Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия семьи, как института воспитания.
| № п/п | Показатели семьи | балл |
| 1. | Состав семьи | |
| мать, отец, дедушка, бабушка | ||
| только мать и отец | ||
| мать и отчим, отец и мачеха | ||
| одна мать, один отец | ||
| нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | ||
| 2. | Санитарно – жилищные условия семьи | |
| благоустроенная отдельная квартира | ||
| квартира с родителями супруги (а) | ||
| более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | ||
| комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | ||
| комната в общежитии, в бараке без удобств | ||
| 3. | Доход семьи | |
| могут практически ни в чём себе не отказывать | ||
| денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или долг | ||
| на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
| живут от зарплаты до зарплаты | ||
| денег до зарплаты не хватает | ||
| 4. | Педагогический стиль семьи | |
| постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
| слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | ||
| первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | ||
| равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема в жизни | ||
| напряжённо – конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | ||
| 5. | Уровень социального здоровья семьи. | |
| атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | ||
| здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке». | ||
| в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | ||
| судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | ||
| стоят на учёте с диагнозом – алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | ||
| 6. | Ценность детей в семье. | |
| дети – главная ценность в семье | ||
| дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством | ||
| дети дополняют супружеские отношения | ||
| дети – элемент социального статуса: «как у всех». | ||
| дети – обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства | ||
| 7. | Отношения семьи со школой. | |
| высокая включённость в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребёнка | ||
| обращение к педагогам за советом по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | ||
| интерес к школьной жизни ребёнка односторонний: только у матери | ||
| критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | ||
| отсутствие интереса к школьным делам ребёнка, сознательное ограничение посещений ребёнком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам). |
Инструкция по определению обобщённого показателя уровня социального благополучия семьи, как института воспитания.
Общая сумма баллов – 105.
· ниже 21 балла – характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск).
· от 22 до 30 баллов – характеризует семью в пределах допустимой нормы.
· более 31 – характеризует благополучие семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
| номер вопроса | количество баллов |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
| 4. | |
| 5. | |
| 6. | |
| 7. | |
| итого |
Показатели педагогического просвещения родителей
| Показатели | Черты проявления |
| Педагогическая компетентность | · умение ставить и развивать воспитательные задачи; · владение основными приемами по их реализации; · умение анализировать свой опыт; · умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий; · умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; · умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка; · умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным; · устойчивое психоэмоциональное состояние; · адекватная самооценка; · спокойствие и уверенность; · применение оригинальных приемов в воспитании ребенка |
| Удовлетворенность: а) характером взаимодействия с ребенком | · проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; · эмоциональная готовность к совместной деятельности; · удовлетворенность ее результатами; · уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; · стремление к официальному и неофициальному общению; · творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности; · осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; · инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; · координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; · подстраховка, помощь, поддержка друг друга; · способность приходить к согласию по спорным вопросам; · учет мнения друг друга при организации работы; · действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; · изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга |
| б) процессом обучения и его результатами | · способность родителей применять свои знания на практике в повседневной жизни; · активность на занятиях |