Интернет как источник информации.




Технология подготовки доклада, реферата

Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.

ФОРМА РАБОТЫ

- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;

- лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по школьной библиотеке;

- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия, такие как библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

-Творческие уроки, громкие чтения,урок-презентация и др.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

· тестирование;

· анкетирование;

· поисковая работа;

· самостоятельная работа;

· письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

· составление плана, тезисов, списков литер


Календарно-тематический план

Класс

Час в неделю

Часов в год

№ п/п Тема урока Элементы содержания (основные понятия урока) Требования (компетенции) Форма проведения Оборудование Дата
            план факт
Чудо, имя которому книга
  Книжкин дом Основные правила пользования библиотекой. Знатьоб основных правилах пользования библиотекой. Знатьпонятия «пользователь», «документ», «источники», «информация». Урок-экскурсия Выставка по теме «Книга благодарит»,    
  Правила обращения с книгой. Основные правила обращения с книгой. Иметь представление об основных правилах обращения с книгой Беседа-рассказ Выставка по теме «Книга жалуется».    
  Изготовление книжки-малышки, закладок, Основные правила изготовления книжки-малышки, закладок Иметь представление о О книжке малютке и книжной закладки Творческий урок Раздаточный материал    
  Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации. Иметь представление о Элементах книги: обложка, титульный лист, иллюстрации Библиотечный урок Индиви- дуальный раздаточный материал    
  Как хорошо уметь читать Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. Иметь представление о детских произведениях Громкое чтение Книжная выставка «Любимые книжки»    
2 класс
  Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). История создания основных источников информации в прошлом. Тест №1. Иметь представление о клинописи, папирусе, пергаменте, книге, кассете, магнитных дисках Урок-презентация Мультмедий-ная презентация    
  Выбор книг в библиотеке. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари). Иметь представление о выборе книг в библиотеке Библиотечный урок, урок-практикум      
  Как хорошо уметь читать! Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. Иметь представление о детских произведениях Громкие чтения Выставка по теме    
  Детская периодическая печать Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум. Иметь представление о детской периодической печати Библиотеч- ный урок Индиви- дуальный раздаточный материал    
  Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум. Знатьсодержание прочитанных книг. Урок-практикум Книжная выставка «Золотая полка»    
3 класс
  Структура книги. Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги». Иметь представление о элементах книги Библиотеч- ный урок. Тест Индиви- дуальный раздаточный материал    
  Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум. Иметь представление о структуре энциклопедий Урок-практикум Индиви- дуальный раздаточный материал    
  Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Иметь представление о писателях и художниках в одном лице Выставка-конкурс Книжная выставка «Детские писатели Е.И.Чарушин и В.И.Сутеев»    
  Будь, здорова книжка! Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист.Практикум. Иметь представление о простейших операциях по ремонту книг «Книжкина больница» . Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».    
  Вместе, весело читать! Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. Иметь представление о детских произведениях Громкие чтения Кн.выставка по теме    
4 класс
  Будь, здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Урок-практикум. Иметь представление представление о простейших операциях по ремонту книг Работа в «Книжкиной больнице» Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».    
  Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации. Иметь представление о структуре книги, справочном аппарате книги. Библиотечный урок Индивидуальный раздаточный материал    
  История письменности. История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация. Иметь представление о истории письменности. Библиотечный урок История письменности на Руси    
  Поиск информации в справочной литературе Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение. Знать осправочных изданиях. Библиотечный урок      
  Роль информации в современном мире. Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум. Иметь представление о информационных ресурсах, культуре, документе, Интернете Беседа, практикум, Интернет Информационные ресурсы, культура, документ, Интернет    
5 класс  
  Какой я читатель. Моя библиотека Экскурсия в школьную библиотеку.Анкетирование. Знатьпонятия читатель, библиотека Библиотечный урок Электронная презентация, кн.выставка    
  История возникновения книги. Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3. Иметь представление о знания об истории создания основных источников информации. Урок-презентация Электронная презентация    
6 класс
  Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др. Знать историю создания основных источников Библиотечный урок Кн.выставка «Справочная литература.»    
  Словарь-вселенная в алфавитном порядке Знания об истории создания основных источников Знать историю создания основных источников Библиографическая игра Электронная презентация    
7 класс
  Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др. Знать понятие Справочная литература Библиотеч-ный урок Электронная презентация    
  Словарь-вселенная в алфавитном порядке Знания об истории создания основных источников Знать историю создания основных источников Библиогра-фическая игра Книжная выставка «Слово о словарях»    
8 класс
  Фонд библиотеки и его структурные подразделения Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека Знатьпонятия абонемент, читальный зал, отдел хранения. Медиатека Библиотеч-ный урок Электронная презентация    
  Технология подготовки реферата, Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум. Знатьправила оформления реферата. Библиотеч-ный урок Электронная презентация    
9 класс
  Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления   Знатьправила оформления реферата. Библиотеч- ный урок Электронная презентация    
  Использование библиографичес-ких пособий при поиске и выборе литературы. Выбор литературы по библиографическим пособиям Знать понятия библиографических пособий Библиотеч-ный урок Книжная выставка «Библиогра-фические пособия»    
10 класс
  Библиография и её значение в жизни общества   Знать понятие библиография Библиотеч-ный урок Электронная презентация    
  Поиск информации в Интернет-энциклопедиях   Знать понятие Интернет, алгоритм поиска Библиотеч- ный урок Электронная презентация    
11 класс
  Создание вторичных документов Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий, отзывов на книгу. Интернет как источник информации. Технология подготовки доклада, реферата Знать понятие вторичные документы, рецензия, отзыв на книгу, интернет Библиотеч-ный урок Электронная презентация    
  Поиск информации в Интернете. Интернет как источник информации. Технология подготовки доклада, реферата Знать понятие Интернет, доклад,реферат. Библиотеч- ный урок Электронная презентация    
                 
                 

 


 

Программа «Основы информационной культуры»

Паспорт программы

Цель программы: Формирование и развитие информационной культуры школьников как важнейшего компонента уровня образованности; совершенствование умения и навыков информационного обеспечения учебно-исследовательской работы и оформления результатов самостоятельной работы.

Задачи программы:

· Освоить приемы и способы самостоятельного поиска информации;

· Изучить и практическое использовать подготовки результатов самостоятельной учебной работы (написание сочинений и рефератов).

· Научить учащихся пользованию всей имеющейся в библиотеке информацией;

· Выработать навыки самостоятельной работы с книгой;

· Приобщить к систематическому пользованию библиотекой.

· Овладеть методами свертывания, переработки информации (выделения из текста главных ключевых слов);

Формы и методы реализации программы: игровые медиауроки и практические занятия по поиску информации.

Полученные или ожидаемые результаты: ускорение адаптации к процессу обучения старшеклассников в соответствии с требованиями современного образования.

Сроки реализации программы: 2010 — 2012 гг.

Обоснование проблемы

В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.

Все мероприятия программы будут направлены на формирование информационной культуры:

· обучение поиску информации с помощью каталогов и картотек;

· обучение компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных ЦБ и открытой электронной библиотеке через Интернет;

· обучение рациональной работе с книгой, ориентации в учебных, научных и справочных изданиях;

· обучение аналитико-синтетической переработке информации (составление и написание рефератов, курсовых и дипломных работ).

Тематический план курса «Основы информационной культуры» для учащихся 9-11 классов, студентов техникума

Раздел 1. Информационные ресурсы и культура
1.1 Методы свертывания информации. «Как читать книги. Структура книги. Методы работы с книгой»- медиаурок Сущность понятия книга, структура книги, конспектирование, реферирование, дайджест. Реферат как метод научной работы, как способ аналитико-синтетической обработки информации. Основные этапы работы над конспектом. Шелест. Март
1.2 Библиотека — как система информационных ресурсов. «С информацией на «ты» — библ. медиаурок 9 классы Март
1.3 «От берестяных грамот до дисков» (история источников информации) медиаурок 9 классы Март
1.4 «Храм мудрости и добра» (Древние библиотеки) медиаурок 9 классы Февраль
Раздел 2. Поиск информации
2.1 Понятие адресного, фактографического и тематического поиска информации. Игра «За сокровищами в страну слов» (справочные издания, словари русского языка) 10 классы февраль
«Книги обо всем на свете»игровая программа по словарям, справочникам, энциклопедиям 11 классы, ТЭПК, ПУ-26 март
2.2 Традиционные каталоги и картотеки ЦБ Блиц-игра«Путешествие в страну СПА»(Методы поиска по каталогам) 10 классы апрель
Раздел 3. Информационнаякультура и новые информационные технологии.
3.1 «Электронный каталог ЦБ»: Структура каталогов. Поиск информации. Практические задания. 11 классы январь
3.2 «Открытая электронная библиотека». Поиск информации через Интернет. Методика поиска. Практические задания. 11 классы февраль
3.3 Система «Консультант Плюс». Методика поиска информации в системе. Студ. техникума октябрь
3.4 Библиотечный урок «Ты и твоё право» «Как написать реферат, курсовую»- библ. Медиаурок Студенты декабрь

 

пичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:

· индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;

· экскурсии по библиотеке;

· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;

· библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;

· игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.; · знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; · знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); · умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); · умения бережно обращаться с произведениями печати.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.).

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА. 1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока. 2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого – какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?); · Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участник. 3. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину. 4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника (организовать запрос); · «настроиться» на собеседника (понимать запрос); · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; · изучать и правильно оценивать возможности партнера; · организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера); · Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Блок IV (10 – 11 классы) – учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого учебного года обязательно проводится итоговое занятие. Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.чащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

БЛОК IV.

Класс.

Тема 1. Информационные ресурсы библиотеки. Содержание темы: Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки.

Тема 2. Библиографический аппарат письменной работы. Содержание темы: Правила оформления. Практикум.

Тема 3. Тестирование. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме.

Класс.

Тема 1. Литература разных видов и жанров. Типы изданий. Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.

Тема 2. Информационно-поисковая система в библиотеке Содержание темы: Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки.

Тема 3. Правила оформления письменных работ Содержание темы: Повторение правил оформления письменных работ и закрепление пройденного материала.

Тема 4. БИБЛИОТЕЧНЫЙ «ВЫПУСКНОЙ».

Содержание темы: Игра – праздник.

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА.

БЛОК 1 – Ориентируется в каталожной карточке, пользуется справочной и энциклопедической литературой, не теряется у книжных полок.

БЛОК 2 – Подбирает самостоятельно книги по теме, пользуется алфавитным каталогом, картотеками, подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям, владеет техникой работы с различными словарями и детскими энциклопедиями.

БЛОК 3 – Владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, умеет пользоваться справочно-библиографическим аппаратом: алфавитным и систематическим каталогами, картотекой газетных и журнальных статей, умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе, применяет справочный аппарат книги, использует комментарии: авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги, самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения.

БЛОК 4 – В работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги, владеет техникой работы с периодическими изданиями, владеет методами и формами рекламы литературных произведений, самостоятельно подбирает литературу в соответствии со своими индивидуальными планами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: