Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ

СВЯЗЕЙ КУРСА ОБЖ................................................................................. 5

1.1 Межпредметные связи............................................................................. 5

1.2 Межпредметные связи в образовательной области «безопасность жизнедеятельности».................................................................................... 12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................... 20


ВВЕДЕНИЕ

Принцип единства учения и воспитания предполагает целенаправленную реализацию во взаимосвязи образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Развитие умственных способностей, мыслительной активности, познавательных интересов учащихся создает субъективные предпосылки для выработки у них самостоятельных суждений, убеждений и мировоззренческих взглядов. Систематическая реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует комплексному решению задач по воспитанию и формированию личности.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на физике - физикой, на истории - историей, обучаемый не может применить имеющиеся у него знания не то, что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины, например, ОБЖ. Невостребованные знания быстро забываются. Необходимо востребовать их на уроках ОБЖ, но так, чтобы ученик чувствовал себя в достаточной степени уверенно и комфортно.

Таким образом, тенденция к межпредмет­ной интеграции в системе образования является важнейшей и перспективной особенностью развития современной педаго­гической теории и практики. Имеющиеся в настоящее время разработки межпредметных связей не только отвечают ос­новным требованиям совре­менной теории обучения и воспитания (таким, как обогащение содержания систем образования, обучение на вы­соком уровне трудности, формирование теоретического мышления и т.д.), но и способствуют созда­нию более благоприятных ус­ловий для их реализации. Та­кие условия создаются на основе выявления элементов общности интегрируемых дис­циплин и составления по прин­ципу взаимодополнения их со­держания, что ведет к ликвида­ции дублирования близких тем, к снижению тенденции пере­грузки обучающихся и, в конеч­ном счете, к более глубокомуи эффективному усвоению учебного материала.

Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ. Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла и это объясняет актуальность темы.

Предмет исследования – межпредметные связи в образовании.

Объект исследования – межпредметные связи на уроках ОБЖ.

Цель работы - изучить организацию межпредметных связей на уроках ОБЖ. С этой целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность межпредметных связей в образовании.

2. Рассмотреть классификацию межпредметных связей.

3. Рассмотреть межпредметные связи в образовательной области «безопасность жизнедеятельности».

 


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ

СВЯЗЕЙ КУРСА ОБЖ

Межпредметные связи

 

В законе Российской Федера­ции «Об образовании», в ст. 14 п. 2, говорится, что «со­держание образования должно обеспечивать... формирование у обучающегося адекватной со­временному уровню знаний... картины мира; формирование человека и гражданина, наце­ленного на совершенствование современного общества».

В развитии целостного мыш­ления и целостного познания мира помогают межпредметные связи в обучении [1].

Проблеме межпредмет­ных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между пред­метами говорится еще в трудах выдающихся пе­дагогов XVII—XIX вв. Я.А. Каменского, Д. Локка, И.Г. Песталлоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, а также в трудах русских просве­тителей XIX-XX вв. В.Г. Белинского, В.Д. Одоевско­го, К.Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине про­шлого столетия и не спа­дает по настоящее время[2].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

1) какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

2) какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

3) как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии…), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует[3].

Следует отметить, что реализация межпредметных связей активизирует познавательную деятельность учащихся при ус­ловии правильного отбора учебного материала, используемого в качестве связи. Привлечение ранее усвоенного при изучении нового материала имеет важную особенность: привлекаемые из прошлого опыта знания далеко неодинаково запоминались уча­щимися. Одни помнят его достаточно полно, другие — не со­всем полно, третьи ничего или почти ничего не помнят из ранее изученного. Вторая особенность привлекаемого из ранее изученного в смежных предметах материала — то, что он является по своему содержанию во многом общим с вновь изучаемым. И чем больше ученики учатся, тем больше накапливается у них такого материала. В этом случае, с одной стороны, создаются возможности для привлечения самого различного материала в качестве связи, так как знания учащихся старших классов становятся довольно обширными, с другой стороны, учителя чаще обраща­ются на уроках к взаимосвязям, организуя повторение изучен­ного. Так учителя оказываются в довольно затруднительном положении при подготовке к уроку: им надо решить, какой учеб­ный материал смежных предметов и в каком объеме следует привлечь в качестве связи при изучении данной темы, в зависи­мости от интереса к учению учащихся конкретного класса.

В целом возможности осуществления связей одного предме­та с другим исключительно велики. Особенно важны они для организации сравнений. Организация учителем сравнений, сопоставлений, проти­вопоставлений развивает у учащихся способность воспроизво­дить уже усвоенное, отражать прошлый опыт обучения. Разви­тие способности воспроизводить прошлый опыт — важный по­ложительный результат общечеловеческой подготовки как побуждения к активной деятельности.

Истоки образования межпредметных связей находятся внутри учебного предмета, так как в его системе имеются заро­дыши целого ряда других учебных предметов. Не только сами предметы, но и отдельные понятия также являются источни­ками межпредметных ассоциаций. Несмотря на то, что в систе­ме учебных дисциплин, особенно у старших подростков, зало­жена база для формирования диалектического понимания пред­метов и явлений, межсистемные ассоциации образуются легче, прочнее при умелом увязывании преподавателем знаний раз­личных дисциплин, объединенных единством темы или вопро­са. Поэтому установление связей между учебными предмета­ми в процессе преподавания является необходимым условием формирования целостных и системных знаний учащихся[4].

Реализация принципа межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам характер системности, межпредметные связи обобщают знания делают целостным мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют творческому развитию обучаемых.

Вырезано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: