Мировая торговля оружием.




Практикум №1.

Проблема разоружения и сохранения мира на Земле.

Текст для осмысления.

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода "инкубационный период" современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу "демографического пресса". Никогда до этого человечество не вступало в период научно- технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Учёные подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетий на нашей планете было 15 тысяч войн. Но никогда прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания. Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине того же столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же, ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....

 

Мировая торговля оружием.

Страны          
Весь мир 45,8 39,3 38,2 29,0 22,1
США 13,7 11,9 11,9 11,2 11,2
СССР 17,7 15,1 14,9 9,6 3,9
ФРГ 0,8 1,3 0,8 1,2 2,0
Китай 2,9 1,9 0,9 1,0 1,1
Великобритания 2,2 1,7 2,7 1,6 1,0
Франция 3,2 2,4 2,9 2,0 0,8

Из таблицы видно, что в 1987-1991 годах мировая торговля оружием сократилась более чем в два раза. Сократилась она и в большинстве ведущих стран-продавцов, причем особенно в СССР, который прежде был ведущим мировым экспортером оружия и военной техники, и конкурировал с США за лидерство на мировом рынке вооружений. Еще более впечатляющим оказались результаты запрещения химического оружия, производство которого Великобритания прекратила в середине 1950-х, Франция - в середине 1970-х, СССР - в 1987 году, а США - в 1990 году. В январе 1992 года, после более чем двадцатилетних переговоров и обсуждений, была принята Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которую подписали сразу 130!!! стран.

В академических и политических кругах ведущих стран мира сложилось в целом три точки зрения о перспективах устройства мира. Наиболее правильной и желательной является точка зрения о "многоорганизационном и многообщественном" мире. Реальной угрозой для такой структуры, можно назвать, сохранение милитаризованного мира, в том числе за счёт нового типа оружия для ведения войн 5-го поколения. Для периода 1946-1991 гг. термин "Запад" означает блок капиталистических государств, термин "Восток" - блок социалистических государств. Для периода до 1946 г. и с 1991 г, под термином "Запад" подразумеваются страны Европы и Северной Америки, а под термином "Восток" - страны Азии и Северной Африки. В период "холодной войны" существовал "биполярный" мир, в основе которого было два блока государств: Восток (лидер СССР) и Запад (лидер США). После окончания "холодной войны" или её перехода в латентную фазу прошло более 10 лет. Мир в этот период начинает претерпевать глобальные изменения и перегруппировку. В академических и политических кругах каждого государства существует несколько точек зрения по данному вопросу. Для примера рассмотрим официальные позиции трёх крупных держав: РФ, КНР, США.

Позиция РФ: мир на переходе к "многополярной, многополюсной" или "полицентричной" структуре; США, объявив себя победителями "холодной войны", оказавшись без противовеса, стремятся установить в мире свою гегемонию; создавая однополюсную архитектуру мира, они препятствуют становлению "многополюсного" мира. Общий с Россией взгляд у КНР. Взаимодействие двух государств на международной арене по данной проблеме строится на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.. На встрече в верхах в Пекине 9-10 декабря 1999 г. принято Российско-китайское совместное заявление, в котором отражена общность позиций двух стран по актуальным проблемам современной международной обстановки.

Позиция КНР: сейчас происходит переход к "многополярности"; "многополярный" мир немыслим, пока существует такая гипердержава, как США; КНР категорически против "однополярности", которая ассоциируется с США и их политикой, тем самым США являются препятствием на пути к "многополярному" миру. Однако США официально иного мнения о мире и своей роли в нём.

Позиция США: мир сейчас ни "монополярный", ни "многополярный"; малые государства концентрируются вокруг крупных государств (США, РФ, КНР, Индия) или в самостоятельные интеграции (Европейский союз (ЕС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)); США не стремятся установить в мире. России приходится сталкиваться с аналогичным отношением со стороны стран Европы (а с XX в. - и со стороны США). Все войны с Россией, интриги вокруг России ведутся в целях ослабить её политическое и экономическое влияние в Европе (и во всём мире). Это вызвано нежеланием иметь лишнего конкурента и страх перед недемократической Россией.

Однако, гегемония США в перспективе маловероятна, так как существуют серьёзные ограничения для её установления и сохранения. Политика США в последние годы основана на принципе обеспечить себе лучшие позиции, получить максимально больше пока существует благоприятная ситуация. Россия сохраняет статус великой державы, но только за счёт сохранивших конкурентоспособность системы образования и ракетно-ядерного комплекса, сформированных в годы СССР. Однако у России сейчас ослаблена возможность эффективно влиять на глобальные и региональные события в силу внутригосударственных проблем, решение которых идет медленно и тяжело. Хотя, по мнению именно глобальная, имперская политика свойственна для России в последние 3-4 века. Это суть России, поэтому она будет стремиться преодолеть кризисы, для возобновления всеохватывающей мировой политики. Это осознают и боятся в Европе и Америке, поэтому РФ стремятся изолировать, ослабить ещё больше, сохраняют и расширяют НАТО, не включают РФ полностью в "восьмёрку", препятствуют России на мировом рынке разного рода антидемпинговыми ограничениями, стремятся создать на постсоветском пространстве состояние "геополитического плюрализма", включить страны СНГ в сферу своего политического, экономического и отчасти культурного влияния, ведут информационную войну на пространстве СНГ. Страх перед возможным возрождением России в виде нового имперского государства сочетается с видением в России хотя и слабого пока, но потенциального конкурента, а в области системы образования и экспорта вооружений - реального конкурента. С Востоком у России и официально, и реально отношения вполне равноправные. Поэтому России надо правильно оценить свой внутригосударственный потенциал и внешнеполитические возможности, и действовать в соответствии с ними для решения накопившихся проблем, не давать возможность другим государствам ослабить те позиции России в мире, которые у неб ещё сохранились за 1990-е годы. Для внешнеполитической деятельности России выгодны оба направления как западное, так и восточное. О приоритетах можно говорить лишь с точки зрения временности, потому что скорость развития событий и изменения ситуации в мире увеличивается. Развивая отношения и с Западом, и с Востоком в равной мере, требуется лавировать между ними, получать максимальную выгоду и сохранять самостоятельность, а также поддерживать значимость РФ для обоих регионов. Интересной, важной и вполне реалистичной является трансевразийская концепция, экономическая сторона которой - идея транспортного и информационного моста между Западом и Востоком через Россию, который позволит ей сохранить и укрепить свои позиции на континенте и в мире, то есть и на региональном, и на глобальном уровнях.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что Россия имеет способность быстро возрождаться из пепла. Другой вопрос - какой ценой для страны и народа происходит это возрождение? В США, Европе и во всем мире прекрасно понимают, что РФ преодолеет свои трудности и проблемы и начнёт опять стремиться к доминированию на континенте и в мире. Однако они заинтересованы, чтобы Россия оставалась ослабленной как можно дольше. Говоря о региональной сфере, важно определить: с кем быть России? В научных и политических кругах страны существуют различные мнения и позиции по этому поводу. Основные из них уже были реализованы или реализуются сейчас:

  1. Исключительное партнёрство только с Северной Америкой и Европой;
  2. Приоритет в развитии сотрудничества со странами Азии, какие бы они не были разные;
  3. Россия должна проводить политику "изоляционизма" для решения своих внутренних проблем и накопления сил;
  4. Россия должна быть самостоятельной и в тоже время расширять и интенсифицировать отношения и с Западом, и с Востоком.

Наиболее оптимальным для России можно считать четвёртый вариант. Во-первых, потому что Россия не является полностью азиатской или европейской страной; поэтому нельзя сотрудничать только с Европой, или только с Азией, необходимо работать по всем направлениям. Во-вторых, Россия, располагаясь и в Азии, и в Европе, заимствуя у обеих сторон, остается совершенно иной страной - самостоятельной Россией; поэтому нельзя терять самостоятельность, оказываясь под влиянием политического и экономического развития стран Европы и Азии, даже при глубоком и доверительном сотрудничестве в обоих направлениях. Тем более и для Запада, и для Востока Россия - конкурент, Россия - объект потенциальной экспансии для решения проблем и обеспечения интересов стран Европы и Азии для стран Европы и США Россия является рынком сбыта товаров не всегда хорошего качества, рынком применения капиталов с получением высоких прибылей, источником сырьевых ресурсов, местом захоронения различных отходов, существует и ряд территориальных претензий к РФ.

Со стороны стран Азии также существуют территориальные споры с РФ; опасность создаёт исламский фундаментализм, который активизировался с 60-х гг., опасность возросла в 90-е гг., когда южные границы страны стали "прозрачными". Например: растет в РФ рынок наркотиков из стран Средней Азии (и не только); нельзя преувеличивать "жёлтую экспансию" на Дальнем Востоке из КНР, но не надо забывать, что на Дальнем Востоке и в Сибири много ресурсов и малочисленное население, а КНР имеет проблемы с перенаселённостью, пресной водой, нуждается в ресурсах (лесных, энергетических), поэтому, в конце концов, вероятно естественное расширение КНР, в основном за счёт России. Тем самым реальная или гипотетическая опасность экспансии существует со всех сторон, поэтому Россия должна направить все усилия для решения внутренних проблем и укрепления рубежей.

Что касается внешнеполитического курса, то, стремясь к равноправному и полноценному сотрудничеству с Западом и с Востоком, Россия должна лавировать между ними; используя их противоречия, добиваться выгод для себя от обеих сторон. Надо оставаться прагматиками и правильно оценивать часто псевдодемократические фразы партнёров. Мир остается и на долгое время ещё останется миром суровой конкуренции. Жертвовать и поступаться собственными интересами не стоит. Возьмём для примера вариант политики России к США и КНР. Не смотря на прекрасное экономическое сотрудничество, у обоих государств есть ряд политических противоречий, и есть (пока скрытое) стратегическое соперничество. Хотя Россия сейчас и ослабленная, она нужна и КНР, и США, особенно в их будущем соперничестве на глобальном уровне. С кем будет Россия, за тем - и преимущество. Либо США ещё долгое время будут оставаться лидером в мире, либо КНР станет, если не новой гипердержавой, то, во всяком случае, - одной из сверхдержав.

Индия, Япония, страны Европы и Юго-Восточной Азии (ЮВА) будут самостоятельными и важными державами, интеграциями в мире, но решающая роль будет отводиться США и КНР. В данной ситуации очень важное значение имеет манёвренность во внешней политики России, чтобы сохранить себя как самостоятельное государство, преодолеть внутренние трудности, воссоздать вокруг себя "защитный пояс" (теперь уже из стран СНГ), получить другие выгоды. Например, очень интересной и в перспективе выгодной для России является "стратегия евразийства", экономическая сторона которой - гипотетический проект "моста" Европа - Азия (авиалинии, железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы, ЛЭП, оптико-волоконные кабельные линии и др.), который сделает РФ не только реально промежуточной частью между Европой и Азией, но и даст РФ занять выгодное положение на континенте; он будет долгое время способствовать развитию РФ и утверждению её, как одной из ведущих стран в "многоорганизационном и многообщественном" мире для проведения всеохватывающей и эффективной политики.

Другой вопрос, из-за которого стратегия и проект подвергаются вполне обоснованной критике, - способна ли Россия сконцентрировать силы на реализацию проекта и на следование такой стратегии, есть ли у России политические возможности и экономический потенциал на данный момент и на будущее? Россия уже допустила огромную ошибку, не приняв участие в 1997 г. в обсуждении и подписании итогового соглашения США, КНР, стран ЕС и АСЕАН о прокладке трансевразийских транспортных и информационных маршрутов. Участие РФ дало бы возможность способствовать прокладке хотя бы части маршрутов через Россию, а так все маршруты были проложены вдоль так называемого "шёлкового пути", южнее территории России. К 2000 г. КНР заканчивает строительство железной дороги в Средней Азии, которая на тысячи километров короче Транссибирской железной дороги, в перспективе планируется соединить её с гипотетической трансевразийской железной дорогой. Тогда перевозки между Европой и Азией, которые год от года возрастают, пойдут в обход РФ, которая для КНР и ЕС в этом вопросе будет уже не нужна.

Следующий вопрос: будет ли экономическая и временная выгода сочетаться с политической возможностью контролировать и обеспечивать безопасность нового "шелкового пути", который будет проходить уже не через одну Россию, а через несколько малых государств с разными политическим, экономическим устройством, культурами, религией, множеством этносов? И, если да, то кто будет контролировать и обеспечивать безопасность? Уже сейчас США объявили, а Западная Европа предполагает, Среднюю Азию сферой своих интересов. В среднеазиатских странах СНГ активно действует иностранный капитал (не всегда российский): в разработке каспийской нефти за 90-е гг. принимали участие многие иностранные компании, в том числе "Шеврон", "Мобил", "Бритиш газ", "Аджип", "Амоко", "Бритиш петролиум" и другие, автомобилестроение развивается с участием "Мерседес-Бенц", "ДЭУ", освоена сборка компьютеров и т.д.. Узбекистан, например, в перспективе планирует стать финансовым и деловым центром в Центральной Азии с ориентацией на США, ЕС, Японию. За 1990-е гг. проведено уже несколько совместных военных учений в регионе. Последнее из них прошло 10-20 сентября 2000 г. при участии США, Великобритании, Турции, РФ и некоторых других стран СНГ, с наблюдателями из Франции и Украины. Конечно, причинами, в первую очередь, являются расширяющиеся экономические потребности США, членов ЕС и других государств, стремление оттеснить Россию (конкурента) и закрепиться в регионе; также желание надолго ослабить позиции РФ в регионе через "геополитический плюрализм"; изучить регион на практике и на местности в целях возможного в будущем военного вмешательства.

Нельзя исключать и тот факт, что уже сейчас начинается борьба за сферы влияния и контроль над будущими трансевразийскими транспортными и информационными маршрутами. Интересна в связи с этим деятельность такой интеграции, как "Шанхайская пятёрка", созданной на основе подписания в 1996 г. (Алма-Ата) и 1997 г. (Шанхай) соглашений между РФ, КНР, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Её деятельность расширяется и включает уже не только переговоры о сокращении вооружённых сил на общих границах пяти государств и создании зоны мира в регионе, но и переговоры по вопросам внешней политики, совместной обороны, борьбы с преступностью. Что это: удобный инструмент США для ослабления региона или механизм противодействия участников политике США и других стран? Скорее всего, это механизм взаимной гарантии безопасности, который ведёт к снижению риска локальных конфликтов за счёт разоружения сторон; и механизм противодействия иным силам за счёт объединения в перспективе усилий по обороне и контролю в регионе. До 1991 г. это была территория СССР; с 1991 г. свой контроль стремится сохранить Россия, КНР пытается утвердить свои позиции (в первую очередь, экономические) в новом для неё регионе. Не будет ли это слабым звеном в "Шанхайской пятёрке", прочность которой зависит именно от РФ и КНР; не сумеют ли США и другие заинтересованные стороны воспользоваться этим в своих интересах? В конце 1990-х гг. РФ и КНР выработали оптимальную модель: "равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие" в XXI в. Однако внутренние проблемы и потребности КНР могут препятствовать реализации модели на практике. Также нет до сих пор стабильного развития российско-китайских экономических отношений в гражданском секторе как на государственном, так и на частном уровнях; а экономические отношения - скрепляющий механизм для других сфер сотрудничества. Поэтому здесь важно, чтобы стороны определились со своими приоритетами, позициями, интересами, плюсами и минусами от участия в "Шанхайской пятёрке" и в первую очередь - РФ и КНР.

Никогда еще в мире не было накоплено столько смертоносного оружия, как сейчас: на каждого жителя планеты приходится такое количество взрывчатки, которого достаточно, чтобы не один раз уничтожить все живое. К человечеству пришло осознание того, что ядерная война была бы гибелью цивилизации, концом жизни на Земле. Следствием такой войны, как установлено учеными, была бы «ядерная зима» - кардинальное изменение климата Земли, исключающее возможность существования жизни. Более того, катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986 г.) показала невозможность ограниченных ядерных войн. В результате ядерных взрывов возникают массовые пожары, сопровождающиеся выделением в атмосферу огромного количества продуктов сгорания: сажи, пепла и ядовитых газов. Облака, состоящие из мельчайших частиц сажи, поглощают и рассеивают солнечный свет, вызывая затемнения поверхности Земли - «ядерную ночь». В результате этого нарушается радиационный баланс планеты, температура ее поверхности за короткий срок понижается на 15-20˚С. Вследствие коренной перестройки системы циркуляции в атмосфере эта беспрецедентная климатическая катастрофа за несколько недель распространится на весь земной шар, что повлечет гибель всего живого. Если часть людей уцелеет после ядерной войны, то они окажутся в условиях жесткого холод, без питьевой воды, пищи и топлива, под воздействием мощной радиации, в условиях предельного психологического стресса и свирепствующих эпидемий, причем все это будет происходить в сумерках или во мраке. Но было бы ошибкой думать, что катастрофические последствия может иметь лишь ядерная война. Трагичными для человечества могут стать и войны с применением усовершенствованного «обычного» оружия. Они также в состоянии унести сотни миллионов человеческих жизней, разрушить природные ландшафты, оставить незаживающие «шрамы» на поверхности планеты.

Гонка вооружений ежегодно отнимает у человечества около 1 трлн. долларов, что сопоставимо с национальным доходом такой страны, как Япония. В армиях государств мира занято 26 млн. людей, оторванных от производительного труда, а это равно всему экономически активному населению такой страны, как ФРГ. Все это снижает социально-экономический потенциал человечества, возможность решения других глобальных проблем.

………………………………………………………………………………………………

Проблема необходимости сохранения мира на Земле и избежания разрушительной ядерной войны, воспринимавшаяся еще до недавнего времени как глобальная проблема номер один, в настоящее время утратила прежнюю остроту и фатальность.

Изменение политической обстановки в мире, начавшееся в середине 1970-х гг. (получившее название «разрядка»), и окончание «холодной войны» в конце 1980-х гг. постепенно привели к прекращению борьбы двух систем, державшей весь мир в страхе на протяжении почти сорока лет после окончания Второй мировой войны. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, реальном сокращении вооруженных сил, вооружений и расходов на них у основных стран -бывших противников по противостоянию. Снижение напряженности в мире подтверждается и почти двукратным сокращением с конца 1980-х гг. мировой торговли оружием.

Изменение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой последствия противоречивого характера. Во многих развитых странах, а также особенно в бывших советских республиках, активно идет процесс конверсии военного производства, на которую ранее возлагались большие надежды в связи с высвобождением большого количества производственных мощностей и рабочей силы. Однако конверсия оказалось делом и экономически (переналадка специфического оборудования), и социально (массовое высвобождение работников оборонных отраслей и сокращение численности вооруженных сил) очень дорогим. По оценкам экспертов СИПРИ, первоначальные расходы на конверсию превышают расходы на гонку вооружений.

К сожалению, война далеко не исчезла из арсенала способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии, Иран, Ирак и т.п.).

Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев. По подсчетам СИПРИ, в середине 1990-х гг. насчитывалось порядка 50 конфликтов, где велись боевые действия, и лилась кровь. Новым и неожиданным вызовом мировому сообществу явилось расширение «клуба» ядерных держав. Весной 1998 г. Индия и Пакистан испытали ядерное оружие. В числе «околоядерных» держав называют ЮАР, Израиль, Иран, Ирак, КНДР, а также Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Реальная угроза расползания ядерного оружия, которое находится за пределами международного урегулирования, может создать новую трудноразрешимую ситуацию в мире, потребует новых политических и экономических подходов.

Наконец, очень большую опасность в наши дни представляет и проблема международного терроризма, способного спровоцировать различные конфликты вплоть до ядерного шантажа и глобального ядерного конфликта (некоторые исследователи выделяют международный терроризм в разряд новых глобальных проблем).

Таким образом, справившись с прямой угрозой уничтожения в глобальной войне, человечество столкнулось с новыми явлениями, способными подорвать всеобщий мир и безопасность.

Все международное сотрудничество решительным образом выступает за мир, решение глобальных проблем безопасности, разоружение и урегулирование конфликтов. Глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества, и поэтому требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. Особенно острой является проблема сохранения мира на Земле. С точки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества.

Программа «Международного сотрудничества за мир, решения глобальных проблем безопасности, разоружения и урегулирования конфликтов» предназначена для поддержки и развития отношений международных неправительственных организаций, властью и обществом в области улучшения международной безопасности. Данная программа будет заниматься такими вопросами, как сокращение оружия массового уничтожения и обычных видов вооружения.

Целью программы является вовремя отреагировать на развитие политического процесса, как в странах СНГ, так и во всём мире. Также в рамках программы будет проводиться анализ современных проблем мира и безопасности.

Программа несёт в себе следующие проекты:

Ø структура международной безопасности и сотрудничество с международными институтами и неправительственными международными организациями;

Ø проблемы разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения;

Ø помощь в совершенствовании законодательства в области военно-гражданских отношениях.

Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.

На данный момент не все имеют представление о существующей опасности, о возможности и размере катастрофы с применением оружия массового уничтожения (ОМУ). Человечество не уделяет должного внимания этой проблеме из-за неосведомлённости и неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае не надо забывать о том, что угроза применения ОМУ, к сожалению, присутствует повседневной жизни через активную пропаганду насилия. Это явление происходит во всём мире. Президент России В.В. Путин сказал примерно следующее: «Мы должны осознавать, что нераспространение ОМУ стало одной из самых важных современных проблем, а то и самой важной».

Дело в том, что с наступлением нового века перед человечеством появились качественно новые вызовы - новые виды ОМУ, явление международного терроризма, что осложнило проблему его нераспространения. Нераспространение - это предотвращение и недопущение появления новых государств, имеющих ОМУ. Понять это можно так:

Ø Россия не может допустить появление новых ядерных держав;

Ø предотвращение угрозы распространения ОМУ признано Россией, США и другими странами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности.

Первый раз мировое сообщество задумалось о нераспространение ОМУ в 1960-х годах прошлого века, когда уже появились такие ядерные державы как, СССР, США, Великобритания, Франция; и Китай был готов к ним присоединиться. В это время всерьёз

задумались о ядерном вооружении и даже занялись его разработками такие страны, как Израиль, Швеция, Италия и др. В те же 1960-е года Ирландия стала инициатором создания международно-правового документа, который и заложил основы нераспространения ядерного оружия. СССР. США и Англия стали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Они и стали первыми участниками этого договора. Он был подписан 01.07.1968 года, но вступил в силу в марте 1970 гола. Франция и Китай вступили в этот договор несколько десятилетий спустя. Его основные цели - предотвратить дальнейшее распространение ЯО, стимулировать сотрудничество в сфере использования атома в мирных целях при гарантиях сторон-участников, способствовать проведению переговоров о прекращении соперничества в сфере разработки ЯО с конечной целью его полной ликвидации.

По условиям этого Договора ядерные государства берут обязательства не оказывать содействия безъядерным государствам в приобретении ядерных взрывных устройств. Безъядерные государства обязуются не производить и не приобретать такие устройства. Одно из положений Договора предписывает МАГАТЭ осуществлять меры по обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерных материалов, используемых в мирных проектах безъядерными государствами - участниками Договора. В ДНЯО (статья 10. пункт 2) говорится, что через 25 лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчёты конференции проводились согласно условиям Договора каждые пять лет, и в 1995 году, когда он подошел к завершению 25-летнего периода действия, стороны - участники единогласно выступили за бессрочное его продление.

Они также приняли три обязательные Декларации принципов:

Ø подтверждение ранее принятых обязательств в отношении ЯО и прекращение всех ядерных испытаний;

Ø усиление процедур контроля за разоружением;

Ø создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке и строгое соблюдение условий Договора о нераспространение всеми странами без исключения.

Участниками договора являются 178 государств, включая существующие ядерные державы (за исключением Северной Кореи), которые выступили за режим контроля над ракетными технологиями. Также есть четыре страны, проводящие ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия, Пакистан, Куба.

Холодной войне сопутствовали разработка и распространение ядерного оружия, как основными противниками, так и различными неприсоединившимися странами. Окончание холодной войны дало возможность странам мирового сообщества сократить, а затем и ликвидировать ядерное оружие. В противном случае страны будут неизбежно втянуты в процесс распространения ядерного оружия, так как каждая религиозная «супердержава» стремится либо укрепить свою гегемонию, либо сравнять свою ядерную мощь с мощью противника или агрессора.

Угроза распространения ЯО и, не в меньшей степени, ядерных технологий и ноу-хау значительно возросла с момента распада Советского Союза. Впервые произошел распад государства обладающего ЯО, государства - постоянного члена ООН. В результате этого появились еще страны, имеющие ядерное вооружение. К этой проблеме отнеслись очень серьёзно, и через некоторое время Россия получила все права и обязанности СССР, связанные с ДНЯО. Также она получила межд\ народно признанное право па вечное обладание ЯО. Вместе с ООН, ДНЯО фиксирует за Россией статус великой державы на уровне таких стран как США, Китай, Англия, Франция.

Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада в этой области. Эта помощь показывает, что Запад не хочет видеть в странах СНГ источник распространения угроз. На саммите большой восьмерке в Канаде в июле 2002 года были приняты важные решения по вопросам международного терроризма и распространению ЯО. Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого ОМУ являются:

Ø система экспортного контроля, включающая отлаженную национальную систему учёта, контроля и физзащиты оружейных материалов; сюда же входит и недопущение бесконтрольного экспорта неосязаемых технологий, в т. ч. в электронном виде;

Ø система предотвращения утечки мозгов;

Ø безопасность хранения, складирования, транспортировки ОМУ и материалов, пригодных для его производства;

Ø система предотвращения незаконного оборота ядерного и другого ОМУ и материалов.

Что касается химического и биологического оружия (ХО), то главная проблема состоит в следующем: при изготовлении оно не требует особой технологической базы, поэтому нельзя создать надёжный механизм контроля ХО. Но как бы то ни было созданы международно-правовые документы, проводятся конференции. Биологическое оружие является эффективным средством достижения целей террористов: оно способно поразить большие массы гражданского населения, а это очень привлекает террористов, может легко спровоцировать панику и хаос.

Терроризм - это очень большая проблема в наше время. Современный терроризм выступает в форме террористических актов, имеющих международный масштаб. Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь-кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы – политические, социальные, национальные, религиозные. Для них становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:

Ø воссоздание устойчивого блокового мира;

Ø блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

Ø недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

Ø передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

Ø использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;

Ø никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного террористического акта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей, потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

Хотелось бы <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: