Цель: познакомиться со способами прогнозирования результатов
Задачи: изучить автоматические методы обработки результатов.
Теоретическое введение
Статистические методы прогнозирования являются одними из основных инструментов в деятельности плановых, аналитических, правительственных учреждений. В современных условиях существенно меняются информационные запросы управляющих структур по объему, составу, достоверности и оперативности производственных процессов. В связи с этим, для руководителей различных уровней возрастает роль прогнозов в принятии управленческих решений.
В данной работе делается статистический анализ и статистическое прогнозирование с целью повышения эффективности работы электрических схем.
Процесс анализа и прогнозирования включает следующие этапы:
- ввод данных в систему;
- визуализация данных с помощью различных типов графиков;
- преобразование данных, адекватное выбранным статистическим методам;
- реализацию алгоритмов статистических методов;
- вывод результатов анализа в виде графиков и таблиц с числовой и текстовой информацией;
- интерпретацию полученных результатов.
Основу исследования составляют временные ряды. Изучается вопрос изменения выходной мощности по мере изменения параметров элементов.
Вопрос изменения показателей может быть изучен с помощью специальных статистических методов, анализирующих ряды динамики.
Рядом динамики (временным рядом) называется последовательность значений статистического показателя, упорядоченная в хронологическом порядке. Отдельные наблюдения временного ряда называются уровнями ряда. В наших исследованиях применяются интервальные ряды с годовой динамикой развития. Уровни рядов динамики могут представлять абсолютные, относительные и средние значения. В данной работе используются средние оценки по предмету в группе.
|
Абсолютный прирост равен разности двух сравниваемых уровней. Он характеризует изменение показателя за определенный промежуток времени:
(1)
Для записи формулы базисного абсолютного прироста в общем виде уровень yi сравнивают с показателем, принятым за базу:
(2)
Обобщающая характеристика скорости изменения исследуемого показателя во времени – это средний абсолютный прирост. Для его вычисления пользуются формулой:
(3)
Где - цепной абсолютный прирост,
n – длина временного ряда.
Еще одна характеристика динамики процесса – темп роста T. Она характеризует отношение двух сравниваемых значений ряда и выражается в процентах:
(4)
Если измеряется цепной темп роста, то справедлива формула:
(5)
Если измеряется базисный темп роста, то его вычисляют по формуле
(6)
Средний темп роста – обобщающая характеристика динамики процесса, отражающая интенсивность изменения уровней ряда. Он показывает сколько в среднем процентов последующий уровень составляет от предыдущего на всем периоде наблюдений. Этот показатель рассчитывается по формуле средней геометрической из цепных темпов роста:
(7)
Выразив цепные темпы роста через соответствующие уровни роста, получим
(8)
Темп прироста K характеризует абсолютный прирост в относительных величинах. Определенный в процентах темп прироста показывает на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к уровню, принятому за базу сравнения. Таким образом,
|
(9)
Преобразовав выражение (9), можно показать зависимость цепного темпа прироста от соответствующего темпо роста:
(10)
Для объективности анализа рассматривают абсолютное значение одного процента прироста, определяемое как отношение абсолютного прироста к соответствующему темпу прироста:
(11)
Наибольший интерес для статистического анализа представляет средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста, поскольку эти показатели являются обобщающими характеристиками динамики процесса. С их помощью были построены графики динамики ряда в виде прямой, которую можно продолжить на несколько шагов и получить прогноз развития процесса обучения. Для этого достаточно использовать формулу
Где L – период упреждения, yn – фактическое значение в конечном уровне ряда, - прогнозное значение (n + L) –го уровня ряда,
- значение среднего абсолютного прироста рассчитанного временного ряда
Очевидно, что такой подход к получению прогнозного значения корректен, если характер развития близок к линейному. К недостатку среднего прироста и среднего темпа роста следует отнести то, что они учитывают лишь начальный и конечный уровни временного ряда, исключая влияние промежуточных уровней. Тем не менее, этот метод дает в нашем случае хорошие результаты и может быть использован как приближенный, простейший способ прогнозирования, предшествующий более глубокому качественному анализу.
Ход выполнения работы
1. Собрать схему согласно рисунку 5.1
|
Рис 5.1
2. Снять показания согласно таблице 5.1-5.5
Таблица 5.1
R1 | R2 | Rn, кОм | P, Вт | ||||||||
10%1Кома | 10%10Ком | 4.7 | |||||||||
30%10Ком | |||||||||||
50%10Ком | |||||||||||
70%10Ком | |||||||||||
100%10Ком |
Таблица 5.2
R1 | R2 | Rn, кОм | P, Вт | ||||||||
30%1Кома | 10%10Ком | 4.7 | |||||||||
30%10Ком | |||||||||||
50%10Ком | |||||||||||
70%10Ком | |||||||||||
100%10Ком |
Таблица 5.3
R1 | R2 | Rn, кОм | P, Вт | ||||||||
50%1Кома | 10%10Ком | 4.7 | |||||||||
30%10Ком | |||||||||||
50%10Ком | |||||||||||
70%10Ком | |||||||||||
100%10Ком |
Таблица 5.4
R1 | R2 | Rn, кОм | P, Вт | ||||||||
70%1Кома | 10%10Ком | 4.7 | |||||||||
30%10Ком | |||||||||||
50%10Ком | |||||||||||
70%10Ком | |||||||||||
100%10Ком |
Таблица 5.5
R1 | R2 | Rn, кОм | P, Вт | ||||||||
100%1Кома | 10%10Ком | 4.7 | |||||||||
30%10Ком | |||||||||||
50%10Ком | |||||||||||
70%10Ком | |||||||||||
100%10Ком |
3. Построить графики изменения мощности для каждой таблицы на единой сетке.
4. Выполнить статистический анализ, согласно формулам 1-11
5. Сделать выводы
Лабораторная работа 6