Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности организации, определение необходимого объема производства, при котором оно будет безубыточным. Для этого рассчитывается: 1) безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается возмещение постоянных издержек производства; 2) Объем продаж, который обеспечивает необходимую сумму прибыли; 3) Запас финансовой прочности (безубыточности предприятия).
Для этой цели используются графические и аналитические способы. Воспользуемся аналитическим способом.
Безубыточность – бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние.
Расчет данных показателей основывается на системе «директ-костинг» по взаимосвязи «затраты – объем – прибыль».
Безубыточный объем продаж=постоянные затраты / удельный вес маржинального дохода в выручке. Удельный вес маржинального дохода=маржинальный доход / выручка.
Через натуральные единицы безубыточный объем продаж рассчитывается: объем реализации в натуральных единицах * постоянные затраты / удельный вес маржинального дохода в выручке.
Для получения необходимой прибыли по одному виду продукции: k=(Постоянные затраты+Прибыль) / (Цена реализации – Удельные переменные затраты), k – объем реал-и в натур выражении.
По отрасли или по хоз-ву в целом: k=(Пост затраты+Прибыль) / Уд вес марж дохода в выручке.
Для определения зоны безуб-ти для 1 вида продукции (ч/з натур пок-ли):
ЗБ=(Кол-во реализ-й прод-и – Точка беззуб-го объема) / Объем реализации прод-и.
|
ЗБ(в стоим выраж-и)=(Выручка – Точка беззуб-ти) / Выручка.
Необходимо определить факторы, влияющие на вышеперечесленные показатели. Безубыточный объем продаж зависит от суммы постоянных затрат, от удельных переменных затрат, от уровня цен на продукию.
Увеличение удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безубыточности.
Оптимальный план должен снижать пост. затраты на единицу продукции,уменьшать безубыточный объем продаж и увеличивать зону безубыточности.
Для определения количественного влияния названных факторов можно использовать прием элиминирования. На зону безубыточности влияет объем продаж, пост. затраты, цены реализации, удельные переменные затраты.
11. Факторный анализ себестоимости с/х продукции Анализ начинают с динамики с/с-ти. Рассчит-ют базисные и цепные темпы роста, ур-нь с\с-ти сравнивают с др хоз-ми, с показ-ми в сред по району, находят отклон-е от плана. Такой сравнит анализ позволяет выявить тенденцию изменения с/с-ти, определить возможности ее изменения. После сравнит анализа следует изучить причины роста с/с-ти, которые групп-ся на объективные и субъективные. К объектив причинам относят повышение с/с-ти продукции за счет роста цен в связи с инфляцией. Другой объектив причиной повышения с/с-ти явл более высокие темпы роста ОТ по сравнению с темпами роста производит-ти труда (это то же рез-т инфляции). Субъектив причинами явл: 1.низкий ур-нь механизации производст процессов.2. организация труда.; 3.зависимость с/с-ти от технологии пр-ва.
Для опред колич-ого влияния названных фак-ров на ур-нь с/с-ти может быть использован прием корреляц-го анализа, прием динамических рядов, а при функциональной зависимости можно использовать способ детерминированного факторного анализа. Важнейшими факторами, от которых зависит с/с-ть прод р-ва это урож-сть с/х к-р и размеры зат-т на 1 га посева. Это факторы 1-ого уровня. При интенсивном ведении отрасли р-ва доп зат-ты на 1 га посева должны окупаться доп-ым выходом продукции. При таком условии с/с-ть прод-ии р-ва будет снижаться. Колич-ое влияние этих фак-ров опред-ся с пом приема элиминирования. Затем необх выявить причины перерасхода и выявить почему доп затраты не окупились. Для этого проводят анализ по статьям затрат: затраты на ОТ, семена и посадочный материал, удобрения, ср-ва защиты раст-ий и жив-х, корма, работы и услуги, затраты на содерж-е ОС, затраты по организации пр-ва и управлению, прочие затраты. При анализе по статья затрат рассчит затраты по кажд виду прод р-ва в расчете на 1 га посева в разрезе статей затрат. Сравнивают затраты по статьям затрат. Находят отклонения, т. е. рост или снижение, экономия или перерасход по каждой статье. Опред-ся удельный вес кажд статьи в общей с/с-ти. Делая выводы необх обратить внимание на изменение структуры затрат в динамике и объяснить отклон по кажд статье. Углубляя анализ этого вопроса проводят факторный анализ по статьям затрат.
|
Анализ с/с-ти продукции жив-ва схож по раст-ву.На рост или снижение с/ти оказывают влияние факторы 1 порядка: изменение прод-ти жив-х, изменение затрат в расчете на 1 гол.Анализ проводят также по виду прод-ии, по статьям затрат.
По статье корма факт-ми 1-ого уровня явл: цена, колич-во израсходованных кормов. Т. к. в рацион жив-х включ-ся различ виды корма, то при анализе факторный анализ проводят не только в целом по статье «Корма», но и в разрезе отд видов корма.