Для проверки, насколько вы готовы уже сегодня вступить в деловые контакты с партнерами разного статуса, предлагаем вам провести самотестирование.




Представляется: а) старший – младшему; б) младший-старшему; в) мужчина-женщине; г) женщина-мужчине; д) человек с более высоким положением – человеку с более низким; е) человек с более низким положением – к человеку с более высоким положением. Обязательно ли рукопожатие мужчин перед началом делового общения? Кто подает первым руку для приветствия: мужчина или женщина? Только что прибывшие на деловую встречу столкнулись с теми, кто уже закончил разговор. Нужно ли представляться? К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул? Кто начинает беседу: хозяин кабинета или посетитель? Какими словами это лучше сделать? Нужно ли стучаться, входя в кабинет? Влияет ли одежда на деловой успех?

3) Проверьте свое знание оценочной лексики, характерной для речевого этикета. Уточните значение, степень синонимичности приведенных ниже слов; какие качества человека, характеризующие его отношение к людям, отношение к делу, они означают: вежливый, деликатный, коммуникабельный, корректный, лояльный, любезный, предупредительный, импозантный, представительный, надежный, обходительный, общительный, серьезный, тактичный, учтивый, элегантный. Какие группы синонимов можно выделить? Все эти слова можно употребить в оценочном суждении о любом человеке. Какие из них могут войти в оценочное суждение о деловом человеке?

Напишите первые и последние строчки официального и личного письма.


Практическое занятие № 9

Коммуникативные нормы

1. Своеобразие коммуникативной нормы, отличие от языковых норм.

2. Компоненты коммуникативной ситуации.

3. Коммуникативные качества речи.

4. Максимы Г.П. Грайса.

5. Факторы успешного общения.

6. Коммуникативные неудачи: определение, причины.

7. Культура дискутивно-полемической речи

Литература

1. Арутюнова, Н.Д. Прагматика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М., 1998.

2. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

3. Демьянков, В.З. Ошибки продуцирования и понимания (интерпретирующий подход) // Речевые приемы и ошибки: Типология, деривация и функционирование. – М., 1989.

4. Ермакова, О.Н., Земская, Е.А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. – М., 1993.

5. Кукушкина, О.В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах. – М., 1998.

6. Культура русской речи. – М., 1998.

7. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.

8. Речеведение: Русский язык и культура речи: курс лекций. Ч. 2. / В.П. Антонов, И.В. Пекарская. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 4-95.

9. Речевые приемы и ошибки: Типология, деривация и функционирование. – М., 1989.

10. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1984 (1997).

Задания

1) Использование каких риторических приемов способствует проявлению агрессии? С какой целью политики и журналисты в идеологизированных, полемических текстах используют жаргоны, просторечные слова?

Для Путина чеченская пауза как минимум будет означать дискредитацию его политического образа. Есть что терять – в случае успешной кампании в Чечне или выполнения своего обещания «замочить» Басаева или Хаттаба он непременно станет суперфигурой [АиФ, 1999, № 45]; Эх, Сашек, на морду посмотри на свою в зеркало. Ты же выше начальника тюрьмы не тянешь. Ну куда ты прешь в Президенты (В. Жириновский).

2) Составьте и произнесите речь. Тема ее – Вы сами. Ваше выступление – это Ваша визитная карточка. Цель ее – познакомиться с собой, представить себя, заинтересовать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого Вам предмета разговора, как информация о себе, своем характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный прием, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

3) Проанализируйте приведенный ниже диалог начальника с подчиненной. Определите, какие приемы не были продуманы, что послужило причиной коммуникативной неудачи. Продумайте возможный ход беседы, который приведет к необходимому результату.

– Виктор Павлович, отпустите меня на два часа раньше.

– А что такое?

– Понимаете, приезжает моя родная сестра, с двумя детьми, с тяжелыми вещами. Мне нужно обязательно ее встретить.

– Вы говорите, веши тяжелые?

– Да. Очень. Знаете, с детьми столько всего набирается. Коляска и все прочее.

– Так может, лучше вашему мужу ее встретить, раз вещи тяжелые?

– Мы тоже так думали. Но мужа не отпустил его начальник, сказал работы много…

– Ага! Значит, у них много работы, а у нас мало. Нет, уж пусть ее ваш муж встречает. Не могу вас отпустить.

– Но как же, это моя сестра…

– Это ваши проблемы и решайте их сами, а не за счет работы. Идите работайте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: