Маркетинг на предприятиях сферы услуг




Деятельность предприятий бытового обслуживания населения в условиях рынка должна быть маркетинговой.

Маркетинг - система мер по подчинению деятельности предприятий бытового обслуживания населения нуждам потребителей при условии, что оказание услуг является выгодным (прибыльным) делом. Преодоление диктата предприятий над заказчиками - сложный и многогранный процесс, требующий серьезной организационно-подготовительной работы, связанной с проведением исследований рынка и созданием в регионах соответствующих служб маркетинга бытовых услуг.

Главная задача маркетинга - исследование бытовых потребностей населения с целью выявления тенденций и закономерностей их изменений в будущем и последующей передачей полученной информации заинтересованным предприятиям и другим организациям, оказывающим услуги. Под потребностью понимается нужда в чем-то объективно необходимом для обеспечения жизнедеятельности организма и совершенствования личности-человека. Потребности бывают индивидуальные,.присущие отдельной личности, характерные для какой-либо социальной группы людей и общественные. Они могут подразделяться на физические (биологические), материальные и культурные (духовные). Витальные потребности - в пище, одежде, сне и др. - считаются низшего порядка, а социальные - в постоянном совершенствовании, самоутверждении, самореализации и пр. - высшего порядка. Основные направления маркетинговой политики: товарная, инновационная, ценовая, сбытовая,сервисная,рекламная.

Товарная политика предполагает анализ проблем и выработку подходов к процессу выполнения заказов, выдвижение и проработку концепции " жизненного цикла " изделия, выявление достоинств и недостатков услуги.

Инновационная политика связана с оценкой и анализом опыта создания новых конкурентоспособных заказов, использованием их для построения оптимальной научно-технической политики предприятия.

Ценовая политика - установление экономически обоснованных цен, базирующихся на общественно необходимых затратах труда, учитывающих конъюнктуру спроса и предложения услуг, конкуренцию производителей.

Сбытовая политика предусматривает выбор наилучшего варианта реализации услуг, при котором достигается максимальный результат хозяйственной деятельности, т.е. более полное удовлетворение потребностей населения с меньшими затратами (большей прибылью).

Сервисная политика - подготовка изделия к эксплуатации, в том числе монтаж, испытания, регулировка, демонстрация, настройка, пуск, профилактические осмотры; устранение появляющихся в процессе эксплуатации дефектов, в том числе текущие и капитальные ремонты; регулярная поставка необходимых запасных частей, приспособлений и инструмента, а также обучение персонала и заказчика правильной эксплуатации и обслуживанию изделий.

Рекламная политика является целенаправленной деятельностью по обеспечению благоприятного отношения заказчика к услуге и предприятию, ее оказывающему.

Организация маркетинга включает действия, выполняемые в рамках предприятия по удовлетворению бытовых потребностей и запросов потребителей услуг на данном рынке, способствующие повышению социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Эти действия находят своё выражение в стратегии и тактике маркетинга, конкретно принимаемых решениях.

Элементы рынка - спрос, предложение и цена - неразрывно связаны между собой в едином механизме удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах. Данные услуги нельзя производить заранее, в расчете на возможный будущий спрос. Бытовая услуга может быть оказана только после предъявления спроса на нее. Поэтому спрос определяет время и место предоставления бытовых услуг населению.

Потребительский спрос- форма проявления потребности, ее составная часть, предъявленная в виде платежеспособности населения. Спрос бывает реализованным, неудовлетворенным и формирующимся.

Выражается спрос количеством поступающих заказов на предприятие и зависит от многих факторов: социальных, экономических, демографических, природно-климатических. Спрос является исходным пунктом рациональной и эффективной организации бытового обслуживания населения в условиях рынка услуг. Поэтому его надо изучать и уметь прогнозировать.

Изучается спрос населения на бытовые услуги по материалам отчетности предприятий, бюджетной статистики, анкетного опроса жителей. Анализ полученной информации о спросе проводится по видам услуг и формирующим факторам в статистическом и динамическом аспектах.

Прогнозирование платежеспособного спроса в бытовом обслуживании населения предполагает выявление тенденции развития услуг в будущем с целью обеспечения соответствия между их предложением к потреблением. Прогноз может быть перспективным, текущим и оперативным. Составляется прогноз на основе анализа исходной информации и выявления закономерностей развития услуг путем построения соответствующей модели спроса. Подмоделью в данном случае понимается отображение реального процесса изменения спроса населения на бытовые услуги во времени.

В настоящее время в бытовом обслуживании известны и применяются следующие методы разработки прогноза спроса наг услуги: структурное моделирование на основе рациональных норм и нормативов потребления услуг, многофакторное динамическое моделирование, основанное на теории корреляционно-регрессионного анализа.

Эффективность (жизнеспособность) выбранных моделей прогноза спроса населения на бытовые услуги определяется расчетами на тот год, по которому уже имеются отчетные данные. При этом следует иметь в виду, что полное соответствие прогнозируемых и фактических данных недостижимо, так как любая модель всегда отражает только наиболее существенные связи.

Спрос населения на бытовые услуги неравномерен на территории и во времени. Неравномерность спроса проявляется в различных объемах потребления услуг в расчете на одного жителя по регионам, в виде внутригодичных подъемов и спадов в поступлении заказов на услуги и отрицательно влияет на организацию и результаты хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания.

Локальный характер спроса заставляет размещать предприятия бытового обслуживания населения в центре потребления услуг с учетом конкретных условий и особенностей обслуживаемых зон.

Принципами рационального расположения данных предприятий на территории региона являются:

- максимальное приближение к потребителям услуг (заказникам);

- достижение минимальных затрат производственных ресурсов на оказание услуг.

Первый принцип предполагает, что на каждом этапе развития среднее время, которое тратят заказчики на дорогу до предприятий бытового обслуживания населения, должно быть меньше или равно нормативному.

Время доступности предприятия зависит от расселения жителей на территории, радиуса обслуживаемой зоны, наличия и состояния дорог, уровня развития транспортной системы в регионе и пр. Предприятия услуг повседневного, периодического и разового спроса обычно рекомендуется размещать со средним временем доступности: в городах - 5-ТО, 15-20,30-40 мин.; на селе - 15-25, 60-80.100-120 мин.

Второй принцип предполагает создание крупных предприятий, оснащенных современной техникой. Укрупнение предприятий может происходить как путем специализации производства, так и в результате развития кооперированных связей. Однако укрупнение предприятий бытового обслуживания имеет пределы, определяемые объемом спроса, радиусом зоны обслуживания, расходами на транспортировку заказов, прочими региональными факторами.

Поэтому структура предприятий должна быть оптимальной, при которой на территории обслуживаемого региона рационально сочетаются крупные, средние, мелкие цехи, ателье и мастерские, выездное обслуживание населения, сеть приемных пунктов.

Таким образом, рациональным будет такое расположение предприятия в регионе, при котором соблюдается установленный норматив времени его доступности, производственная мощность (пропускная способность) структурных подразделений соответствует объему спроса населения в каждом районе обслуживания, а совокупные затраты на оказание услуг достигают минимальной величины.

Нельзя смешивать понятия "равномерное" и "рациональное" размещение предприятий, которые совпадают только в идеальном варианте, когда жители расселены с одинаковой плотностью на территории всего обслуживаемого региона, что практически исключается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: