Методы познания в исследованиях




· Абстрагирование

· Аналитический этап научного исследования. Синтетический этап исследования.

· Экономические факты и обобщения. Процедуры сбора, накопления.

· Гипотезы и модели. Связь математических моделей и гипотез.

Мир электрических явлений, настолько сложен и многообразен, что его исследование нельзя начинать с законченного целого, как он представляется нам в чувственном созерцании. Поэтому в настоящее время приходится упрощать и схематизировать его, изучать по отдельным частям, выделяя наиболее важные явления и процессы.

Абстрагирование как метод исследования, как показывает термин абстракция, (см. выше) и означающий отвлечение или выделение определенных свойств, особенностей или отношений некоторых объектов, явлений и процессов, в ходе исследования происходит не отбрасывание несущественных свойства, обнаружение существенных.

Во-первых, различие между существенными и несущественными свойствами и отношениями является относительным и зависит от характера и целей исследования.

Во-вторых, в реальных процессах они находятся в единстве и поэтому несущественные свойства нельзя отбрасывать как просто случайные.

В действительности в исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и отношений не потому, что они являются нетипичными и несущественными, а для того, чтобы упростить ситуацию и изучать процессы в «чистом» виде.

Так, например, изучая зависимость распространения электромагнитной волны в различных средах, сначала анализируют самое простое, элементарное – в вакууме, а затем в более вязких средах.

Математически это отношение выражается обратной пропорциональной зависимостью: чем больше вязкость, тем меньше скорость, и, наоборот.

Очевидно, что при этом отвлекаются от ряда других факторов, которые также влияют на скорость и усложняют общую картину зависимостей и влияний. Например, от неоднородности среды, чередования сред и т.д.

Кроме того, этот процесс нельзя научно изучать отдельно, не учитывая особенностей возникновения, времени и количества заряда.

Следовательно, отсюда можно заключить, что абстрагирование представляет собой важнейший элемент научного исследования, при котором сложный процесс или система в целом расчленяются на отдельные составные элементы, части или подсистемы.

Хорошо известно, что в электротехнической системе различают характерные подсистемы:

– производство;

– жилой комплекс;

– потребление;

– распределение.

Такие подсистемы также расчленяются на элементы и изучаются в абстракции от других.

Эту стадию исследования принято называть аналитическим этапом, поскольку при этом анализируют либо отдельные свойства, стороны, отношения, либо отдельные части и элементы целого, создавая с помощью абстракции специфические экономические понятия и категории.

Чтобы отобразить процесс или систему в целом, специалистам необходимо перейти к синтетическому этапу исследования, который связан с объединением или синтезом отдельных абстракций, понятий категорий и суждений в единую систему теоретического экономического знания. Именно в результате этого достигается воспроизведение конкретного целостного знания в единой системе абстрактных экономических теорий.

Теоретическая электротехника, как и любая другая наука, исходит из фактов, но факты эти настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предсказать новые явления и предвидеть тенденции их развития, но даже просто разобраться в них.

К фактам относятся те, в которых выражаются определенные отношения между группами параметров, их ресурсные возможности.

Следует обратить внимание на то, что сами факты не являются конкретными реальными явлениями или процессами, в них отображаются те или иные определенные суждения об этой реальности.

Первым шагом в изучении фактов должно быть их точное описание на языке соответствующей теории, которое должно выявить их полноту и достоверность, а также возможность измерения.

Однако любое научное исследование, отнюдь не сводится к простому накоплению разнообразных фактов.

Вторым шагом является выявление определенных логических связей и зависимостей между фактами.

Для этого необходимо:

во-первых, классифицировать факты, т.е. распределить их по определенным группам на базе некоторого общего основания для деления;

во-вторых, систематизировать факты, т.е. определить логические отношения между ними.

При этом часто оказывается, что некоторые частные факты могут быть логически выведены из более общих.

Эмпирические обобщения имеют главным образом статистический характер, хотя в некоторых простейших случаях могут опираться и на индуктивные умозаключения.

В принципе оба вида таких рассуждений имеют единую методологическую основу, поскольку заключение в них делается от частного к общему, но в статистике это частное подвергается тщательному исследованию с помощью репрезентативных выборок и других специальных методик.

В любых исследованиях, как правило, имеют дело не с обособленными, изолированными научными фактами, а с определенной их совокупностью, которую называют статистической, поскольку именно она служит основой статистических обобщений.

В случае универсальных обобщений изучаемое свойство предметов или явлений, например стоимость товаров определенного рода или всего класса в целом, относится ко всем членам группы или класса.

В отличие от этого в статистическом обобщении выделяемое свойство характеризует лишь определенный процент объектов. Так, например, при статистическом контроле качества распределения электроэнергии только некоторое число (или %) изделий оказывается бракованным, так что свойство «нестандартности» относится лишь только к этим изделиям.

Как статистические, так и индуктивные обобщения имеют лишь вероятностный или правдоподобный характер, поскольку факты, на которых они основываются, составляют сравнительно небольшую часть объектов, а заключение относится ко всей совокупности. В принципе, в природе всегда существует возможность обнаружения фактов, опровергающих обобщение.

Чтобы сделать обобщение более надежным, обычно индуктивные и статистические обобщения проверяют с помощью противоположного умозаключения – дедукции.

В этих целях из обобщения, как гипотезы, выводят эмпирически проверяемые следствия, которые проще и точнее можно проверить. С помощью индукции или статистики можно, например, сделать обобщение, что с ростом цен на энергоносители соответственно возрастают издержки на производство товаров и оказание услуг. Это обобщение легко проверить путем дедукции отдельных конкретных фактов, а именно цен на отдельные виды и ассортимент товаров и оказываемых услуг.

Очевидно, что чем больше будет фактов (по числу и разнообразию), подтверждающих обобщение, тем надежнее и вероятнее оно окажется. Наиболее сильными и убедительными являются предсказания, которые выводятся из обобщений и которые относятся к фактам до этого неизвестным.

Самыми впечатляющими в этом отношении являются предсказания в точных науках, когда, например, на основе астрономических теорий на десятки и сотни лет вперед просчитываются солнечные или лунные затмения.

Главное достоинство таких обобщений состоит в достаточной полноте и точности используемых фактов, что обеспечивает возможность выдвижения на их основе более определенных и проверяемых гипотез.

Гипотезы и модели.

Исходным пунктом теоретического исследования служит проблема, которая свидетельствует о возникновении противоречия, или несоответствия, между новыми фактами и старыми способами их объяснения.

В качестве предварительного решения научной проблемы выдвигается одна или несколько альтернативных гипотез, поскольку одни и те же экономические факты могут быть объяснены различными способами.

После того, как гипотезы будут ясно и точно сформулированы, начинается их всесторонняя разработка.

Теоретическая и эмпирическая разработка гипотез осуществляется по общей логической схеме научного исследования, подробно рассмотренной в разделе темы 3.3. данного учебного пособия.

Сначала гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость, т.е. взаимную согласованность входящих в нее утверждений, затем она обосновывается эмпирически путем указания соответствующих релевантных фактов, которые с той или иной степенью вероятности подтверждают ее. Затем гипотеза разрабатывается теоретически:

во-первых, устанавливается преемственность предшествующего научно-обоснованного и надежного экономического знания, в особенности законов, теорий, положений и принципов теоретической экономики;

во-вторых, из гипотезы по правилам дедукции выводятся эмпирически проверяемые следствия, которые могут быть непосредственно сопоставлены с конкретными уже известными экономическими данными.

Наконец, если это возможно, то гипотеза используется для предсказания новых фактов или перспективного прогноза различных процессов и ситуаций.

Обобщения, о которых сообщалось выше, можно рассматривать так же, как эмпирические гипотезы, если в них не встречаются теоретические термины, за исключением математических, которые необходимы для количественных измерений экономических показателей.

В теоретических гипотезах приходится опираться на абстрактные экономические понятия, которые хотя непосредственно и не связаны с эмпирикой, но в состоянии при соответствующей интерпретации охватить значительно большое количество фактов.

Возможность количественного измерения величин предопределяет широкое использование математических методов как в прикладной, так и в фундаментальной, теоретической электротехнике.

Связь между математическими моделями и электротехническими гипотезами стала в настоящее время настолько тесной, что любая сколько-нибудь важная гипотеза предполагает построение соответствующей математической или алгоритмической модели, посредством которой можно относительно точно контролировать и проверять ход и результаты научных исследований и процессов, а с появлением современных компьютеров и программных продуктов моделирование получило новый более высокий статус.

Законы и теории.

Верно, конечно, что законы в отличие от множества разнообразных, случайно меняющихся отношений между явлениями и объектами отображают связи регулярные, устойчивые и инвариантные.

Именно благодаря таким инвариантным отношениям, как законы, мы можем в некоторой степени уверенно ориентироваться в постоянно меняющемся, сложном и запутанном мире разнообразных явлений и объектов.

Таким образом, существование объективных законов свидетельствует о том, что в непрестанно изменяющемся мире существуют определенная регулярность и порядок. На их поиск и разработку и были направлены основные теоретические исследования ученых.

Для возникновения самоорганизации в системе необходимо следующее:

– система должна быть открытой, т.е. взаимодействовать с окружающей средой путем обмена веществ, энергии, информации.

Любая система использует внутренние ресурсы, материальные, вещественные элементы, которые основываются на взаимодействии с природой, а именно в присвоении и преобразовании ее веществ и энергии.

– такая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия, поскольку в противном случае по второму закону термодинамики ее энтропия или степень беспорядка будет увеличиваться и система начнет разрушаться.

– эта система должна находиться в состоянии неравновесия, чтобы в ней начала активно действовать положительная обратная связь.

Эти минимальные требования предъявляются к простейшим системам неорганической природы, чтобы в них могла возникать и осуществляться самоорганизация. Чем выше на эволюционной лестнице развития находится система, тем сложнее в ней происходят процессы самоорганизации. Поэтому для их описания наряду с принципами синергетики приходится обращаться к понятиям и методам конкретных наук.

Как и в других науках, содержание и характер электротехнических теорий определяются системой тех основных понятий и фундаментальных законов, которые лежат в их основе.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: