КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА




МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №210» г. Перми

 

 

Опыт работы

«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

Чиркова Елена Владимировна,

Воспитатель,

МАДОУ «Центр развития

Ребёнка – детский сад №210» г. Перми

 

 

 

 

Г. Пермь, 2018 г.

Тема нашего работы была выбрана не случайно, так как в последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Перми. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.

В концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются воспитательная позиция родителей и педагогов». Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах.

Во ФГОС ДО одна из приоритетных задач – просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Главной целью в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

Основной целью работы «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является: объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»

Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Необходимые предпосылки для реализации данной работы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 3 до 7 лет.

Работа была построена в три этапа: констатирующий, практический и промежуточный. Контрольный этап будет проведен в конце учебного года. Каждый этап включал в себя работу с родителями и детьми.

Для реализации этапов работы нами были использованы различные методы и приемы: беседа, анкетирование, изучение анамнеза в медицинских картах.

Была разработана система мероприятий по педагогическому просвещению родителей, где были использованы следующие формы работы:

- родительское собрание «Как помочь здоровью»;

- конференция «Защита здоровья ребёнка в дошкольном учреждении и семье»;

- родительская гостиная «Волшебный мир здоровья»;

- рекомендации по организации рационального питания детей, о пользе физических упражнений для организма ребёнка, о закаливании детей;

- практические занятия с родителями, где были проведены упражнения на профилактику заболеваний.

С детьми также проводились различные формы работы:

- тренажерный путь;

- комплекс для коррекции осанки;

- комплекс оздоровительных упражнений для горла и верхних дыхательных путей;

- самомассаж ушных раковин;

- различные виды гимнастик (остеопатическая, адаптационная, глазная,

пищеварительная);

- закаливание (контрастное обливание);

- подвижные игры на прогулке и в группе.

Наша работа была рассчитана для детей и их родителей с младшего дошкольного возраста.

Работа практико-ориентирована, так как по результатам исследования была разработана система мероприятий по формированию основ здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения родителей.

Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:

· положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

· мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

· начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

· уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

 

Работа проводилась с октября 2018 по настоящее время в ДОУ № 210 Индустриального района г. Перми с детьми и их родителями.

Работа по теме направлена на выявление понимания значимости формирования основ ЗОЖ в семье у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Выявить уровнь знаний родителей основ ЗОЖ;

Содействовать расширению знаний и овладению способами организации ЗОЖ в семье.

Формировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Для решения задач нами были использованы следующие методы:

- беседа;

анкетирование родителей;

изучение анамнеза в медицинских картах;

использование наглядно-иллюстративного материала,

различные формы работы с детьми.

Работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе было проведено исследование знаний основ ЗОЖ у родителей и детей с помощью бесед и анкетирования, проведён анализ здоровья детей в группе на основе медицинских карт, разработан план работы с родителями по педагогическому просвещению ЗОЖ.

На практическом этапе были проведены методы педагогического просвещения родителей в аспекте формирования ЗОЖ у детей.

На промежуточном этапе с помощью повторного анкетирования анализировалась динамика отношений родителей и детей к ЗОЖ.

Констатирующий этап

 

С детьми была проведена беседа с целью выявления знания основ ЗОЖ. В свободной форме задавались вопросы о необходимости соблюдения режима дня, о соблюдении правил личной гигиены, о вредных и полезных привычках.

Беседа показала, что, по словам детей в 16 семьях (70%) соблюдается режим дня. Правила личной гигиены соблюдают дети из 21 семьи (91%). В целом дети позитивно относятся к необходимости приобщения к ЗОЖ. Считают, что вредные привычки (переедание, курение, гиподинамия) приносят вред здоровью.

Анализ медицинских карт показал, что 18 детей (78%) страдают хроническими заболеваниями. Преобладающие диагнозы - различные виды аллергических заболеваний, заболевания желудочно - кишечного тракта, кардиопатии. Дети часто болеют простудными заболеваниями. В целом за исследуемый период зафиксировано одиннадцать обращений к врачу с диагнозом ОРЗ и ОРВИ. Таким образом, анамнез медицинских карт детей показывает необходимость формирования в семьях основ ЗОЖ.

Анализ ответов на вопрос анкеты родителями, показал, что режим дня соблюдают в 14 семьях (51%). Свои семьи считают спортивными родители из 11 семей (48%), однако приобщены к регулярным занятиям сортом дети из 19 семей (83%). Закаливающие процедуры проводят родители из 5 семей (22%). Рационально питаются в 9 семьях (39%). Вредные привычки имеют практически члены всех семей: курят родители из 21 семьи (91%), практически родители и дети всех семей много времени проводят перед телевизором и за компьютером. Взаимоотношения в семье оценивают, как дружные - 11 (48%), с редкими ссорами - 7(30%), с частыми ссорами - 5 (22%). В целом, образ жизни как здоровый оценивают 9 семей (39%), как не вполне здоровый - 11 (48%), как не здоровый - 3 (13%). Хотели бы изменить образ жизни ради здоровья ребёнка 20 семей (87%). Помощь в формировании ЗОЖ в семье ждут родители из 17 семей (74%). Предлагаемые формы работы - лекции и консультации узких специалистов - психолога, медика, нарколога; совместные дни здоровья на природе; закаливание детей в группе, родительские собрания на тему ЗОЖ, оформление уголка для родителей с советами относительно формирования ЗОЖ в семье.

Таким образом, констатирующий этап показал, что большинство родителей детей не имеют сформированных навыков ЗОЖ, и, соответственно не смогли привить их детям. Следствием этого стали несформированность навыков ЗОЖ у детей, хронические заболевания и частые простудные заболевания детей. Полученные данные говорят о необходимости педагогического просвещения родителей в рамках ДОУ в аспекте ЗОЖ.

 

Практический этап

 

На практическом этапе используем следующие формы педагогического просвещения родителей: родительское собрание; конференция «Защита здоровья ребёнка в дошкольном учреждении и семье»; родительские гостиные - «Волшебный мир здоровья», "В мире спорта и красоты"; групповые занятия с участием родителей "Гость группы"; досуговые мероприятия: детские праздники здоровья, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»; дни здоровья; индивидуальные консультации специалистов ДОУ в аспекте ЗОЖ. В целях формирования основ ЗОЖ в семьях были использованы следующие формы наглядно - педагогической пропаганды: рекламный стенд по проблемам ЗОЖ информационные стенды в группах по проблемам ЗОЖ; информационные корзины (выявление и учёт текущих проблем в вопросах ЗОЖ).

Промежуточный этап

 

Промежуточный этап проводился в апреле после мероприятий практического этапа. На данном этапе с родителями было проведено повторное анкетирование по проблемам формирования ЗОЖ в семье. Анализ анкетирования показал, что режим дня стали соблюдать члены 17 семей (74% против 61% при первичном анкетировании); регулярно спортом занимались 15 семей (65% против 48%); систематическое закаливание стали применять 8 семей (35% против 22%); стали формировать навыки рационального питания в 14 семьях (61% против 39%); количество семей, имеющих вредные привычки сократилось с 21 до 18 (91% - 78%) - в данных семьях стали регламентировать время, проведённое у телевизора и за компьютером, родители пересмотрели своё отношение к табакокурению и употреблению спиртных напитков. Отношения в семье как дружеские оценивают 16 семей (70% против 48); считают, что ведут здоровый образ жизни родители 11 семей (48% - 39%).

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что в целом в семьях уровень сформированности навыков ЗОЖ стал выше, родители стали практически применять знания, полученные в ходе педагогического просвещения в рамках ДОУ. Следовательно, разработанные методы педагогического просвещения родителей в рамках ДОУ способствуют формированию навыков ЗОЖ в семье.

Заключение

 

Таким образом, работа во взаимодействии детского сада и семьи по формированию основ ЗОЖ, позволил нам сделать следующие выводы:

в настоящее время формирование ЗОЖ является приоритетным направлением в концепции оздоровления нации, в которой большое внимание уделяется пропаганде и формированию основных компонентов здорового образа жизни;

семейное воспитание признаётся приоритетным в вопросе формирования ЗОЖ у ребёнка, что требует укрепления сотрудничества, взаимодействия и доверительности между семьёй и образовательным учреждением в создании единого пространства развития ребёнка;

здоровье детей – цель, где сходятся интересы семьи и ДОУ;

приобретение детьми навыков защиты здоровья возможно уже в условиях ДОУ и формируются в совместной деятельности с родителями; выбор форм деятельности детей должен исходить из их возраста и интересов;

главная цель взаимодействия ДОУ и семьи в проведенной работе - помочь изменению образа жизни семьи, сделать его более здоровым.

педагогическое просвещение родителей в услових ДОУ по решению проблемы создания здоровьесберегающего пространства в условиях семейного воспитания направлена на приобщение родителей к ценностям здорового образа жизни, и обеспечивает формирование здорового образа жизни у детей дошкольников.

 

 

Приложение 1

 

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

 

1. «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребя­тишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость дви­жения лошадки также показываем, то снижая, то увеличи­вая темп повтора (20—30 секунд).

 

2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.

Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5—6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать без­звучно и с закрытым ртом (5—6 раз).

 

3. «Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до под­бородка (6 раз).

 

4. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голо­ву, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнес­ти «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5—6 раз).

 

5. «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30— 40 секунд).

 

6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раз­двинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, слов­но перед вами самый веселый в мире клоун.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: