Технология подготовки доклада, реферата
Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.
ФОРМА РАБОТЫ
- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;
- лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по школьной библиотеке;
- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия, такие как библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
-Творческие уроки, громкие чтения,урок-презентация и др.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
· тестирование;
· анкетирование;
· поисковая работа;
· самостоятельная работа;
· письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
· составление плана, тезисов, списков литер
Календарно-тематический план
Класс
Час в неделю
Часов в год
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания (основные понятия урока) | Требования (компетенции) | Форма проведения | Оборудование | Дата | ||
план | факт | |||||||
Чудо, имя которому книга | ||||||||
Книжкин дом | Основные правила пользования библиотекой. | Знатьоб основных правилах пользования библиотекой. Знатьпонятия «пользователь», «документ», «источники», «информация». | Урок-экскурсия | Выставка по теме «Книга благодарит», | ||||
Правила обращения с книгой. | Основные правила обращения с книгой. | Иметь представление об основных правилах обращения с книгой | Беседа-рассказ | Выставка по теме «Книга жалуется». | ||||
Изготовление книжки-малышки, закладок, | Основные правила изготовления книжки-малышки, закладок | Иметь представление о О книжке малютке и книжной закладки | Творческий урок | Раздаточный материал | ||||
Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации | Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации. | Иметь представление о Элементах книги: обложка, титульный лист, иллюстрации | Библиотечный урок | Индиви- дуальный раздаточный материал | ||||
Как хорошо уметь читать | Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. | Иметь представление о детских произведениях | Громкое чтение | Книжная выставка «Любимые книжки» | ||||
2 класс | ||||||||
Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). | История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). История создания основных источников информации в прошлом. Тест №1. | Иметь представление о клинописи, папирусе, пергаменте, книге, кассете, магнитных дисках | Урок-презентация | Мультмедий-ная презентация | ||||
Выбор книг в библиотеке. | Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари). | Иметь представление о выборе книг в библиотеке | Библиотечный урок, урок-практикум | |||||
Как хорошо уметь читать! | Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. | Иметь представление о детских произведениях | Громкие чтения | Выставка по теме | ||||
Детская периодическая печать | Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум. | Иметь представление о детской периодической печати | Библиотеч- ный урок | Индиви- дуальный раздаточный материал | ||||
Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения | Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум. | Знатьсодержание прочитанных книг. | Урок-практикум | Книжная выставка «Золотая полка» | ||||
3 класс | ||||||||
Структура книги. | Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги». | Иметь представление о элементах книги | Библиотеч- ный урок. Тест | Индиви- дуальный раздаточный материал | ||||
Твои первые энциклопедии, словари и справочники. | Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум. | Иметь представление о структуре энциклопедий | Урок-практикум | Индиви- дуальный раздаточный материал | ||||
Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». | Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. | Иметь представление о писателях и художниках в одном лице | Выставка-конкурс | Книжная выставка «Детские писатели Е.И.Чарушин и В.И.Сутеев» | ||||
Будь, здорова книжка! | Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист.Практикум. | Иметь представление о простейших операциях по ремонту книг | «Книжкина больница» | . Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». | ||||
Вместе, весело читать! | Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений. | Иметь представление о детских произведениях | Громкие чтения | Кн.выставка по теме | ||||
4 класс | ||||||||
Будь, здорова книжка! | Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Урок-практикум. | Иметь представление представление о простейших операциях по ремонту книг | Работа в «Книжкиной больнице» | Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». | ||||
Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги. | Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации. | Иметь представление о структуре книги, справочном аппарате книги. | Библиотечный урок | Индивидуальный раздаточный материал | ||||
История письменности. | История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация. | Иметь представление о истории письменности. | Библиотечный урок | История письменности на Руси | ||||
Поиск информации в справочной литературе | Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение. | Знать осправочных изданиях. | Библиотечный урок | |||||
Роль информации в современном мире. | Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум. | Иметь представление о информационных ресурсах, культуре, документе, Интернете | Беседа, практикум, Интернет | Информационные ресурсы, культура, документ, Интернет | ||||
5 класс | ||||||||
Какой я читатель. Моя библиотека | Экскурсия в школьную библиотеку.Анкетирование. | Знатьпонятия читатель, библиотека | Библиотечный урок | Электронная презентация, кн.выставка | ||||
История возникновения книги. | Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3. | Иметь представление о знания об истории создания основных источников информации. | Урок-презентация | Электронная презентация | ||||
6 класс | ||||||||
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии | Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др. | Знать историю создания основных источников | Библиотечный урок | Кн.выставка «Справочная литература.» | ||||
Словарь-вселенная в алфавитном порядке | Знания об истории создания основных источников | Знать историю создания основных источников | Библиографическая игра | Электронная презентация | ||||
7 класс | ||||||||
Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии | Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др. | Знать понятие Справочная литература | Библиотеч-ный урок | Электронная презентация | ||||
Словарь-вселенная в алфавитном порядке | Знания об истории создания основных источников | Знать историю создания основных источников | Библиогра-фическая игра | Книжная выставка «Слово о словарях» | ||||
8 класс | ||||||||
Фонд библиотеки и его структурные подразделения | Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека | Знатьпонятия абонемент, читальный зал, отдел хранения. Медиатека | Библиотеч-ный урок | Электронная презентация | ||||
Технология подготовки реферата, | Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформленияСодержание темы.Правила оформления. Практикум. | Знатьправила оформления реферата. | Библиотеч-ный урок | Электронная презентация | ||||
9 класс | ||||||||
Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления | Знатьправила оформления реферата. | Библиотеч- ный урок | Электронная презентация | |||||
Использование библиографичес-ких пособий при поиске и выборе литературы. | Выбор литературы по библиографическим пособиям | Знать понятия библиографических пособий | Библиотеч-ный урок | Книжная выставка «Библиогра-фические пособия» | ||||
10 класс | ||||||||
Библиография и её значение в жизни общества | Знать понятие библиография | Библиотеч-ный урок | Электронная презентация | |||||
Поиск информации в Интернет-энциклопедиях | Знать понятие Интернет, алгоритм поиска | Библиотеч- ный урок | Электронная презентация | |||||
11 класс | ||||||||
Создание вторичных документов | Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий, отзывов на книгу. Интернет как источник информации. Технология подготовки доклада, реферата | Знать понятие вторичные документы, рецензия, отзыв на книгу, интернет | Библиотеч-ный урок | Электронная презентация | ||||
Поиск информации в Интернете. | Интернет как источник информации. Технология подготовки доклада, реферата | Знать понятие Интернет, доклад,реферат. | Библиотеч- ный урок | Электронная презентация | ||||
Программа «Основы информационной культуры»
Паспорт программы
Цель программы: Формирование и развитие информационной культуры школьников как важнейшего компонента уровня образованности; совершенствование умения и навыков информационного обеспечения учебно-исследовательской работы и оформления результатов самостоятельной работы.
Задачи программы:
· Освоить приемы и способы самостоятельного поиска информации;
· Изучить и практическое использовать подготовки результатов самостоятельной учебной работы (написание сочинений и рефератов).
· Научить учащихся пользованию всей имеющейся в библиотеке информацией;
· Выработать навыки самостоятельной работы с книгой;
· Приобщить к систематическому пользованию библиотекой.
· Овладеть методами свертывания, переработки информации (выделения из текста главных ключевых слов);
Формы и методы реализации программы: игровые медиауроки и практические занятия по поиску информации.
Полученные или ожидаемые результаты: ускорение адаптации к процессу обучения старшеклассников в соответствии с требованиями современного образования.
Сроки реализации программы: 2010 — 2012 гг.
Обоснование проблемы
В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.
Все мероприятия программы будут направлены на формирование информационной культуры:
· обучение поиску информации с помощью каталогов и картотек;
· обучение компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных ЦБ и открытой электронной библиотеке через Интернет;
· обучение рациональной работе с книгой, ориентации в учебных, научных и справочных изданиях;
· обучение аналитико-синтетической переработке информации (составление и написание рефератов, курсовых и дипломных работ).
Тематический план курса «Основы информационной культуры» для учащихся 9-11 классов, студентов техникума
Раздел 1. Информационные ресурсы и культура | |||
1.1 | Методы свертывания информации. «Как читать книги. Структура книги. Методы работы с книгой»- медиаурок | Сущность понятия книга, структура книги, конспектирование, реферирование, дайджест. Реферат как метод научной работы, как способ аналитико-синтетической обработки информации. Основные этапы работы над конспектом. | Шелест. Март |
1.2 | Библиотека — как система информационных ресурсов. «С информацией на «ты» — библ. медиаурок | 9 классы | Март |
1.3 | «От берестяных грамот до дисков» (история источников информации) медиаурок | 9 классы | Март |
1.4 | «Храм мудрости и добра» (Древние библиотеки) медиаурок | 9 классы | Февраль |
Раздел 2. Поиск информации | |||
2.1 | Понятие адресного, фактографического и тематического поиска информации. Игра «За сокровищами в страну слов» (справочные издания, словари русского языка) | 10 классы | февраль |
«Книги обо всем на свете»игровая программа по словарям, справочникам, энциклопедиям | 11 классы, ТЭПК, ПУ-26 | март | |
2.2 | Традиционные каталоги и картотеки ЦБ Блиц-игра«Путешествие в страну СПА»(Методы поиска по каталогам) | 10 классы | апрель |
Раздел 3. Информационнаякультура и новые информационные технологии. | |||
3.1 | «Электронный каталог ЦБ»: Структура каталогов. Поиск информации. Практические задания. | 11 классы | январь |
3.2 | «Открытая электронная библиотека». Поиск информации через Интернет. Методика поиска. Практические задания. | 11 классы | февраль |
3.3 | Система «Консультант Плюс». Методика поиска информации в системе. | Студ. техникума | октябрь |
3.4 | Библиотечный урок «Ты и твоё право» «Как написать реферат, курсовую»- библ. Медиаурок | Студенты | декабрь |
пичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
· индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;
· экскурсии по библиотеке;
· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
· библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
· игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.; · знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; · знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); · умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); · умения бережно обращаться с произведениями печати.
Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.).
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).
ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА. 1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока. 2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого – какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?); · Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участник. 3. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину. 4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника (организовать запрос); · «настроиться» на собеседника (понимать запрос); · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; · изучать и правильно оценивать возможности партнера; · организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера); · Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера. Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.
Блок IV (10 – 11 классы) – учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого учебного года обязательно проводится итоговое занятие. Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.чащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.
БЛОК IV.
Класс.
Тема 1. Информационные ресурсы библиотеки. Содержание темы: Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки.
Тема 2. Библиографический аппарат письменной работы. Содержание темы: Правила оформления. Практикум.
Тема 3. Тестирование. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме.
Класс.
Тема 1. Литература разных видов и жанров. Типы изданий. Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.
Тема 2. Информационно-поисковая система в библиотеке Содержание темы: Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки.
Тема 3. Правила оформления письменных работ Содержание темы: Повторение правил оформления письменных работ и закрепление пройденного материала.
Тема 4. БИБЛИОТЕЧНЫЙ «ВЫПУСКНОЙ».
Содержание темы: Игра – праздник.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА.
БЛОК 1 – Ориентируется в каталожной карточке, пользуется справочной и энциклопедической литературой, не теряется у книжных полок.
БЛОК 2 – Подбирает самостоятельно книги по теме, пользуется алфавитным каталогом, картотеками, подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям, владеет техникой работы с различными словарями и детскими энциклопедиями.
БЛОК 3 – Владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, умеет пользоваться справочно-библиографическим аппаратом: алфавитным и систематическим каталогами, картотекой газетных и журнальных статей, умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе, применяет справочный аппарат книги, использует комментарии: авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги, самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения.
БЛОК 4 – В работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги, владеет техникой работы с периодическими изданиями, владеет методами и формами рекламы литературных произведений, самостоятельно подбирает литературу в соответствии со своими индивидуальными планами.