К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА




УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

· понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

· уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

· вести информационный диалог через умение читать;

· уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

· ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.Курс рассчитан на 34 часа. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей


Тематический план

Содержание программы Раздел, тема Форма проведения Всего часов
всего теор практ.
Начальная школа.  
1 класс  
Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом» Урок-экскурсия      
Правила и умение обращаться с книгой. Беседа-рассказ      
Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки. Творческий урок      
Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации. Библиотечный урок      
Как хорошо уметь читать. Громкие чтения      
2 класс  
Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). Урок-презентация      
Выбор книг в библиотеке. Библиотечный урок, урок-практикум      
Как хорошо уметь читать! Громкие чтения      
Детская периодическая печать Библиотечный урок      
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения Урок-практикум      
3 класс  
Структура книги. Библиотечный урок. Тест      
Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Урок-практикум      
Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Выставка-конкурс      
Будь, здорова книжка! «Книжкина больница»      
Вместе, весело читать! Громкие чтения      
4 класс  
Будь, здорова книжка! Работа в «Книжкиной больнице»      
Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. Библиотечный урок      
История письменности. Библиотечный урок     -
Поиск информации в справочной литературе Библиотечный урок      
Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Беседа, практикум, Интернет      
Основная школа
5 класс
Какой я читатель. Моя библиотека Библиотечный урок      
История возникновения книги. Урок-презентация      
6 класс
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии Библиотечный урок      
Словарь-вселенная в алфавитном порядке Библиографическая игра      
7класс
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии Библиотечный урок      
Словарь-вселенная в алфавитном порядке Библиографическая игра      
8 класс
Фонд библиотеки и его структурные подразделения Библиотечный урок      
Технология подготовки реферата. Библиотечный урок      
9класс
Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Библиотечный урок      
Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы. Библиотечный урок      
Средняя школа
10 класс
Библиография и её значение в жизни общества Библиотечный урок      
Поиск информации в Интернете. Библиотечный урок      
11 класс
Создание вторичных документов Библиотечный урок      
Поиск информации в Интернете. Библиотечный урок      
Итого:      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание темы: Книжкин дом Знакомство со школьной библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по школьной библиотеке. Термины «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотекой.Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок – практические уроки.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Выбор книг в библиотеке. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Структура книги. Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Понятие об энциклопедии, словарях, справочниках. Энциклопедия «Что такое,кто такой?.Энциклопедические словарики.Их структура:Алфавитное расположение материала.

Содержание темы: Игра.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Вместе, весело читать! Громкие чтения детских произведений.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

История письменности. История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Поиск информации в справочной литературе. Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение.

Роль информации в современном мире. Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум

Какой я читатель. Моя библиотека. Экскурсия в школьную библиотеку.Анкетирование.

История возникновения книги. Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии. Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Словарь-вселенная в алфавитном порядке. Знания об истории создания основных источников

Фонд библиотеки и его структурные подразделения Знакомство с понятием справочная литература, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Технология подготовки реферата. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум.

Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации.

Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум.

Библиография и её значение в жизни общества. Библиотека как информационно-поисковая система (урок-консультация).

Содержание темы: Практикум.

Создание вторичных документов. Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий,отзывов на книгу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: