Формы присутствия авторского сознания в тексте художественного произведения.




1.История и теория вопроса. Полисемантика термина.

2.Формы выражения авторского сознания в прозаическом, лирическом, драматическом произведениях (по работе Кормана Б.О).

3.Законспектировать монографию Кормана Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.,1971. Будем работать над конспектом этой статьи вместе, поэтапно. Поэтому только пока найдите и скачайте скан этой статьи в интернете (он есть).

 

Проблема автора возникла не в ХХ веке, а гораздо раньше. Высказывания многих писателей на роль автора в художественном произведении удивительным образом оказываются созвучны. Вот эти высказывания:

Н.М. Карамзин: «Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей».

М.Е. Салтыков-Щедрин: «Каждое произведение беллетристики, не хуже любого ученого трактата, выдает своего автора со всем своим внутренним миром».

Существует несколько значений термина «автор».

«Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно означает 1. писателя – реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает 2. некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется 3. для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов (Корман называет это так: «формы выражения авторского сознания»)

 

АВТОР - способ косвенного присутствия писателя в своём творении, форма выявления его творческого "я" (в применении к лирическим произведениям эту форму принято обозначать как "лирический субъект" и "лирический герой"). Источник - Современный словарь-справочник по литературе. М., 2000.

>>>" АВТОР произведения присутствует только в целом произведении, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. Он находится в том невыделимом моменте его, где содержание и форма неразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме. Литературоведение обычно ищет его в выделенном из целого {содержании}, которое легко позволяет отождествить его с автором-человеком определенного времени, определенной биографии и определенного мировоззрения. При этом образ автора почти сливается с образом реального человека. Подлинный автор не может стать образом, ибо он создатель всякого образа, всего образного в произведении. Поэтому так называемый образ автора может быть только одним из образов данного произведения (правда, образом особого рода). Источник - М.М. Бахтин. К методологии гуманитарных наук // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

>>>"...если автор и воплощает материальный источник всего, что делается, говорится и думается в романе, то совершенно невозможно все это свести лишь к его воле и тем более к некоему единому намерению. Между писателем и миром находится текст: игра, в которой рождается субъект, некое присутствие (или отсутствие), иными словами, между ними стоит письмо, "а именно то пространство, в котором грамматические лица и истоки дискурса перемешиваются, безнадежно перепутываются, безвозвратно теряются" (Барт). Источник - Михаэль Кольхауэр. Роман и идеология. Точки зрения // НЛО, №14, 1996

>>>АВТОР (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:

1) А. как создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения;

2) образ А. - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него). Источник - Словарь литературоведческих терминов. М. 2001

>>>АВТОР (лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) – субъект специальной – литературно-художественной деятельности, являющейся одной из форм общей человеческой деятельности; субъект литературно-художественной деятельности, результатом которой является литературно-художественное высказывание (произведение), в котором – в образно-знаковой форме – объективируются видение, понимание и эмоциональное восприятие мира и человека автором.

В авторологии автор существует только в авторологическом высказывании (как суждение). Вне суждения мы имеем только представление об авторе. Непонимание этого явления приводит к тому, что собственное критические (исследовательское) представление об авторе выдается за автора (писателя).

Оперирование понятием “автор” требует разграничения следующих смыслов понятия: 1) автор как субъект деятельности, объективирующий свои внутренние (экзистенциальные) силы во всей структуре литературно-художественного произведения; 2) образ автора – персонаж, именуемый в литературно-художественном произведении “автором”, выступающий в литературно-художественном произведении – во внутренней сфере поэтической реальности – равным другим персонажам (например, образ автора в “Евгении Онегине”); 3) субъект речи (повествователь); 4) автор биографический – писатель. Источник - Карпов И. П. Авторология (рабочий словарь): Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология. - М., 2009

 

Задание: а) ознакомиться с тезисами лекции «Формы присутствия авторского сознания в художественном тексте». Сделать краткий конспект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: