Задания для самостоятельной работы. 1. Осуществите самозачет по системе психологических терми­нов и понятий




1. Осуществите самозачет по системе психологических терми­нов и понятий, относящихся к характеристике периода молодос­ти, взрослости, зрелости, старости.

Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрос­лость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизнен­ный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, предстарческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.

2. Подготовьте доклад на тему «Жизненные кризисы и их роль в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях». Раскройте их сущность, причины, возможности предупреждения или преодоления. В качестве исходного материала используйте ре­комендованную литературу.

3. Напишите эссе «Психологический портрет старого человека», в которое включите пункты: Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости; Особенности личности в старости; Особенности познавательных процессов в старости.

 

4. Письменно ответьте на вопросы:

Вопрос 1 Наиболее развитой психологиче­ской теорией старения являет­ся:

  1. Теория «программированного» старения
  2. Теория «непрограммированного» старения
  3. Психоаналитическая теория старения
  4. Теория старения, выдвинутая гуманистической психологией
  5. В настоящее время не существу­ет обобщенной психологической теории старения

Номер правильного ответа -?

Вопрос 2 По данным американских иссле­дователей, наиболее дефицитарным видом памяти в ста­рости является:

  1. Кратковременная память
  2. Долговременная память
  3. Память на отдельные события
  4. Оперативная память
  5. Иконическая память

Номер правильного ответа -?

Вопрос 3 Старость - это период:

  1. Инволюции на биологическом и психологическом уровнях
  2. Биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне
  3. Возможного развития личности
  4. Стабилизации на уровне позна­вательных процессов
  5. Неизбежной деградации лично­сти

Номер правильного ответа -?

Вопрос 4 В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:

  1. «Вербальный» интеллект в це­лом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» ин­теллект проявляет тенденцию к угасанию
  2. «Невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интел­лект проявляет тенденцию к угасанию
  3. Все структуры интеллекта об­наруживают признаки инво­люции
  4. Интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти
  5. Интеллект снижается ввиду от­сутствия компенсаторных про­цессов

Номер правильного ответа -?

Вопрос 5 Личность в старости:

  1. Однозначно изменяется в пла­не «заострения» личностных черт
  2. Может не претерпеть сущест­венных изменений в случае оп­тимального старения
  3. Неизбежно деградирует
  4. Неизменно характеризуется стабилизацией личностных черт
  5. Не была предметом системных психологических исследова­ний

Номер правильного ответа -?

Вопрос 6 Сохранность личности в ста­рости связана с:

  1. Хорошим уходом и питанием
  2. Спокойным образом жизни
  3. Сохранностью здоровья
  4. Сопротивлением условиям, бла­гоприятствующим социальной изоляции, вовлеченностью в со­циально значимую деятель­ность

Номер правильного ответа -?

Вопрос 7 Согласно исследованиям школы П.Балтеса мудрость-это:

  1. Экспертная система знаний, ориентированная на практиче­скую сторону жизни
  2. Система глубоких теоретиче­ских знаний
  3. Эмоциональное принятие собст­венной старости
  4. Принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысле­ния
  5. Оптимистическое отношение к действительности

Номер правильного ответа -?

Вопрос 8 Согласно исследованиям школы П.Балтеса мудрость присуща:

  1. Всем пожилым и старым людям
  2. Людям, прожившим очень дол­гую жизнь
  3. Пятидесяти процентам пожилых и старых людей
  4. Большинству старых людей
  5. Пяти процентам пожилых и старых людей

Номер правильного ответа -?

Вопрос 9 Согласно Э. Эриксону, основной задачей старости является:

  1. Поддержание самостоятельно­сти
  2. Участие в производительной жизни общества
  3. Воспитание внуков
  4. Формирование окончательного целостного представления о себе
  5. Продление собственной жизни возможными средствами, за­бота о здоровье

Номер правильного ответа -?

Вопрос 10 Вопрос о смысле жизни для лю­дей пожилого возраста:

  1. Утрачивает смысл
  2. Является сущностным
  3. Является болезненным
  4. Является индифферентным
  5. Является формальным

Номер правильного ответа -?

Рекомендованная литература.

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.
  2. Выготский Л.C. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6т. М., 1983.т.5.
  3. Гамезо М.В.,Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. М.: Издательский дом «Ноосфе­ра», 1999.
  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1987.
  5. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: “ЭКСМО”, 2002.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н-Д, 1996.
  7. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или це­лостность? // Мир психологии, 1999, №2, с. 80-96.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб: «Питер», 2000. Краснова О.В. 7.
  9. Социальная психология старения как ос­новная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-106.
  10. Лабиринты одиночества.// Под ред. Н.Е.Покровскиого. М. Прогресс, 1989.
  11. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрело­сти и старения, 1998, №4, с. 13-22.
  12. Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального об­служивания пожилых людей. // Мир психологии, 1999, №2, с. 164-168.
  13. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем воз­расте и проблема психологического витаукта. // Мир психологии, 1999, №2, с. 133-141.
  14. Монахов Н.А. Плоды подсознания: Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. – М., 1995.
  15. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклон­ном возрасте. // Мир психологии, 1999, №2, с. 111-123.
  16. Рощак К. Психологические особености личности в пожи­лом возрасте. Автореф. канд. дис. М., 1990.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н-Д, 1995.
  18. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.
  19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.,: МПСИ, «Флинта», 1999.
  20. Фролькист В.В. Системный подход, саморегуляция и ме­ханизмы старения. // Геронтология и гериатрия. - Киев, 1985, с. 12-23.
  21. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жиз­ни. // Мир психологии, 1999, №2, с. 74-80.

 

 


[1] Оптант – выбирающий профессию (от лат.optatio – «желание», «избирание»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: