направлении психопрофилактической по развитию жизнестойкости и стрессоустойчивости личности у обучающихся в колледже реализуются в полном объеме и имеют положительную динамику.Большинство (98,1%) подростков проявляют высокий уровень развития компонентов жизнестойкости, что является положительным показателем, свидетельствующим об умении подростков при необходимости включиться в борьбу со стрессовыми обстоятельствами.
4 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (группа 95-М)
Изучение нравственных качеств обучающихся группы (25 человек)
Гражданственность | Патриотизм | Коллективизм | Трудолюбие | Идейность | Взаимопомощь |
65% | 76% | 64% | 84% | 59% | 87% |
С помощью данного анкетирования было выяснено, какие нравственные ценности подростки ценят в людях, и применительно к себе в том числе.
Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся (проводились в течение всего учебного года; совместно с преподавателми колледжа)
Направление | Мероприятия (дата) |
Патриотический цикл Межнациональная толерантность Любовь к семье и своей истории Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание нравственных чувств и этического сознания : | Кл.час «День защитника Отечества» (23 февраля) Лекторий: «Женская поэзия и проза» (к 8 марта) Кл.час: «Поклонимся великим тем годам» (Ко Дню Победы) Кл.час: «Международный день семьи»(15 мая) Лекция: «Всемирный день без табака»(31 мая) Кл.час: «День России» (12 июня) Кл.час: «Страницы истории нашего государства»(4 ноября – День народного единства) Беседа: «Международный день отказа от курения»(15 ноября) Диспут: «Всемирный день борьбы со СПИДом»(1 декабря) Кл.час: «День конституции РФ» (12 декабря) Кл час:День воинской славы России(День снятия блокады города Ленинграда)» (27 января) Беседа: «День воинской славы России(разгром фашистских войск под Сталинградом)» (2 февраля) Открытое мероприятие: «Поклонимся великим тем годам» (к 9 мая) «Международный день терпимости»(16 ноября) Дискуссия:«Где учат любить…» .«Ты и твоя фамилия» .«Что в имени моем?» Участие в спортивных соревнованиях в колледже Кружки по интересам (привлечение) Кл.часы: «Мое здоровье»; ««Я выбираю спорт» Кл.час «Взаимопомощь» Кл.час: «Моя воспитанность» Кл.час: «Нет-сквернословию» |
В качестве методики изучения духовно-нравственного опыта обучающихся группы использовался опросник «Жизненные цели» (Э. Диси, Р. Райн в адаптации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова). Для выбора подросткам было предложено 15 жизненных целей. Требовалось расположить их в порядке значимости лично для каждого подростка.
№п/п | Наименование жизненной цели | Ранг |
Свобода, открытость и демократия в обществе | ||
Безопасность и защищенность | ||
Служение людям | ||
Власть и влияние | ||
Известность | ||
Автономность | ||
Материальный успех | ||
Богатство духовной культуры | ||
Личностный рост | ||
Здоровье | ||
Привязанность и любовь | ||
Привлекательность | ||
Чувственные удовольствия и наслаждения | ||
Межличностные контакты и общение | ||
Богатая духовно-религиозная жизнь |
В качестве ценностей, имеющих личностное значение для студентов (1–5-е ранговые места), выступают: «здоровье», «личностный рост», «привязанность и любовь», «безопасность и защищенность», «материальный успех». Такие нравственные ценности, как «богатство духовно-нравственной культуры», «межличностные контакты», «служение людям», «свобода, открытость и демократия в обществе», «богатая духовно-религиозная жизнь», не получили достаточного признания у обучающихся.
Для диагностики сформированности ценностно-смысловой компетентно- сти студентов использовался комплекс методик: морфологический тест жиз- ненных ценностей (В.Ф. Ионов, Л.В. Карпушина), ценностный опросник С. Шварца.
В числе наиболее важных ценностей названы: «чувство собственного достоинства», «интересная жизнь», «социальная справедливость», «духовная жизнь».
Положительные результаты исследования в данной группе дают нам возможность говорить о высоких результатах при проведении групповой коррекционно-развивающей работы по развитию духовно-нравственного и морального развития личности.
3 развитие социальных навыков, сплочение коллектива (группа 96-М)
Групповая коррекционно-развивающая работа в колледже ведется по двум направлениям:
-развивающая, направленная на всех подростков в группе
- психокоррекционная, ориентированную на устранение проблем определенных линий развития, выявленных в учебной группе.
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении включает в себя проведение групповых тренинговых занятий (на сплочение, развитие навыков общения, разрешения конфликтов, развитие уверенности в себе, творческих качеств личности, самопознание и саморазвитие) и занятий по результатам диагностики и запросам.
№п/п | Направление работы | Мероприятия |
Цикл адаптационных тренингов среди групп 1 курса с целью повышения групповой сплоченности и адаптации в новом коллективе. | Тренинг «Знакомство» Тренинг «Умеем ли мы общаться» Тренинг «Командное взаимодействие» | |
Коррекция сферы межличностных отношений подростков | Тренинг направленный на формирование навыков межличностного взаимодействия,снятию страхов и барьеров. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» | |
Развитие социальных навыков подростков | Тренинг «Я и мои ценности» | |
Обучающая психодиагностика – групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация | Методика «Уровень эмпатии»Бойко В.В. Анкеты Опросники Кл.час: «Человек среди людей» Мастер-класс «Человек – творец самого себя» Классный час«Мой внутренний мир или познай самого себя!» Кл.час «Единство непохожих» | |
Общеколледжные психологические программы – психологические олимпиады, конкурсы,соревнования и игры психологического содержания, акции | Круглый стол «Психология жизненного успеха» Составление коллажа «Мы в будущем» Акция «Неделя психологии» Акция «День доброты» Акция «3 дня без интернета» |
Первичные показатели перед проведением тренинговой коррекционно-развивающей работы (на примере групп «Машинист локомотива»):
данные на 10.10.2016г
Гр.96-М | Гр 95-М | Гр. 101-М | |
целеустремленность. | 23% | 21% | 29% |
ответственность | 34% | 39% | 27% |
высокая взаимная требовательность | 23% | 15% | 18% |
согласованность действий в решении поставленных задач. | 14% | 17% | 23% |
единство руководства | 17% | 23% | 31% |
равноправие членов коллектива. | 19% | 14% | 20% |
Показатели, после проведенной коррекционно-развивающей работы по сплочения коллектива групп (данные на 10.04.1017г)
Гр.96-М | Гр 95-М | Гр. 101-М | |
целеустремленность. | 63% | 71% | 59% |
ответственность | 74% | 79% | 57% |
высокая взаимная требовательность | 63% | 65% | 48% |
согласованность действий в решении поставленных задач. | 64% | 67% | 43% |
единство руководства | 57% | 73% | 41% |
равноправие членов коллектива. | 89% | 84% | 60% |
Результаты эффективности развивающей работы
с обучающимися ГБПОУ КК КМСК в данном направлении
Критерии эффективности | |||||||
Комфортность эмоционально-психологического климата в группах | Тревожность (личностная, самооценочнпя) | Не конфликтность | Коммуникабельность | ||||
2015/2016 | 2016/2017 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2015/2016 | 2016/2017 |
60% | 75% | 24% | 18% | 56% | 67% | 58% | 84% |
Сводные данные
до проведения коррекционно-развивающей работы в гр 96-М «Машинист локомотива» 1 курс (19.10.2016г.) Опресник Баса-Дарки
Респондент | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
Максим Б. | 7 (10) | 3 (9) | 8 (11) | 4 (5) | 4 (10) | 7 (10) | 11 (13) | 6 (9) |
Вячеслав | 3 (10) | 2 (9) | 2 (11) | 3 (5) | 5 (10) | 3 (10) | 8 (13) | 7(9) |
Дмитрий Д. | 5 (10) | 3 (9) | 3 (11) | 1 (5) | 1 (10) | 7 (10) | 10 (13) | 5 (9) |
Олег | 5 (10) | 1 (9) | 3 (11) | 0 (5) | 1 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 3 (9) |
Кирилл У. | 9 (10) | 6 (9) | 4 (11) | 4 (5) | 2 (10) | 3 (10) | 9 (13) | 4 (9) |
Дмитрий Т. | 9 (10) | 7 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 6 (10) | 7 (10) | 9 (13) | 4 (9) |
Сергей П. | 9 (10) | 7 (9) | 6 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 5 (10) | 10 (13) | 6 (9) |
Александр И. | 1 (10) | 1 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 3 (10) | 2 (13) | 4 (9) |
Денис | 5 (10) | 4 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 1(10) | 11 (13) | 7 (9) |
Александр Л. | 7 (10) | 5 (9) | 3 (11) | 0 (5) | 3 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 7 (9) |
Глеб Я. | 2 (10) | 1 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 3 (10) | 4 (13) | 6 (9) |
Данил П. | 6 (10) | 4 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 3 (10) | 4 (13) | 3 (9) |
Дмитрий С. | 5 (10) | 3 (9) | 1 (11) | 1 (5) | 0 (10) | 4 (10) | 3 (13) | 9 (9) |
Артём Г. | 9 (10) | 3 (9) | 6 (11) | 4 (5) | 3 (10) | 6 (10) | 9 (13) | 7 (9) |
Роман | 9 (10) | 3 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 3 (10) | 5 (10) | 6 (13) | 6 (9) |
Илья | 10 (10) | 3 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 5 (10) | 7 (10) | 7 (13) | 5 (9) |
Кирилл Д. | 8 (10) | 6 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 4 (10) | 3 (10) | 13 (13) | 8 (9) |
Александр К. | 5 (10) | 3 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 7 (10) | 4 (13) | 2 (9) |
Максим М. | 9 (10) | 4 (9) | 5 (11) | 2 (5) | 5 (10) | 5 (10) | 6 (13) | 6 (9) |
Антон Г. | 6 (10) | 3 (9) | 0 (11) | 1 (5) | 2 (10) | 6 (10) | 9 (13) | 6 (9) |
Владислав | 4 (10) | 4 (9) | 3 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 1 (10) | 10 (13) | 9 (9) |
Дмитрий Е. | 6 (10) | 5 (9) | 2 (11) | 1 (5) | 2 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 7 (9) |
Сергей Е. | 5 (10) | 4 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 2 (10) | 3 (10) | 8 (13) | 8 (9) |
56,50% | 26,08% | 13,04% | 30,40% | 4,30% | 30,40% | 56,50% | 73,90% |
Сводные данные
после проведения коррекционно-развивающей работы в гр 96-М «Машинист локомотива» 1 курс (27.04.2017г.)
Респондент | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
Максим Б. | 4 (10) | 3 (9) | 5 (11) | 2 (5) | 42(10) | 4 (10) | 5 (13) | 63(9) |
Вячеслав | 3 (10) | 2 (9) | 2 (11) | 3 (5) | 5 (10) | 3 (10) | 4 (13) | 3(9) |
Дмитрий Д. | 5 (10) | 3 (9) | 3 (11) | 1 (5) | 1 (10) | 7 (10) | 5(13) | 3 (9) |
Олег | 5 (10) | 1 (9) | 3 (11) | 0 (5) | 1 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 3 (9) |
Кирилл У. | 5 (10) | 64(9) | 4 (11) | 4 (5) | 2 (10) | 3 (10) | 5 (13) | 4 (9) |
Дмитрий Т. | 4 (10) | 5 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 6 (10) | 6 (10) | 95(13) | 4 (9) |
Сергей П. | 6 (10) | 4 (9) | 5 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 5 (10) | 6 (13) | 4 (9) |
Александр И. | 1 (10) | 1 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 3 (10) | 2 (13) | 4 (9) |
Денис | 5 (10) | 4 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 1(10) | 5 (13) | 4 (9) |
Александр Л. | 4(10) | 4(9) | 3 (11) | 0 (5) | 3 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 3 (9) |
Глеб Я. | 2 (10) | 1 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 3 (10) | 4 (13) | 2 (9) |
Данил П. | 4(10) | 4 (9) | 0 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 3 (10) | 4 (13) | 3 (9) |
Дмитрий С. | 5 (10) | 3 (9) | 1 (11) | 1 (5) | 0 (10) | 4 (10) | 3 (13) | 5 (9) |
Артём Г. | 3 (10) | 3 (9) | 6 (11) | 4 (5) | 3 (10) | 4(10) | 4 (13) | 3 (9) |
Роман | 5 (10) | 3 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 3 (10) | 5 (10) | 6 (13) | 6 (9) |
Илья | 4 (10) | 3 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 5 (10) | 4 (10) | 5 (13) | 5 (9) |
Кирилл Д. | 7 (10) | 6 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 4 (10) | 3 (10) | 13 (13) | 8 (9) |
Александр К. | 5 (10) | 3 (9) | 4 (11) | 2 (5) | 1 (10) | 3(10) | 4 (13) | 2 (9) |
Максим М. | 5 (10) | 4 (9) | 5 (11) | 2 (5) | 5 (10) | 5 (10) | 5(13) | 2 (9) |
Антон Г. | 3 (10) | 3 (9) | 0 (11) | 1 (5) | 2 (10) | 5(10) | 4 (13) | 1 (9) |
Владислав | 4 (10) | 4 (9) | 3 (11) | 2 (5) | 0 (10) | 1 (10) | 5 (13) | 9 (9) |
Дмитрий Е. | 6 (10) | 5 (9) | 2 (11) | 1 (5) | 2 (10) | 4 (10) | 4 (13) | 7 (9) |
Сергей Е. | 5 (10) | 4 (9) | 5 (11) | 4 (5) | 2 (10) | 3 (10) | 3 (13) | 6 (9) |
Таким образом, на примере группы 96-М, можно сделать вывод, что вся проведенная коррекционно-развивающая работа в направлении сплочения коллектива способствует так же снижению показателей индекса агрессивных и враждебных реакций.
Социометрическое исследование до проведения коррекционно-развивающей работы по сплочению коллектива и развитию социальных навыков.
Социометрическое исследование после проведения коррекционно-развивающей работы по сплочению коллектива и развитию социальных навыков.
По проведенному анализу можно сделать вывод, что поставленные задачи в направлении психопрофилактической работы сплочению коллектива и развитию социальных навыков у обучающихся в колледже реализованы в полном объеме и имеют положительную динамику.
Директор ГБПОУ КК КМСК Т.Н.Колодочка
Педагог-психолог А.Г.Концевенко