Равновесие фирмы в условиях совершенной инесовершенной конкуренции




Минимизация издержек производства и максимизация прибыли важны не сами по себе, а для достижения фирмой устойчивости, равновесия на рынке.

Под равновесием фирмы понимается состояние, при котором она достигает максимальной эффективности производства и, следовательно, стабилизирует масштабы своей деятельности и объемы продаж.

Рассмотрим действие фирмы на рынке совершенной (свободной) конкуренции. Такую фирму часто называют конкурентной фирмой. Анализ начнем с действия фирмы в краткосрочном периоде. При этом будем предполагать, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли. Отклонение от этой цели носит, как правило, временный, ограниченный характер, иначе фирма имеет мало шансов на выживание.

В краткосрочном периоде уровень цен, определяющий равновесие на рынке, ориентирован на предельные издержки и предельный доход, с одной стороны, и объем продукции, у которой предельный доход больше предельных издержек, с другой. В результате на рынке устанавливается такая цена, при которой должна продаваться вся продукция.

Так как максимума прибыли фирма достигает при условии MR = МС, торавновесие фирмы может быть достигнуто, если фирма расширяет свое производство до уровня равенства предельных издержек с ценами: предельный доход есть цена на товар или MR = р. В этой ситуации фирма достигает оптимального объема производства и переходит в положение равновесия.

Однако в условиях совершенной конкуренции такая ситуация сохраняться длительное время не может: возможность получения прибыли будет привлекать в отрасль другие фирмы, и общее предложение возрастет, что приведет к увеличению общего объема продаж и снижению цены. Может возникнуть ситуация, когда фирма начнет нести убытки.

Это не означает, что все фирмы сразу покинут отрасль. Это не сделают те фирмы, у которых есть так называемые невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это произведенные ранее и невозместимые затраты. Например, если хозяйство заказало специальное оборудование (танк для охлаждения молока), неприменимое ни в какой другой сфере, расходы на него можно считать невозвратными.

Между тем, произойдет сокращение общего предложения за счет других фирм. Цена повысится. Она будет повышаться до тех пор, пока экономическая прибыль не станет равной нулю. Эта ситуация и называется равновесием фирмы. В условиях совершенной конкуренции равновесие фирмы в долгосрочном периоде описывается уравнением: Р (цена) = MR (предельный доход) = МС (предельные издержки) = АС (средние издержки) min.

Это равенство означает, что при данном уровне техники и технологии фирмы производят максимально возможное количество продукции с минимальными для себя, а значит, и для общества издержками. Именно поэтому совершенную конкуренцию принято считать эталоном эффективности. В действительности абсолютное выполнение всех условий рынка совершенной конкуренции нереально. Особенно трудно себе представить полную идентичность всех товаров для покупателей. В то же время в развитых странах существуют рынки, в большей или меньшей степени, напоминающие именно данный тип рынка. Так, большинство сельскохозяйственных рынков развитых стран весьма близко рынкам совершенной конкуренции. Действительно, ни один из тысяч фермеров, выращивающих пшеницу, и, тем более, ни один из покупателей не могут как-то повлиять на её цену. Мировой рынок меди имеет несколько десятков основных поставщиков. Похожая картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья (уголь, железо, олово, пиломатериалы и др.). Кстати, все эти товары являются типичными биржевыми товарами, а товарная биржа с её информационной открытостью и жёсткой стандартизацией товаров может рассматриваться как максимальное приближение к рынку совершенной конкуренции.

Для несовершенной конкуренции условия равновесия реализуются в меньшей степени. Фирма при любой из форм несовершенной конкуренции различными способами контролирует динамику рыночной цены и этим стабилизирует своё положение независимо от требований рынка и внутренней эффективности. Так, фирма-монополист может сама определять два параметра: не только объём выпуска продукции, но и цену. При этом повышать цену на свою продукцию монопольный продавец может путем ограничения своего собственного объёма выпуска, т.к. он является единственным продавцом и представляет собой всю отрасль, отсутствуют близкие товары-заменители (у покупателя нет или почти нет выбора, что позволяет монополисту осуществлять ценовой диктат), заблокировано вступление в данную отрасль для конкурентов. Следует отметить, что в условиях несовершенной конкуренции и, в частности, на монопольном рынке равновесие фирмы (MR= МС) достигается при таком объёме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума: р> АТС min. Это является источником получения монопольной (сверх) прибыли.

Задача 1

Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции 100 тонн, цена товара 2 тыс. у. е., общие издержки (на 100 тонн) составляют 130 тыс. у. е. Определите общую прибыль фирмы.

Задача 2

Фирма, совершенный конкурент, имеет две точки реализации. Спрос в первой определяется функцией q1 = 80 – P, второй - q2 = 100 – 2P. Определите, какой объем продукции надо произвести, если на рынке установилась цена 42 у. е.

Задача 3

В краткосрочный период конкурентная фирма производит 100 ед. товара Х при средних постоянных затратах 5 $ и продает их по цене 30 $ за штуку. Как изменится прибыль предприятия, если средние переменные затраты снизились с 20 до 10 $, а цена не изменилась.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: