Работа с научной литературой.





Цель работы: Научиться читать научные статьи и выделять главное научное направление статьи.

Задачи:

1. Прочитать статью

2. Выделить основные разделы

3. Написать краткую аннотацию статьи

Аннотация (от лат annotatio — замечание) или резюме (от фр résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе. Даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?» Перед текстом аннотации присутствуют входные данные об авторе, названии, месте и времени издания в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.

4. Найти в статье (приложение 1) фразы, соответствующие научным терминам, разобранным в теме 1 по вариантам, заданным в таблице.

Варианты заданий:

Вариант
Термин 1÷8,65 9÷16,66 17÷24,67 25÷32,68 33÷40,69 41÷48,70 49÷56,71 57÷64

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте кратко существо и роль научного метода в работе инженера и исследователя.

2. Что такое гипотеза?

3. Сформулируйте определение естественнонаучного закона.

4. Что такое парадокс и какую роль имеют парадоксы в развитии знаний?

5. Сформулируйте определение понятия теория.

6. В чем существо метода мозговой атаки?

7. Какие методы теоретических и экспериментальных исследований вам известны?

8. Чем отличаются фундаментальные и прикладные исследования?

 


 

Лабораторная работа 2

Поиск информации в различных источниках

Цель работы: Овладеть навыками научного поиска и ранжирования информации

Задачи: Составить доклад на заданную преподавателем тему.

Доклад должен содержать следующие разделы:

1). Название

2). Цель исследования

3). Актуальность.

4). Научная целесообразность

5). Ход исследований

6). Научные выводы

 

Темы докладов:

1. История становления научного метода.

2. Изобретение радиосвязи. А.С. Попов.

3. А.Г. Столетов и его вклад в физику.

4. О.В. Лосев и его вклад в электронику.

6. Открытие термоэлектронной и фотоэлектронной эмиссии.

7. Открытие электрона.

8. История становления квантовой механики.

9. История появления транзистора.

10. История появления интегральной микросхемы.

11. История развития телевидения.

12. История открытия и исследования сверхпроводимости, применение сверхпроводников.

13. Высокотемпературные сверхпроводники и перспективы их применения.

14. История изучения полупроводниковых материалов.

15. История создания лазера.

16. Применение лазеров в промышленности, науке и медицине.

17. Методы выращивания монокристаллов.

18. Понятие об эпитаксии, методы получения эпитаксиальных пленок.

19. Эффект Холла и его использование для изучения свойств материалов.

20. Солнечные элементы. Материалы для преобразования световой энергии в электрическую.

21. Квантовые ямы, нити и точки: что это такое?

22. Углеродные нанотрубки: получение, свойства и перспективы применения.

23. История открытия фуллеренов и перспективы их использования.

24. Что такое графен и каковы перспективы его использования?

25. Современные средства отображения информации

26. Жидкие кристаллы и их применение в системах отображения информации.

27. Волоконно-оптические линии связи. Материалы для ВОЛС.

28. Материалы для полупроводниковых лазеров.

29. Газовый разряд и его применения.

30. Что такое плазмохимия?

 


 

Лабораторная работа 3

Методы генерации идей

Цель работы: освоить некоторые методы научного поиска идей

Задачи: познакомиться с методами преодоления психологической инерции в научных исследованиях.

Теоретическое введение

Рассмотрим следующие методы:

0. мозгового штурма

Метод мозгового штурма (брейнсторминг), созданный американским психологом А. Осборном, представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия, например, сделать участником игры или дискуссии с элементами игры.

Подготовка к мозговому штурму начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (5— 12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.

Наиболее широко этот метод применяется для создания новых продуктов, особенно потребительских товаров, а также при разработке новых предложений по рекламе. Мозговой штурм может совмещаться с другими методами.

2. свободных ассоциаций

Метод свободных ассоциаций является одним из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при необходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.

3. контрольных вопросов

Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. Например:

· можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?

· можно ли это адаптировать? Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Что можно скопировать? В чем можно превзойти?

· можно ли это как-то модифицировать: изменить цвет, вид движения, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?

· можно ли это увеличить? Если «да», то, что именно: частоту, мощность, размер? Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство или включив в состав дополнительные компоненты?

· можно ли это уменьшить? Если «да», то, как это сделать: уменьшить размеры? Повысить концентрацию? Сделать миниатюрный вариант? Сделать ниже? Короче? Легче? Убрать какой-то компонент?

· можно ли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус? Двигаться не вперед, а назад?

· можно ли это скомбинировать? Что, если сделать смесь, сплав, набор, комплект? Объединить цели, силы, преимущества, идеи?

4. «Корабельный совет».

В этом методе также, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

1. Высказываться по проблеме должны все.

2. Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан – от юнги к капитану, от младшего к старшему.

3. Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.

4. Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.

5. Итоги работы Совета подводит капитан.

Таким образом основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

 

Ход выполнения работы:

Каждая подгруппа выбирает один из изложенных выше методов и решает задачу, предложенную преподавателем. Баллы получает подгруппа, выдвинувшая лучшее решение проблемы.

Примерные темы решаемых задач:

1. предложить программу энергосбережения

2. перспективы использования сверхпроводников

3. для каких целей можно использовать адронный коллайдер

 


 

Лабораторная работа 4





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.033 с.