Практическое занятие № 1. Основные лингвистические понятия




Сборник упражнений по русскому языку и культуре речи для студентов специальности 040400.62 «Социальная работа» / Сост. Т.А. Кадоло – Абакан, 2013.

 

Практическое занятие № 1

Основные лингвистические понятия

 

  1. Язык и речь.
  2. Речь, речевая деятельность, текст.
  3. Национальный (общенародный) язык.
  4. Социальная дифференциация языка: литературный язык, диалект, жаргон, просторечие.

 

Литература

  1. Речеведение: Русский язык и культура речи: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 8-28, 72-100.

 

Задания

1) В одних говорах употребляется глагол класть, а в других – ложить; ср. также: накласть – наложить, накласть – положить, скласть – сложить. Какие из этих слов употребляются в литературном языке? Сформулируйте правило употребления глаголов с этими корнями в литературном языке.

2) Следующие слова произносятся в разных говорах с различным ударением: свёкла – свеклА; вЕрба – вербА; крапИва – крапивА, макУшка – мАкушка, вьЮга – вьюгА. Где нужно ставить ударение в этих словах по нормам литературного языка?

3) В приведенных ниже высказываниях укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.

1. Парень один из Крулатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

2. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра – класса, т. е. «рэксами», мерялись силами представители элитных подразделений армии Словакии и США.

3. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

4. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».

5. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировала» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой своих материалов без ссылки на источники.

6. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.

4) Выявите просторечные элементы в приведенных ниже текстах. Какова их роль и как они влияют на развитие русского литературного языка?

С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду тайного голосования аж по четырем проектам решения. Логичнее было бы прекратить производство по этому делу, ан нет. Ну очень нежный шоколад со склада в Москве. Эвон, стало быть, где теперь пролегает граница. И не только абы продать, а заключая подобные контракты. Теперь, когда демократия пошла вверх, ему бы пахать – работать засучив рукава. Нашлись и такие, кто клюнул на эту злобную фальшивку. Таможенники США побрыкались, не сразу приняли новые документы.

5) Выявите жаргонизмы в приведенных ниже текстах. Есть ли среди них такие, которых вы не знаете? О чем это свидетельствует?

Как объяснили журналисты «Республики», пленку стерли. А может, и сперли. Анекдоты травятся совершенно бесплатно… Два представительных гражданина толкали два серебряных слитка. Один из чекистов был вынужден пришить одного из нахалов. Бухали двое… А потом поссорились. Рецидивист схватился за нож.

 

Практическое занятие № 2

Нормы произношения и ударения

  1. Ортология. Типы норм: языковые, стилевые, коммуникативные.
  2. Языковая норма. Свойства языковой нормы: кодифицированность, вариантность. Виды норм в зависимости от уровней языка.
  3. Понятие орфоэпии. Основные орфоэпические законы в области гласных и согласных звуков.
  4. Специфика русского ударения. Вариативность ударений. Типичные случаи нарушения акцентологических норм.
  5. Причины отступления от произносительных норм.

 

Литература

  1. Речеведение: Русский язык и культура речи: курс лекций. Ч. 1. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 106-164.

Задания

1) Расставьте ударение в словах: алфавит, алкоголь, августовский, афера, газированный, глубокоуважаемый, баловать, валовой, вероисповедание, гербовый, добыча, договор, документ, заговор, искра, исповедание, еретик, каталог, квартал, красивее, кухонный, мастерски, маневр, мышление, нормирование, обеспечение, облегчить, предвосхитить, средство, средства, статус, цемент, столяр, усугубить, ходатайствовать, черпать, шофер, щавель, эксперт.

2) Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов:

- Добрый день, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку?

- Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?

- Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.

- Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу.

- Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

- Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

- Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

- Пожалуй, вы правы.

3) Какой звук [о] или [э] произносится под ударением в следующих словах?

афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, маневры, местоименный, наречный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, платеж, пресек, современный, щелка.

4) Мягко или твердо произносятся в современном литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах?

Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, детектив, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, нетто, одесский, орхидея, патент, сессия, свитер, синтез, темп, тент, терапевт, термин, термос, текст, фланель, энергия, эффект.

5) Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, перечница, пустячный, сливочный, спичечный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

6) Укажите случаи ненормативного ударения. Отметьте, какой речевой ситуацией объясняются различные ударения в следующих словах: кОмпас – компАс, дОбыча – добЫча, Алкоголь – алкогОль, прИкус – прикУс, гУсеничные – гусенИчные, улОжили – уложИли, мокрОта – мокротА.

Практическое занятие № 3

Лексические нормы

1. Проблемы нормы в лексике.

2. Дифференциация лексики современного русского литературного языка.

3. Типичные лексико-стилистические ошибки.

 

1) Объясните разницу в значении словосочетаний: опасный человек – опасливый человек, освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – предоставить возможность, техническое исполнение – техничное исполнение, фактический материал – фактичный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: