SWOT-анализ школы: в чем польза и как его провести
SWOT-анализ – инструмент, позволяющий определить потенциал организации и наилучшие пути развития любого дела. Школьное учреждение не бизнес, однако в связи с введением нормативов финансирования, зависящего от количества учащихся, стало понятно, что между образовательными учреждениями существует и даже возрастает конкуренция.
Причины проведения анализа
Основных причин две:
- Количество потенциальных учеников меньше, чем количество мест. Это проявление так называемой демографической ямы и связанных с ней результатов низкой рождаемости.
- Родители стараются дать ребенку лучшее образование, поэтому выбирают учебные заведения, имеющие хорошую репутацию, иногда основанную на славном прошлом, а не на реальных заслугах учебного заведения.
Таким образом, директор образовательного учреждения должен решить, как сделать свое учебное заведение привлекательным, как обеспечить сотрудникам должную нагрузку и заработную плату. Надежной основой для принятия верных решений может стать SWOT-анализ школы.
Какая польза может быть от SWOT-анализа школы
Этот тип исследования пришел в Россию с Запада. Его название — первые буквы английских слов strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.
SWOT-анализ деятельности школы помогает определить внешние и внутренние моменты, влияющие на успешную работу всего коллектива. К внутренним относятся сильные и слабые стороны образовательного учреждения, а к внешним – возможности для развития и угрозы нормальному функционированию.
Грамотный SWOT-анализ потенциала развития школы показывает следующее:
- Каковы преимущества школьного учреждения и его недостатки, как они связаны с внешними и внутренними угрозами. Например, сильный педагогический коллектив – это явное преимущество, однако большое количество учеников и перегруженность учителей –недостаток. Мастерство педагогов, которое позволяет качественно подготовить учеников к поступлению, – отличная возможность для развития, а большое число учащихся в классах – угроза надлежащему уровню подготовки.
- Как влияют на работу школы внешние обстоятельства. Здесь хорошим примером может служить расположение школьного здания. Если оно находится в центральном районе, до школы можно быстро добраться – это благоприятное обстоятельство, а если стоит в стороне от жилых кварталов – вы столкнулись с минусом.
- Как можно использовать преимущества учебного учреждения, чтобы компенсировать слабые стороны и противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Например, сильный учительский состав поможет компенсировать неудачное расположение школьного здания.
- Как недостатки школы могут помешать ее успешной работе. Так, слишком большое количество учеников снижает уровень подготовки детей и вызывает недовольство родителей, а это уже чревато оттоком учащихся.
- Какие преимущества стоит развивать и какие из них можно использовать с максимальной выгодой. Так, правильно организованная работа сильных учителей поможет повысить результаты ЕГЭ или вырастить победителей олимпиад, что быстро поднимет популярность школы.
На основании SWOT-анализа развития школы составляется план дальнейшей работы, принимаются решения о том, как нивелировать недостатки либо превратить их в достоинства. Допустим, расположение школьного здания на окраине и большая окрестная территория позволят сделать акцент на физической подготовке учеников. Не имея подробных данных, выбрать оптимальные направления развития учебного заведения очень сложно.
Как провести SWOT-анализ школы
Прежде чем приступать к анализу, стоит уточнить основные компоненты метода и правила его применения. У SWOT-анализа четыре компонента:
- Сильные стороны организации – это особенности и характеристики, которые дают дополнительные возможности, помогают выделиться на фоне множества таких же учебных заведений. Сюда могут входить методы работы, организационные навыки, сотрудничество с вузами, опыт проведения уникальных мероприятий, какие-либо традиции.
- Слабости организации – это недостаток необходимых для развития ресурсов. Учебному заведению может не хватать нужного оборудования, высокопрофессиональных учителей, грамотной организации всех процессов.
- Возможности – это то, что поможет образовательному учреждению развиваться, все, что способствует его развитию. Это может быть закрытие другой школы в том же районе, получение гранта или дополнительного финансирования и пр.
- Угрозы – это факторы, которые могут нанести организации ущерб и на которые организация не может влиять. К ним можно отнести ухудшение демографической ситуации, изменение законодательства и т. п.
Все эти компоненты в итоге будут сведены в таблицу:
Правила проведения
Проведение SWOT-анализа управления школой выполняется по тем же правилам, что и анализ любой компании. Правил всего 5, но если их не учитывать, результаты анализа будут искаженными и непригодными для принятия управленческих решений.
- Важно четко определить область, которую предстоит проанализировать. Общее исследование важно, однако его часто приходится дополнять более узкими, например, SWOT-анализ условий для проведения профориентации, пропаганды здорового образа жизни, формирования патриотизма и гражданской позиции.
- Необходимо точно определить разницу между компонентами SWOT. Заметим, что преимущества и слабости школы – это ее внутренние особенности, руководство может их контролировать и при желании менять. Угрозы и возможности изменить нельзя, поскольку от действий руководства они практически не зависят.
- Преимущества и недостатки учебного заведения необходимо оценивать с позиции учащихся и их родителей, поскольку именно они являются потребителями образовательных услуг. Сильный педагогический коллектив будет преимуществом только в том случае, если есть нужные результаты – успешно пройденные ЕГЭ, высокий процент поступивших в вузы, завоеванные на олимпиадах призы.
- Анализ должен быть абсолютно объективным. Этого невозможно достичь, если его выполняет кто-то один из сотрудников, поскольку проанализировать составляющие системы можно, только находясь вне ее.
- Все формулировки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей должны быть максимально краткими и четкими, а лучше всего – измеряемыми. Только такой подход делает исследование полезным.
Технология проведения
SWOT-анализ проводится либо сторонними экспертами, либо, что бывает чаще, методом мозгового штурма. Это может выглядеть следующим образом:
- Собираются все сотрудники, поскольку мозговой штурм предполагает получение массы идей, иногда абсурдных.
- Если собравшихся больше 7 человек, стоит разделиться на группы, с тем чтобы каждая группа выписала все, что знает и думает по направлениям анализа – слабости, силе, возможностям и угрозам.
- На этом шаге к каждому пункту списков добавляются пояснения и комментарии. Они должны показывать, почему что-то считается сильной стороной, а что-то слабой и пр.
- Затем участники выделяют в каждом из 4 получившихся списков три самых важных пункта. Это будет то, на чем вам надо сосредоточиться.
Примерный перечень вопросов для анализа вы можете скачать внизу статьи.
Анализ информации
Собранную в результате мозгового штурма информацию надо обработать и проанализировать. В ходе анализа данные обычно группируются следующим образом:
- Сильные стороны соотносятся с возможностями. Это позволяет понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.
- Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.
- Следующим шагом сводят недостатки учебного учреждения, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.
- На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.
В результате такого анализа получается список решений, которые и определят дальнейшие действия администрации и педагогического коллектива.
Пользовательское соглашение Политика в отношении обработки и хранения персональных данных