Развитие менеджмента на предприятиях сферы услуг




 

Объективная необходимость управления бытовым обслуживанием населения вытекает из природы крупного производства вообще. Как и любой другой непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, труд работников бытового обслуживания нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает слаженность и согласованность в работе предприятия и выполняет общие функции. Бурное развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, развитие концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, внедрение новой техники и технологии выполнения работ, совершенствование организации производства и труда, рост квалификации и профессионального мастерства работников не только непрерывно повышают роль управления, но и ведут к трансформации управленческого труда на предприятиях бытового обслуживания населения в особого рода деятельность, отличную от непосредственного производства услуг.

По мере укрупнения масштабов производства, увеличения объемов и улучшения качества услуг, повышения культуры обслуживания потребителей управление все усложняется и дифференцируется, становится прерогативой специально создаваемых органов, осуществляющих общее и линейное руководство хозяйственной деятельностью, обеспечивающих технико-технологическое, социально-экономическое и финансовое развитие предприятия.

В условиях рынка услуг и многоукладной экономики, когда в конкурентной борьбе функционируют специализированные и комплексные предприятия различных организационно-правовых форм, управление в бытовом обслуживании населения приобретает качественно новое содержание в виде менеджмента.

Менеджмент - искусство управления предприятием бытового обслуживания в условиях рыночных отношений - представляет собой целенаправленное воздействие на условия и факторы производства с целью достижения лучших результатов хозяйственной деятельности с меньшими затратами ресурсов.

Менеджмент бывает производственный, связанный с управлением инновациями, объемами и качеством услуг, персоналом; а также непроизводственный, предполагающий управление маркетингом и финансами. Основные функции управления предприятием " планирование, организация, мотивация, учет, контроль и регулирование процесса оказания бытовых услуг населению. Важнейшие методы руководства предприятием - экономические, административные и социально-психологические.

Система управления на предприятии строится по иерархическому принципу и должна быть эффективной, т.е. успешно и плодотворно решать производственные задачи с меньшей численностью персонала.

По мере роста благосостояния людей возрастают их потребности, в том числе в бытовых услугах. Возрастание бытовых потребностей людей не случайно и проявляется а виде объективного закона развития общества.

Многообразные бытовые потребности человека весьма динамичны и формируются в ходе развития общественного производства, под непосредственным воздействием социально-экономических условий жизни. При атом некоторые потребности людей в быту исчезают, появляются новые, а в целом круг их постоянно расширяется.

С ростом и совершенствованием бытовых потребностей населения все более увеличивается и разнообразным становится спрос на услуги предприятий. Необходимость удовлетворения растущего спроса на услуги требует быстрого и успешного развития бытового обслуживания в нашей стране путем интенсификации.

Интенсификация - такое развитие экономики предприятий, когда прирост объемов и расширение видов услуг достигается не привлечением дополнительных ресурсов, а на основе улучшения их использования, путем повышения эффективности и улучшения качества бытового обслуживания населения.

В свою очередь, повышение эффективности - возрастание количественных результатов хозяйственной деятельности с меньшими затратами ресурсов -предусматривает увеличение фондоотдачи, рост производительности труда, снижение материалоемкостм. Что касается улучшения качества бытовых услуг, то оно означает улучшение потребительских свойств заказов и сокращение затрат времени заказчиков на получение услуг.

Для перевода экономики на рельсы интенсификации необходимо углубление реформ, привлечение инвестиций, поддержка цивилизованного предпринимательства и бизнеса, - ограничение монополизма, развитие конкуренции, создание условий для свободного и творческого труда.

И тогда, в условиях интенсивного развития, прирост объемов и расширение видов оказываемых населению услуг на предприятиях может происходить за счет увеличения количества выполняемых заказов и изменений цен двумя основными путями:

- увеличением численности работников, что предполагает естественный прирост трудовых ресурсов, развитие надомничества, совместительства, работу по договору, найму, на условиях неполного рабочего времени и др.;

- повышением производительности труда, которое достигается снижением трудоемкости услуг, улучшением расходования рабочего времени, рациональной расстановкой и использованием работников.

Заключение

 

Предприятия бытового обслуживания населения относятся к сфере малого бизнеса с относительно небольшой численностью работающих и не очень существенными объёмами оказываемых услуг. Размещать такие предприятия лучше в наиболее людных местах, на магистральных улицах и площадях, недалеко от рынков, вблизи пересадочных транспортных узлов, у проходных крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, общественных организаций и т.п.

Для некоторых предприятий бытового обслуживания (химчистка, прачечная, станция техобслуживания) рекомендуются отдельно стоящие здания, другие (ателье по пошиву одежды, парикмахерская, прокат) с успехом могут функционировать в составе жилых строений, например, на первом этаже многоквартирного дома. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант расположения предприятия бытового обслуживания, мало иметь смекалку и опыт в делах, надо быть предприимчивым и хорошо изучить рынок услуг в регионе. С этой целью обязательно надо знать состояние бытового обслуживания в регионе и всех своих конкурентов, оказывающих услуги. Желательно получить достаточную информацию о работе на рынке бытовых услуг конкурентов с помощью социологических опросов жителей, пользующихся соответствующими услугами.

 

Литература

 

1. Менеджмент в сфере услуг/ Под ред. В.Ф. Уколова.- М., 1995.

2. Чекшин В.И. Обливина О.В. Организация бытового обслуживания населения в условиях рыночной экономики. М. 1993.

3. Чекшин В.И. Организация предпринимательской деятельности. – М., 1994.

4. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. М., 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: