Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе. Для обоснования такой системы необходимо выявить психолого-педагогические механизмы воспитания культуры безопасности в учебном процессе, особенности содержания воспитания культуры безопасности в преподавании различных учебных дисциплин и закономерности интеграции усилий преподавателей различных учебных дисциплин.
Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию координации деятельности учителей в обучении школьников основам безопасности в преподавании различных учебных предметов. В случае если обучение основам безопасности в школе осуществляется интегрированно (содержание обучения основам безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура безопасности представлена в наибольшей степени.
К таким дисциплинам, прежде всего, относятся биология и обществознание. Биология обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как тенденция к интеграции через межпредметные связи.
|
Данная тенденция не обеспечена ни теоретическими исследованиями в педагогике, ни учебно-методическими разработками, на основе которых и в соответствии с которыми осуществляется практика обучения основам безопасности.
Для более полной реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций межпредметных связей творчески работающий, ищущий преподаватель найдет и использует связь предмета ОБЖ также и с литературой и искусством, общественными науками, физической культурой и др. Ведь именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.
Приведенные положения педагогики и психологии позволяют сформулировать педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний и в обучении ОБЖ. К наиболее важным условиям относятся:
1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
|
5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира[5].
Таким образом, преимущество использования межпредметныз связей на уроках ОБЖ заключается в том, что они:
- развивают системное, ассоциативное мышление;
- интегрируют ОБЖ в систему жизненно необходимых знаний;
- дают представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций;
- способствуют выработке ситуационного опыта.
- и - что не менее важно - объективно поднимают престиж науки ОБЖ.
Одной из форм использования межпредметных связей ну уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя), которые попеременно ведут урок; при этом у каждого своя манера, свой темп и свой темперамент, и это позволяет поддерживать на высоком уровне даже непроизвольное внимание и интерес со стороны учащихся в течение всего урока.
В целом занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления. Это созидательная работа и развивает творческое мышление[6].
Таким образом, можно утверждать, что в современном обучении учащихся значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, мы реализуем основной принцип обучения - принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета ОБЖ.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в широком смысле слова, межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения и навыки, способы их получения в различных видах деятельности, реализующийся через систему нормативных функций, а также общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.
В узком (предметном) смысле слова, межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.
Этот дидактический принцип определяет развитие способности учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира. Именно эта функция межпредметных связей обладает всеобщностью воздействия на педагогический процесс и дает основание для рассмотрения принципа межпредметных связей в системе других дидактических принципов
Следует отметить, что решающая роль в практической реализации межпредметных связей в процессе изучения дисциплин принадлежит учителям, от которых во многом зависит уровень сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности, позволяющих учащимся осознать межпредметную сущность природных явлений и процессов и свою роль в разрешении сложных глобальных проблем взаимодействия природы и человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Многие учителя применяют межпредметные связи для развития у учащихся способности переносить умения и навыки, а также знания в другие условия обучения, а тем самым развивают у учащихся принципиально новые умения учиться, умение добывать самостоятельно знания. Следовательно, умелое использование взаимосвязей учебных предметов, связей изучаемого с изученным в смежном предмете, способствует развитию у учащихся новых умений и навыков в учении и формировании научного мировоззрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика //Наука и образование. - 1998 - № 2. - 204 с
2. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования //Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.
3. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа. - 2002. - №2. - с. 41-45
4. Дмитриев С.Д. Межпредметные связи в учебном процессе. - Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 2004. - С. 80.
5. Елагина В. Учитель в пространстве межпредметных связей// Высшее образование в России. – 2003. – «2. – С. 91-93.
6. Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 4. – С. 37-39.
7. Карпов А. О. Интегрированное знание в современной школе// Педвгогика. – 2005. - № 3. – С. 19-28.
8. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 2002.
9. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
10. Лошкарева, Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для ФПК директоров школ. - М., 1981. - 101 с.
11. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
12. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
13. Митюшин Н. Когда ОБЖ и биология вместе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2004. - № 4. – С. 45-46.
14. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с.
15. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // ОБЖ. безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. - С. 13-16.
16. Протасевич Г. М. Реализация межпредметных связей// Специалист. – 2002. - № 10. – С. 17.
17. Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 9. – С. 32-37.
18. Скаткин, М.Н., Батурина, Г.И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения: В сб.: Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч. 1. - М., 1973 - 302с.
19. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1995. - С.45.
20. Чекалов В. Межпредметные связи при изучении курса ОБЖ// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 11. – С. 12-15.
[1] Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 9. – С. 32.
[2] Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 4. – С. 37.
[3] Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. – Л.: ЛГПИ, 1983, с. 36-40.
[4] Хромов Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. – М. Айрис-пресс, 2008, с. 38-39.
[5] Хромов Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. – М. Айрис-пресс, 2008, с. 49.
[6] Семенова В. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. – 2003. - № 9. – С. 33-34.