Проблемы интеллектуальной собственности в России.




 

Процесс перехода от плановой к рыночной экономике в нашей стране сопровождается оттоком квалифицированных кадров.

 

Он протекает двояко:

Как широкое перемещение специалистов из сфер, связанных с наукой в другие сферы в нашей стране – внутренняя утечка;

Как продолжительный или постоянный отъезд за границу (эмиграция) – внешняя утечка;

 

В том и в другом случае результаты одни и те же:

® Гибель создававшихся десятилетиями школ и коллективов;

® Резкое торможение научных разработок и их внедрения;

® Снижение эффективности инвестиций в фундамент и прикладную науку;

® Дезорганизация рынка труда научных кадров;

® Политика государства лишается в научно технической сфере устойчивости и перспективы;

® Социальные последствия:

Быстрое падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании, прежде всего молодежи;

— Разрушается заинтересованность во вложениях в нашу науку у зарубежных инвесторов;

 

Растущая безработица и другие негативные процессы толкают к эмиграции.

Процесс эмиграции высококвалифицированных кадров из России идет одновременно как бы в двух направлениях:

Трудовой эмиграции (Преимущественно возвратной, с сохранением гражданства);

Этнической эмиграции (Как правило безвозвратной, с сохранением или не сохранением гражданства);

 

Россия сталкивается с рядом серьезных проблем в формировании и развитии рынка высококвалифицированных кадров. В данной связи целесообразно обратиться к опыту, накопленному странами Восточной Европы, которые разработали механизмы, смягчающие отрицательные последствия при переходе к рынку труда.

По имеющимся оценкам американцы экономят на привлечении ученых–эмигрантах около 1 млрд. долларов в год (доход). Понятно, что адекватный этому доходу ущерб несут страны–экспортеры.

 

Внутренняя эмиграция, прежде всего в коммерческую деятельность, вызвана следующими причинами:

Значительной дифференциацией величины вознаграждения за труд;

Невозможностью в условиях кризиса реализовать свои творческие способности собственно в науке;

По отношению к внешней эмиграции действительны те же причины, но добавляются различия на рынках труда стран–экспортеров и стран–импортеров рабочей силы. Последние таковы, что в условиях резких структурных изменений в России создается определенный избыток кадров как раз на тех направлениях, которые связаны с большей склонностью к эмиграции и с большими шансами на получение за границей работы по специальности.

В следствии «внутренней утечки умов » наибольшие потери несут:

— инженерно технические науки;

— экономика и управление;

— в меньшей мере право;

наименьшие:

— медицина, физика, гуманитарные науки.

 

Эта тенденция отражает резко возросшую потребность активно развивающихся коммерческих структур в специалистах финансово–экономической деятельности и прикладным технологиям, что воплощает общую специфику рынка труда в трансформируемых экономиках.

По иному складывается ситуация на рынке «внешней эмиграции ». Наибольший отток (11-14%) — математика, информатика, медицина, химия, биология, физика. Характерно, что именно представители этих специальностей наиболее интенсивно мигрируют в рамках международного рынка.

Опыт ряда государств, раньше чем Россия столкнувшихся с широкомасштабным оттоком интеллектуального потенциала и выработавших соответствующие защитные механизмы, показывает, что существует возможность в определенных пределах воздействовать на стихийный процесс «утечки умов» и уменьшить его отрицательные последствия для экономики страны.

Кардинальное решение экономики стояло бы в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия®Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.

В России, к тому же, пока отсутствует комплексная законодательно–нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней трудовой миграцией и прежде всего с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию.

Не сформирована система государственного регулирования миграционных процессов. Отсутствует орган, осуществляющий оперативные функции по реализации политики внешней трудовой миграции, и системы таких органов на местах, нет четкой регламентации деятельности посреднических фирм по трудоустройству российских граждан за границей, не отработан порядок взаимодействия таких фирм и государственных служб по регулированию внешней трудовой миграции.

 

Отсутствие адекватного регулирования рассматриваемого процесса может привести к ряду последствий:

Усилению несбалансированности профессионально–квалификационной структуры на национальном рынке труда, сопровождающемуся отъездом на работу за границу работников дефицитных профессий;

Росту масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции;

Социальной беззащитности российских граждан, работающих за рубежом и потере валютных поступлений от них;

Недоиспользованию в стране приобретенных российскими гражданами во время работы и стажировки за границей профессиональных знаний.

 

Исходя из интересов российских граждан, и отправляясь к конвенции «О трудящихся мигрантах» Международной организации труда следует использовать имеющиеся возможности регулирования процесса эмиграции из России высококвалифицированных специалистов. Так в статье №10 упомянутой конвенции говорится:

«Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того статья №3 требует от каждого участника конвенции принимать меры в пределах, разрешаемых законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.

Это указывает на острую необходимость разработки государственной программы регулирования «интеллектуальной миграции» для объединения усилий государственных органов и альтернативных структур, международных организаций и фондов, научной общественности и средств массовой информации в деле защиты отечественного интеллектуального потенциала.

 

Главными целями этой программы должны быть:

Определение принципов и механизмов реализации долгосрочной политики России в области миграции ученых и специалистов;

Защита от гибели в результате неконтролируемой «утечки умов» жизненно важных сфер отечественной науки и ценных научных школ;

Сведение к минимуму ущерба народному хозяйству России от выбытия за рубеж научно–технической и творческой интеллигенции путем создания соответствующих организационно–правовых и социально–экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: