«Суд над госпожой Простаковой» (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Выполнил:
ст.гр. ЗМ-45.04.01.10-11
Безносова Мария
Проверил:
Ходырева Т.С.
2017г.
Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе
«Суд над госпожой Простаковой» (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Цель: обобщить знания по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; и определение собственного отношения к героине комедии «Недоросль» г-же Простаковой.
Задачи:
образовательные:
· проверить освоение обучающимися знаний о комедии «Недоросль».
развивающие:
· способствовать развитию актерских способностей обучающихся;
· устной монологической речи;
воспитательные:
· способствовать формированию ценностного отношения к образованию, интеллигентности, порядочности.
· воспитание интереса к классической литературе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные:
· контролировать и оценивать свои действия при работе с словесно – логическим материалом при сотрудничестве с одноклассниками.
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· строить речевые высказывания в устной форме;
· выделять существенную информацию из текста;
Коммуникативные:
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для учеников высказывания, учитывающие, что ученик знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
Личностные:
· принимать образ «хорошего ученика»;
· осознавать значение учебной деятельности.
· учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения поставленной задачи;
Мероприятие представлено в виде Судебного заседания.
Использовать разработку рекомендуется на завершающем этапе изучения комедии «Недоросль».. Рекомендуется обсудить с ребятами роли, которые бы они хотели исполнять, чтобы заранее учащийся мог подготовиться к мероприятию.
Судья: Слушается дело госпожи Простаковой, которая обвиняется в грубом и жестоком отношении к крестьянам, в попытке похищения родственницы своей Софьи, а также в халатном, безразличном отношении к образованию.
Состав суда: прокурор – (Ученик), адвокат – (Ученик), судья – (Ученик).
Судья: заседание суда можно считать открытым.
По обвинению в грубом отношении к крестьянам приглашаю портного Тришку.
Тришка выходит.
Судья: Вы – Тришка, служите портным в доме господ Простаковых?
Тришка: Так точно-с, служу.
Прокурор: можете ли вы сказать, что госпожа ваша Простакова относилась к вам жестоко и грубо?
Тришка: Конечно, могу. Давеча велели они мне сыночку ихнему кафтан пошить. А я чего? Я ж портновскому делу и не учился нигде. Так… самоучка… Я и говорил ей. Ну как кафтан-то он надел, так и давай он на меня ругать последними словами, что, дескать, я такой… Скот… кафтан узок ей показался. А он и не узок вовсе, на мой-то на взгляд.
Прокурор: у меня всё, ваша честь.
Судья: имеет ли сторона защиты вопросы к данному свидетелю?
Адвокат: не имею, ваша честь.
Судья: для дачи показаний приглашается свидетель Еремеевна.
Еремеевна входит.
Судья: Вы – Еремеевна, кормилица Митрофана Терентьевича Простакова, служите в доме господ Простаковых?
Еремеевна: Служу, матушка, служу.
Прокурор: Расскажите, как относилась к вам госпожа Простакова?
Еремеевна: А чего рассказывать? И рассказать-то хорошего нечего. Столько лет я верой и правдой служила им, а за это и слова доброго не слышала-то ни разу. Всем-то они недовольны. Только бестия я у них, да и другими какими словами нехорошими называли меня. А я-то уж разве Митрофанушку не люблю? Я ли в нём души не чаю? Я ж его, как родного выкормила…
Прокурор: все вопросы, Ваша честь.
Судья: у стороны защиты есть вопросы к свидетелю?
Адвокат: да, Ваша честь.
(Еремеевне) Считаете ли вы, что не заслужили такого обращения? Что госпожа ваша была не права, так обращаясь с вами?
Еремеевна: Ну как… может где и была виновата… Теперечи и не упомнишь всего-то ведь. Но любила ведь я сына ихнего, как своего. Что же меня так-то… Бестия… Да разве бестия может, как я заботиться, холить и лелеять?
(Судье) Больше нет вопросов, Ваша честь.
Судья: Для дачи показаний приглашается Простаков Митрофан Тарасович.
Митрофан входит.
Судья: Вы - Митрофан Простаков? Сын госпожи Простаковой и господина Простакова?
Митрофан: да, я Митрофан Простаков. Да, их конечно, а чей еще?
Судья: вопросы в суде задают судья, прокурор и адвокат. Вам это понятно?
Митрофан: Понятно. Че ж непонятного…
Адвокат: скажите, был ли впору вам кафтан, который сшил для вас Тришка, портной ваш?
Митрофан: А как сказать? Вроде как и тесен, да и мешковат как-то… Дядюшка вот говорил, что кафтан исправен, матушка, что узок, батюшка, что мешковат… Поди разбери их! А я-то и не знаю, как он мне, кафтан этот. Если они разобраться не могут, то чего ж с меня спрашивать?
Адвокат: А как вам кажется, справедлива ли была ваша матушка, ругая Тришку и Еремеевну?
Митрофан: Ну а как же их не ругать. Они так совсем распустятся… Еще барами ходить начнут. Нее… Тут матушка права. Так с ними и надо. И какая разница – кафтан там плох или еще что? Просто и так их иногда надо обругать. Для порядка.
Адвокат: нет вопросов, Ваша честь.
Судья: для дачи показаний по обвинению в похищении родственницы приглашается Софья.
Входит Софья.
Софья: Здравствуйте, Ваша честь.
Судья: здравствуйте. Вы Софья, сирота, проживаете в доме родственников своих Простаковых?
Софья: проживала. Слава Богу, теперь дядюшка мой, Стародум, забрал меня.
Судья: хорошо. Господин прокурор, приступайте.
Прокурор: Что вы можете сказать по факту похищения вашего госпожой Простаковой? Собиралась ли она вас похитить? С какой целью?
Софья: Собиралась, Ваша честь. А нужно ей было это, чтобы женить меня, сироту несчастную, на сыне своем, Митрофане. Только как же можно пойти замуж за этакого недоросля? Он же глуп, избалован… Не люблю я его! А против воли можно ли замуж выдавать? Никак нельзя. А госопоже Простаковой деньги мои были нужны. Дядюшка мой Стародум оставляет мне состояние 10 000. Вот они и захотели эти деньги получить себе.
Прокурор: нет вопросов, Ваша честь.
Судья. Для дачи показаний приглашается Еремеевна.
Прокурор: Скажите, знали ли вы о том, что госпожа ваша собирается похитить Софью?
Еремеевна: знала, как не знать… И помогала. Каюсь в содеянном. Каюсь. Но что было делать – господская воля для нас, что божья…
Прокурор: Знали ли вы, что это преступление?
Еремеевна: Так это ж воля господская! Как же можно ослушаться?!
Прокурор: Нет вопросов к свидетелю.
Судья: для дачи показаний приглашаю подозреваемую Простакову. Пожалуйста, господин адвокат. Ваши вопросы.
Адвокат: Госпожа Простакова, чем вы можете объяснить свой поступок?
Простакова: Батюшка мой! Да чем же можно объяснить-то, как ни любовью? Из любви только одной к сыну своему ненаглядному, Митрофанушке, все и творю… Счастья ведь ему хочу, как всякая порядочная мать. Что же делать, когда дитяте говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться»? Как же не постараться и не доставить ему удовольствие? Вот и решилась я Софью-то.. ну … обвенчать. Из благих только побуждений.
Адвокат: хочу допросить свидетеля Митрофана.
Судья: Пожалуйста. Свидетель Митрофан, пройдите.
Адвокат: Скажите, госпожа Простакова – хорошая мать? Заботилась ли она о вас?
Митрофан: конечно, заботилась. Что ни попрошу, все делала. Учителями только досаждала. Но это не сильно. Я не старался. Учение не нравилось мне. А матушка не настаивала. Понимала, что нечего голову глупостями ребёнку забивать.
Адвокат: нет вопросов, Ваша честь.
Судья: для дачи показаний по обвинению в неподобающем отношении к образованию приглашается учитель арифметики Цифиркин. Ваша фамилия Цифиркин?
Цифиркин: так точно, ваша честь.
Судья: вы отставной военный?
Цифиркин: так точно ваша честь.
Судья: в доме Простаковых вы обучали их сына Митрофана арифметике?
Цифиркин: обучал.
Судья: ваши вопросы, господин прокурор.
Прокурор: Скажите, пожалуйста, сколько лет вы обучали Митрофана арифметике?
Цифиркин: 2 года.
Прокурор: выучился ли он чему-нибудь?
Цифиркин: ничему, ваше высокоблагородие, не выучился. Два года бились, а толку. И денег брать стыдно за такую науку. А что поделать, если матушка их, госпожа Простакова, не понуждала их к учению. Говорила, что арифметика – дурацкая наука. Не жаловала уж она образование больно.
Прокурор: благодарю вас. К этому свидетелю нет вопросов.
Судья: приглашается свидетель Стародум.
Прокурор: Имели ли вы удовольствие проверять знания сына госпожи Простаковой, Митрофана?
Стародум: какое же это удовольствие, господин прокурор? Никакого удовольствие нет в том, что видишь перед собой человека почти уже взрослого, но совершенно не образованного.
Прокурор: можете ли привести примеры необразованности Митрофана Терентьевича?
Стародум: конечно. Что такое география, он не знает… про грамматику с арифметикой и говорить нечего. А все почему? А потому, что матушка Митрофанова сама науки не жалует. Разве будет учиться ребенок, ежели матушка его заявляет: «Без наук люди живут и жили». Люди-то конечно живут, но как… и какие это люди? Неграмотные, невежественные, грубые. Какой и изволит быть сама госпожа Простакова. Печально это, что дворяне, свет так сказать общества, живут в невежестве. Темнота…
Прокурор: больше нет вопросов, Ваша честь.
Судья: для дачи показаний приглашается супруг обвиняемой – господин Простаков.
Вы – господин Простаков, помещик, супруг госпожи Простаковой?
Простаков: совершенно точно.
Судья: Ваши вопросы, господин адвокат.
Адвокат: Скажите, пожалуйста, кто управляет вашим именем – вы или жена ваша?
Простаков: жена, жена. Всё она. На ней весь дом и держится. Уж коли бы не она,и не знаю, что с имением бы было. Она и со слугами строго, и по хозяйству что приказать, да и вообще…
Адвокат: много ли времени ваша супруга уделяла воспитанию сына?
Простаков: а сколько было, столько и уделяла. А когда же ей особо-то? Вся в заботах. Но Митрофанушку она любит. Уж страсть как любит. А то как же? Как всякая мать. Балует его, жалеет.
Адвокат: Скажите, а как ваша жена относилась к образованию сына?
Простаков: А как относилась? Ну приходили к нам учители, как во всякий приличный дом. Но тяжело как-то шло у Митрофанушки учение. Ну а что? Не всем же умниками да учеными быть. Ну и супруга моя – госпожа Простакова – понимала это. Не неволила ребенка учением. И правильно я считаю.
Адвокат: больше нет вопросов.
Судья: у прокурора есть вопросы? Обвиняемая Простакова, вам предоставляется последнее слово.
Простакова:…
Судья: Суд удаляется для вынесения решения.
Итог. По окончании суда, учитель обсуждает с учениками успешность проведенного мероприятия, достижение поставленных целей и задач, а также оценить активность учащихся и их удовлетворенность от участия в деле.