Дунайская военная флотилия https://coollib.com/b/387711/read




Дунайская военная флотилия (КДуВФ) вновь создана 13 апреля 1944 года в составе Черноморского флота, на базе расформированной Азовской военной флотилии и с 30 августа оперативно подчинена командующему 3-м Украинским фронтом Маршалу Советского Союза Ф.И. Толбухину, но 16 октября выведена из состава флота с подчинением непосредственно наркому ВМФ. Флотилия базировалась на Одессу, а с августа 1944 года — на Измаил. Командующие: контр-адмирал (с 25.09.1944 г. вице-адмирал) С.Г. Горшков (апрель — декабрь 1944 г.); контр-адмирал Г.Н. Холостяков (декабрь 1944 — май 1945 г.).

20 мая 1944 года 1-й гв. дбк 1-й Керченской бригады БКА по железной дороге перевезен на Днепр в район Херсона, где началась интенсивная подготовка техники и личного состава. 15 августа моряки передислоцировались в Одессу.

Бронекатера поддерживали приморский фланг фронта в районе Одесса — Очаков. 21–23 августа 1-й гвардейский дивизион БКА, содействуя 46-й армии в форсировании Днестровского лимана, освобождал г. Аккерман (Белгород-Днестровский), затем 24–28 августа прорвал оборону противника и вошел в дельту Дуная. Катерники высаживали десанты и прикрывали их метким артиллерийским огнем в портах Килия, Измаил, Рении, Сулина, Исакча, Галац, Черновода и на о. Змеиный; захватили румынский монитор «М. Когальничану» и конвоировали 19 пленных кораблей, в том числе три монитора Румынской речной дивизии.

В состав ДуВФ тогда входили 24 БКА проекта 1224. Из них заводские №№ 306–308, 319 вместо кормовой 76,2-мм башни имели на вооружении НУРС М-13-М, а заводской № 317 — зенитный автомат 70-К.

25 сентября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За доблесть и высокое воинское мастерство, проявленное при форсировании Днестровского лимана и освобождение городов нижнего Дуная» 1-я Керченская бригада награждена орденом Красного Знамени.

Утром 28 сентября 1944 года 3-й Украинский фронт начал наступать вдоль болгаро-югославской границы. На реках Дунай и Тимок командование вермахта создало мощный узел сопротивления. Опорные пункты в районе городов Радуевац, Неготин и поселка Прахово закрывали с юго-востока единственный проход через Восточно-Сербские горы на пути к Белграду.

Сухопутным войскам содействовала Керченская бригада бронекатеров Героя Советского Союза капитана 2 ранга П.И. Державина. Силы высадки подчинялись командиру 1 — го гв. дбк гвардии капитан-лейтенанту С.И. Борботько. БКА уничтожили укрепления и огневые средства противника, недоступные для артиллерии наступавших частей. Корабли, громя доты и дзоты с тыла, где их фортификационная защита была слабее, поражали противника за строениями и на обратных скатах высот. Уничтожая укрепления и огневые точки еще до подхода наступавших, катерники предопределили успех десантов.

В составе ДуВФ почти отсутствовали транспортные средства для перевозки боевой техники, поэтому к перевозкам привлекли боевые корабли.

БКА принимали личный состав во внутренние помещения, а артиллерийские орудия, повозки, лошадей — на палубу. Иногда для переправы танков и тяжелых артиллерийских орудий создавали своеобразные катамараны из двух катеров. Переправы чаще, чем конвои, атаковала авиация, для уклонения от которой требовались большая скорость и маневренность, а зенитный огонь снижал эффективность атак.

БКА обеспечивали переправы частей Советской Армии через Дунай, высаживали десанты в города и порты Румынии, Болгарии и Югославии. Гвардейский катер № 71 гвардии лейтенанта Г.К. Прокуса взял в плен румынский миноносец «Сборул». Моряки освободили Джурджу, Браилов, Каралаш, Калифат, Турну-Северин, Зимнич, Корабию, Олтениц, Силистрию, Туртукай, Рущук, Лом, Видин, Рабров, Радуевац, Неготин, Прахов, Штубик, Смередов, Гроцк, Братиславу и Белград.

При сильном разрушении железных и шоссейных дорог, мостов, во время осенней распутицы водный путь оказался единственно способным обеспечить массовые перевозки войск, особенно артиллерии и тяжелой боевой техники, в сжатые сроки и, кроме того, позволял сохранить моторесурс танков, самоходной артиллерии, автомобилей. Это имело большое военно-экономическое и оперативное значение.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 14 ноября 1944 года «За отличие в боях при освобождении Белграда» 1-й гвардейский дивизион получил почетное наименование «Белградский» (1-й гв. Бдбк). В декабре моряки взяли Герьен, Опатовац, Илок, Дунайпентеле, Вуковар и столицу Венгрии Будапешт.

Зима выдалась холодной, Дунай сковал лед, но в марте 1945 года катерники воевали уже в Австрии. В состав 1-й Краснознаменной Керченской бригады на 8 апреля 1945 года входили 27 БКА проекта 1124: №№ 32/316, 33/317, 71/308, 75/319, 111/112, 115/313, 121/116, 154/377, 161/314, 162/315, 163/316, 164/317, 215/422, 221/424, 314/306, 324/307, 335/373, 336/308, 337/371, 411/414, 412/415, 422/375, 423/416, 431/419, 432/420, 433/304, 434/305.

Войска 3-го Украинского фронта начали наступать на Вену 16 марта 1945 года. На следующий день в районе Эстергом, Уйварош (Товарош) наступал 2-й Украинский фронт маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Враг отходил, корабли 1-го гв. Бдбк 11 апреля 1945 года высадили десант в Вене, и лишь благодаря отваге моряков фашистам не удалось взорвать единственный неповрежденный 3-й Имперский мост через Дунай. Королева Англии за спасение этого уникального памятника архитектуры отметила адмирала Г.Н. Холостякова высшей морской наградой Великобритании.

Приказом Верховного Главнокомандующего № 085 от 17 мая 1945 года 1-й Краснознаменной Керченской бригаде речных кораблей присвоено почетное наименование «Венская».

Позднее австрийцы собрали средства и установили памятник с высеченными золотом в черном граните словами: «Героям десантникам, морякам-гвардейцам от жителей благодарной Вены».

БКА флотилии прошли с боями по Дунаю более 2000 км и 22 июля 1945 года участвовали в параде в честь Дня ВМФ в Будапеште. Принимал парад маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. После окончания боев часть БКА с экипажами передали формируемой морской пограничной охране Молдавского пограничного округа НКВД.

В 1960 году флотилия расформирована.

Бронекатера проекта 1124 Дунайской военной флотилии — БК-433 и БК-121. 1945 год.

Командующий Дунайской военной флотилией контр адмирал Г.Н. Холостяков на палубе бронекатера.

Бронекатер № 433 во время стоянки у берега Дуная (вверху) и в Будапеште. 1945 год.

Бронекатер № 324 (с 22 марта 1944 г. — БК-324).

Дунайские бронекатера БК-243 (проекта 1125 на первом плане) и БК-314.1945 год.

Бронекатер БК-433 Дунайской военной флотилии на полном ходу.

Бронекатер БК-162 «Ейский патриот». Вид с левого борта с носовых (вверху) и кормовых курсовых углов. С фотографий, выполненных после проведенной в 1948 году модернизации бронекатера.

Бронекатер БК-162 «Ейский патриот». Вид с правого борта (вверху) и с кормы.

Бронекатера БК-432 Дунайской военной флотилии. 1945 год.

Кормовой 37-мм автомат бронекатера БК-33. 1945 год. Публикуется впервые.

Бронекатера БК-75 Дунайской военной флотилии.

Бронекатер БК-33 на ходу. 1945 год.

В ходе боевых действий бронекатера маскировались под окружающую местность.

Бронекатера БК-115 (на первом плане) и БК-161. 1945 год.

Бронекатер БК-314.

Бронекатер БК-432 отходит от импровизированной пристани.

Бронекатера Дунайской военной флотилии с десантом на борту.

Бронекатера Дунайской флотилии.

Посадка десанта на бронекатера Дунайской военной флотилии.

Бронекатера 337, 75 и 32.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: