Изменение правоспособности наименьшее.




Правоспособность

Положение (status) гражданина состоит в обладании правоспособностью (caput).

В качестве свободного лица римлянин не отличается от граждан других государств (в отвлечённом смысле); как римский гражданин он обладает публичными правами в римском государстве, а также частными правами; как глава семьи обладает имущественными и личными правами; при изменении одной из составных частей caput изменяется статус.

Умаление в правоспособности есть изменение положения (D.4.5.1).

Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния; оно случается тремя способами: именно capitis deminutio бывает наибольшая или меньшая, которую некоторые называют средней, или же наименьшая (Gai. Inst. 1.159). Существует три рода умаления правоспособности: наибольшее, среднее, наименьшее, ибо мы обладаем тремя качествами - свободой, гражданством, принадлежностью к семье. Поэтому, когда мы утрачиваем все это, т.е. свободу, гражданство, принадлежность к семье, то умаление правоспособности является наи большим, когда же мы утрачиваем гражданство, но сохраняем свободу, то умаление правоспособности является средним, когда сохраняются и свобода и гражданство, а изменяется лишь семья, то ясно, что умаление правоспособности является наименьшим (D.4.5.11).

 

Изменение правоспособности наибольшее.

Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы (Gai. Inst. 1.9; D.l.5.3).

Наибольшая (capitis deminutio) бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права, и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они не внесли своего имущества в цензорские списки или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя на родине в рабство, делаются на основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорождённые женщины, которые согласно сенатскому постановлению Клавдия делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с рабами (Gai. Inst. 1.160).

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе... (D. 1.5.4.1).

Если вследствии утраты свободы наступает умаление правоспособности, то прежнее положение не восстанавливается (D. 4.5.7.2).

 

Изменение правоспособности среднее.

Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с теми, которых изгоняют из пределов отечества (Gai. Inst. 1.161).

Посредством утраты гражданства происходит умоление правоспособности, например при воспрещении воды и огня. Те кто совершил государственную измену, умаляются в правоспособности до такой степени, что теряют гражданство (D. 4.5.5.1).

Также, когда утрачено гражданство, то нет никакой справедливости в требовании восстановления прежнего положения против того, кто, утратив имущество и гражданство, живёт голым в изгнании (D.4.5.7.3).

Ибо и другие обязанности, которые являются публичными, не кончаются при этом: ибо умаление правоспособности ведёт к утрате частных прав чело­века и его семьи, а не гражданства (D.4.5.6).

 

Изменение правоспособности наименьшее.

Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмпции, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципации; при том сколько раз кто манципируется или отпускается на волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности (Gai. Inst. 1.162).

Лица, подвергшиеся умалению правоспособности, остаются связанными натуральными обязательствами по тем делам, которые предшествовали умалению правоспособности (D.4.5.2.2).

Для сына, освобождённого из-под власти отца, и Для других таких лее лиц имеет место умаление правоспособности в отношении прежнего времени, так как никто не может быть освобождён, не будучи приведён в воображаемое рабское состояние (D.4.5.3.1)*

В самом деле, когда отец семейства дает себя на усыновление или когда женщина переходит во власть мужа, то все их вещи, бестелесные и телесные, равно и все вещи, которые им причитались с других, приобретаются усыновителем или фиктивным мужем, за исключением тех, которые уничтожаются вследствии умалени правоспособности, как, например, полное пользование, обязательство личных работ вольноотпущенников, клятвенно заключенное, и иск, доведенный до момента засвидетельствования спора в суде (Gai.Inst.3.83)

Подобно тому, как участие в товариществе не переходит к наследникам участника товарищества, так оно не переходит и к совершившему адрогацию, дабы лицо не стало участником товарищества вопреки воле других лиц, которые его не хотят. (D.17.65.11).

Категории лиц

Основное деление, относящееся к праву лиц, заключается в том, что все люди суть или свободные, или рабы (D.1.5.3).

Далее из свободных людей однb – свободнорождённые, другие отпущенные на волю (Gai. Inst. 1.9-10).

Свободнорождённые это - родившиеся от свобод­ной матери; достаточно, чтобы она была свободна во время рождения, хотя бы она зачала будучи рабыней (D. 1.5.5.2). Есть три рода вольноотпущенных: они или римские граждане, или латиняне, или покорённые (Gai.Inst. 1.12).

Именно лицо, удовлетворяющее следующим трём условиям: если оно старше тридцати лет, было у господина по праву квиритов и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством виндикты, или вследствии занесения в цензорский список, или в силу завещания то такое лицо признаётся римским гражданином в случае, если одного их этих условий не достаёт, то оно будет латином (Gai.Inst. 1.17).

 

Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались. Следовательно рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя они были в полной власти господ, но всегда будем их причислять к покорённым и сдавшимся римскому народу (Gai. Inst. 1.14-15).

...Свобода тех, которые поступили в число покорённых, самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, накакой императорский указ не даёт им прав римского гражданства (Gai. Inst. 1.26).

Латины приобретают права римского гражданства многими способами (Gai. Inst. 1.28).

Кроме того, эдиктом Нерона постановляется, чтобы латин получал квиритское право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца, ценностью 10 000 сестерций, и коль скоро построит в Риме дом, на который израсходует не менее половины имущества, перешедшего от отца (Gai. Inst. 1.33).

Другое положение тех, которые по латинскому праву приобретают права римского гражданства вместе с детьми, ибо дети их будут под отцовской властью. Право это предоставлено было некоторым иноземным общинам, которые пользовались латинским

правом большего объёма, ибо есть различие между латинским правом больших размеров и меньших, первая форма juris Latini бывает тогда, когда приобретают права римского гражданства как те, которые отправляют высшие должности, так и их родители, дети и жёны, вторая имеет место тогда, когда приобретают римское гражданство только те, которые исполяют общественную или почётную должность (Gai. Inst. 1.95-96).

См. выше: (Gai. Inst. 3.56).

 

Юридические лица.

Не предоставляется всем вообще учреждение (право учреждать) ни товарищества, ни коллегии, ни союза, ибо и законами, и сенатусконсультами принцепсов это дело ограничивается....Разрешено образовывать союз участникам в сборе государственных налогов или для разработки золотых приисков, или серебряных рудников и соляных варниц.

Те, которым разрешено образовать союз под именем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие вещи, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща (D.3.4.1).

Принадлежат совокупности, а не отдельным ли­цам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и тому подобное... Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности, и потому божественные братья дали рекрипт в том смысле, что раба общины можно допрашивать под пытками для доказательства обстоятельств, говорящих как против члена общины, так и против него (D.1.8.6.1).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: