МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №210» г. Перми
Опыт работы
«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Чиркова Елена Владимировна,
Воспитатель,
МАДОУ «Центр развития
Ребёнка – детский сад №210» г. Перми
Г. Пермь, 2018 г.
Тема нашего работы была выбрана не случайно, так как в последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, в эпоху необратимого процесса идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Перми. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
В концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются воспитательная позиция родителей и педагогов». Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI”, в Приоритетных национальных проектах.
Во ФГОС ДО одна из приоритетных задач – просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
Главной целью в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.
Основной целью работы «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» является: объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Необходимые предпосылки для реализации данной работы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 3 до 7 лет.
Работа была построена в три этапа: констатирующий, практический и промежуточный. Контрольный этап будет проведен в конце учебного года. Каждый этап включал в себя работу с родителями и детьми.
Для реализации этапов работы нами были использованы различные методы и приемы: беседа, анкетирование, изучение анамнеза в медицинских картах.
Была разработана система мероприятий по педагогическому просвещению родителей, где были использованы следующие формы работы:
- родительское собрание «Как помочь здоровью»;
- конференция «Защита здоровья ребёнка в дошкольном учреждении и семье»;
- родительская гостиная «Волшебный мир здоровья»;
- рекомендации по организации рационального питания детей, о пользе физических упражнений для организма ребёнка, о закаливании детей;
- практические занятия с родителями, где были проведены упражнения на профилактику заболеваний.
С детьми также проводились различные формы работы:
- тренажерный путь;
- комплекс для коррекции осанки;
- комплекс оздоровительных упражнений для горла и верхних дыхательных путей;
- самомассаж ушных раковин;
- различные виды гимнастик (остеопатическая, адаптационная, глазная,
пищеварительная);
- закаливание (контрастное обливание);
- подвижные игры на прогулке и в группе.
Наша работа была рассчитана для детей и их родителей с младшего дошкольного возраста.
Работа практико-ориентирована, так как по результатам исследования была разработана система мероприятий по формированию основ здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения родителей.
Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:
· положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
· мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
· начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;
· уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Работа проводилась с октября 2018 по настоящее время в ДОУ № 210 Индустриального района г. Перми с детьми и их родителями.
Работа по теме направлена на выявление понимания значимости формирования основ ЗОЖ в семье у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Выявить уровнь знаний родителей основ ЗОЖ;
Содействовать расширению знаний и овладению способами организации ЗОЖ в семье.
Формировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Для решения задач нами были использованы следующие методы:
- беседа;
анкетирование родителей;
изучение анамнеза в медицинских картах;
использование наглядно-иллюстративного материала,
различные формы работы с детьми.
Работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе было проведено исследование знаний основ ЗОЖ у родителей и детей с помощью бесед и анкетирования, проведён анализ здоровья детей в группе на основе медицинских карт, разработан план работы с родителями по педагогическому просвещению ЗОЖ.
На практическом этапе были проведены методы педагогического просвещения родителей в аспекте формирования ЗОЖ у детей.
На промежуточном этапе с помощью повторного анкетирования анализировалась динамика отношений родителей и детей к ЗОЖ.
Констатирующий этап
С детьми была проведена беседа с целью выявления знания основ ЗОЖ. В свободной форме задавались вопросы о необходимости соблюдения режима дня, о соблюдении правил личной гигиены, о вредных и полезных привычках.
Беседа показала, что, по словам детей в 16 семьях (70%) соблюдается режим дня. Правила личной гигиены соблюдают дети из 21 семьи (91%). В целом дети позитивно относятся к необходимости приобщения к ЗОЖ. Считают, что вредные привычки (переедание, курение, гиподинамия) приносят вред здоровью.
Анализ медицинских карт показал, что 18 детей (78%) страдают хроническими заболеваниями. Преобладающие диагнозы - различные виды аллергических заболеваний, заболевания желудочно - кишечного тракта, кардиопатии. Дети часто болеют простудными заболеваниями. В целом за исследуемый период зафиксировано одиннадцать обращений к врачу с диагнозом ОРЗ и ОРВИ. Таким образом, анамнез медицинских карт детей показывает необходимость формирования в семьях основ ЗОЖ.
Анализ ответов на вопрос анкеты родителями, показал, что режим дня соблюдают в 14 семьях (51%). Свои семьи считают спортивными родители из 11 семей (48%), однако приобщены к регулярным занятиям сортом дети из 19 семей (83%). Закаливающие процедуры проводят родители из 5 семей (22%). Рационально питаются в 9 семьях (39%). Вредные привычки имеют практически члены всех семей: курят родители из 21 семьи (91%), практически родители и дети всех семей много времени проводят перед телевизором и за компьютером. Взаимоотношения в семье оценивают, как дружные - 11 (48%), с редкими ссорами - 7(30%), с частыми ссорами - 5 (22%). В целом, образ жизни как здоровый оценивают 9 семей (39%), как не вполне здоровый - 11 (48%), как не здоровый - 3 (13%). Хотели бы изменить образ жизни ради здоровья ребёнка 20 семей (87%). Помощь в формировании ЗОЖ в семье ждут родители из 17 семей (74%). Предлагаемые формы работы - лекции и консультации узких специалистов - психолога, медика, нарколога; совместные дни здоровья на природе; закаливание детей в группе, родительские собрания на тему ЗОЖ, оформление уголка для родителей с советами относительно формирования ЗОЖ в семье.
Таким образом, констатирующий этап показал, что большинство родителей детей не имеют сформированных навыков ЗОЖ, и, соответственно не смогли привить их детям. Следствием этого стали несформированность навыков ЗОЖ у детей, хронические заболевания и частые простудные заболевания детей. Полученные данные говорят о необходимости педагогического просвещения родителей в рамках ДОУ в аспекте ЗОЖ.
Практический этап
На практическом этапе используем следующие формы педагогического просвещения родителей: родительское собрание; конференция «Защита здоровья ребёнка в дошкольном учреждении и семье»; родительские гостиные - «Волшебный мир здоровья», "В мире спорта и красоты"; групповые занятия с участием родителей "Гость группы"; досуговые мероприятия: детские праздники здоровья, праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»; дни здоровья; индивидуальные консультации специалистов ДОУ в аспекте ЗОЖ. В целях формирования основ ЗОЖ в семьях были использованы следующие формы наглядно - педагогической пропаганды: рекламный стенд по проблемам ЗОЖ информационные стенды в группах по проблемам ЗОЖ; информационные корзины (выявление и учёт текущих проблем в вопросах ЗОЖ).
Промежуточный этап
Промежуточный этап проводился в апреле после мероприятий практического этапа. На данном этапе с родителями было проведено повторное анкетирование по проблемам формирования ЗОЖ в семье. Анализ анкетирования показал, что режим дня стали соблюдать члены 17 семей (74% против 61% при первичном анкетировании); регулярно спортом занимались 15 семей (65% против 48%); систематическое закаливание стали применять 8 семей (35% против 22%); стали формировать навыки рационального питания в 14 семьях (61% против 39%); количество семей, имеющих вредные привычки сократилось с 21 до 18 (91% - 78%) - в данных семьях стали регламентировать время, проведённое у телевизора и за компьютером, родители пересмотрели своё отношение к табакокурению и употреблению спиртных напитков. Отношения в семье как дружеские оценивают 16 семей (70% против 48); считают, что ведут здоровый образ жизни родители 11 семей (48% - 39%).
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что в целом в семьях уровень сформированности навыков ЗОЖ стал выше, родители стали практически применять знания, полученные в ходе педагогического просвещения в рамках ДОУ. Следовательно, разработанные методы педагогического просвещения родителей в рамках ДОУ способствуют формированию навыков ЗОЖ в семье.
Заключение
Таким образом, работа во взаимодействии детского сада и семьи по формированию основ ЗОЖ, позволил нам сделать следующие выводы:
в настоящее время формирование ЗОЖ является приоритетным направлением в концепции оздоровления нации, в которой большое внимание уделяется пропаганде и формированию основных компонентов здорового образа жизни;
семейное воспитание признаётся приоритетным в вопросе формирования ЗОЖ у ребёнка, что требует укрепления сотрудничества, взаимодействия и доверительности между семьёй и образовательным учреждением в создании единого пространства развития ребёнка;
здоровье детей – цель, где сходятся интересы семьи и ДОУ;
приобретение детьми навыков защиты здоровья возможно уже в условиях ДОУ и формируются в совместной деятельности с родителями; выбор форм деятельности детей должен исходить из их возраста и интересов;
главная цель взаимодействия ДОУ и семьи в проведенной работе - помочь изменению образа жизни семьи, сделать его более здоровым.
педагогическое просвещение родителей в услових ДОУ по решению проблемы создания здоровьесберегающего пространства в условиях семейного воспитания направлена на приобщение родителей к ценностям здорового образа жизни, и обеспечивает формирование здорового образа жизни у детей дошкольников.
Приложение 1
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
1. «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20—30 секунд).
2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.
Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5—6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5—6 раз).
3. «Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
4. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5—6 раз).
5. «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30— 40 секунд).
6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.