Художественные тексты, обязательные для прочтения




ЗФО

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫXVII-XVIII ВЕКОВ

(материалы к дисциплине)

Планы практических занятий

Занятие № 1

«Жизнь есть сон» Кальдерона как драма барокко

1. Эмблематика пьесы как барочного произведения: название, имена персонажей, место и время действия; сюжетные линии, их соотношение; развязка.

2. «Жизнь есть сон» как а) христианская, религиозно-символическая драма; б) социальная драма; в) морально-философская драма.

3. Проблема свободы воли в пьесе.

4. Концепция жизни-сна: за и против.

См. также «Вопросы для самопроверки».

Литература

Плавскин З.И. Испанская литература XVII – середины XIX века. – М., 1978.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. – М., 1983.

Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. Драмы. / Пер. К.Д. Бальмонта. – М., 1989. Т. 1.

Занятие № 2

Высокая комедия Мольера

Тартюф» – путь Мольера к созданию высокой комедии. Критерий комического у Мольера

«Правила» высокой комедии и поэтика «Тартюфа». Особенности композиции и система персонажей в пьесе. Тема религиозного лицемерия и связанные с ней мотивы плоти и маски. Тартюф как социально-обобщённый тип. Проблема нетождественности веры и вероисповедания. Финал комедии, его противоречивость.

Место «Мизантропа» в ряду других высоких комедий Мольера.

Противоречивость образа Альцеста. Альцест и Филинт и проблема мизантропии. Автор в отношении к тому и другому. Альцест и Селимена. Разочарованный любовник и/или трибун и протестант? Роль других персонажей в художественном строе пьесы. Мизантроп как вечный образ. «Мизантроп» и «Горе от ума» Грибоедова.

Литература

Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.

Гликман И.Д. Мольер. – М.-Л., 1966.

Бордонов Ж. Мольер. – М., 1980.

 

 

Занятие № 3

Английский просветительский роман

I. «Робинзон Крузо» Дефо как английский просветительский роман.

1. Художественное своеобразие романа. Условность в нем. Экспериментальный характер книги и её героя. Свифт в полемике с Дефо.

2. Робинзон как просветительский герой. Человек и природа в романе. Отношения Робинзона с Богом. Робинзон и Пятница.

3. Концепция истории в романе. Роль труда и творческой деятельности разума в воспитании человека. Дефо и Руссо в отношении к «естественному человеку». 4.Значение книги Дефо для английского просветительского романа.

II. Путешествия Гулливера» Свифта и их место в Просвещении

1. Проблема жанра книги Свифта. «Путешествия Гулливера» как роман-мениппея. Функции пародии, гротеска, аллегории, аллюзии в произведении, богатство изобразительных средств в нем. Полемика Свифта с Дефо.

2. Эволюция взглядов Гулливера от путешествия к путешествию. Авторское отношение к герою. Гулливер и Свифт в отношении к гуигнгнмам и йеху.

3. Мотив утопии в третьем и четвертом путешествиях Гулливера. Сарказм и ирония автора. «Путешествия Гулливера» как диагноз и прогноз.

Литература

Аникст А.А. Д.Дефо. – М., 1957.

Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Д.Свифта. – М., 1969.

Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. – М., 1973.

Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта... – М., 1986.

Оруэлл Дж. Политика против литературы: анализ «Путешествий Гулливера» // Оруэлл Дж. Проза отчаяния и надежды. – Л., 1990.

Муравьев В.С. Путешествие с Гулливером. – М., 1972.

 

Занятие № 4

Трагедия Гёте «Фауст» как философско-художественный синтез Просвещения

 

1. История создания трагедии и источники образа Фауста.

2. Жанрово-родовые особенности произведения, его композиция.

3. Система образов в «Фаусте».

4. Образ Фауста, его эволюция. Роль Мефистофеля в пути исканий Фауста.

5. Фауст и трагедия Маргариты. Фауст и античный культ красоты (Елена).

6. Проблемы диалектики добра и зла в «Фаусте». Фауст как вечный образ.

Литература

Аникст А.А. «Фауст» Гёте. Литературный комментарий. – М., 1979.

Аникст А.А. Гёте и «Фауст». От замысла к свершению. – М., 1983.

Аникст А.А. Творческий путь Гёте. – М., 1986.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.

Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. – Л., 1987.

 


Художественные тексты, обязательные для прочтения

Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Звезда Севильи.

Кальдерон. Дама-невидимка. Жизнь есть сон.

Донн. К восходящему солнцу. С добрым утром. Канонизация. Бесконечность любви. Восторг. Завещание. Предостережение. Прощание, запрещающее печаль. Изменчивость. Портрет. Осенняя элегия. Эдварду Герберту. Анатомия мира. Священные сонеты.

Мильтон. Потерянный рай.

Корнель. Сид.

Расин. Андромаха. Федра.

Мольер. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве.

Буало. Поэтическое искусство.

Дефо. Робинзон Крузо.

Свифт. Путешествия Гулливера.

Филдинг. История Тома Джонса, найдёныша.

Стерн. Сентиментальное путешествие.

Томсон. Времена года.

Юнг. Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии.

Грей. Элегия, написанная на сельском кладбище. (В переводе В.А. Жуковского – «Сельское кладбище»).

Голдсмит. Покинутая деревня.

Бёрнс. Был честный фермер мой отец. Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом. Джон Ячменное Зерно. Маленькая баллада. Горной маргаритке, которую я смял своим плугом. «В полях, под снегом и дождём…». Финдлей. Весёлые нищие. Честная бедность. Ночлег в пути. Строчки о войне и любви. Эпиграммы.

Прево. История кавалера де Гриё и Манон Леско.

Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Кандид. Простодушный.

Дидро. Монахиня. Племянник Рамо.

Руссо. Юлия, или Новая Элоиза.

Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Лессинг. Лаокоон (предисловие, главы 1 и 2). Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

Гёте. Страдания юного Вертера. Фауст. Кристель. Свидание и разлука. Майская песня. Прометей. Ганимед. Дикая роза. Новая любовь, новая жизнь. Ильменау. Ночная песнь путника. Другая. Рыбак. Лесной царь. Арфист. Римские элегии. Коринфская невеста. Бог и баядера. Гиджра. Песня и изваяние. Блаженное томление. Феномен. Завет.

Шиллер. Разбойники. Коварство и любовь. Мария Стюарт. Руссо. К радости. Боги Греции. Колумб. Немецкая муза. Художники. Сила песнопения. Начало нового века. Путешественник. Раздел земли. Поликратов перстень. Перчатка. Ивиковы журавли. Рыцарь Тоггенбург. Кубок. Геро и Леандр. Порука. Кассандра.

Гольдони. Трактирщица.

Гоцци. Любовь к трём апельсинам. Турандот.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: